«АТО» доброго пастора, или Как бездарно потерять страну
24.04.2014 08:00
Российские политики упорно требуют от своих украинских коллег «услышать Донбасс» и удовлетворить все требования вооруженных людей, захвативших здания местных администраций и правоохранительных ведомств. Москва настаивает, что это русскоязычные жители Украины, которые просто борются за свои права, и угрожающе предостерегает Киев от силового варианта.

Тем временем в самой России 15 апреля была проведена очередная спецоперация против еще одной группы кавказских боевиков. Не вступая с ними в диалог и не пытаясь услышать требования вооруженных дагестанцев, которые, возможно, тоже всего лишь борются за свои права, российские силовики просто ликвидировали их физически.

Всего же с начала этого года на Северном Кавказе силами ФСБ и МВД было уничтожено более 70 таких «повстанцев». При этом Россия отказывается признать за собой использование политики двойных стандартов, но обвиняет в ней Запад и Украину…




«Власовцы» vs. «фашисты»

Тем жителям Донбасса, которые сейчас нацепили на себя черно-оранжевые ленточки и орут «Россия! Россия!», нельзя отказать в некоторой оригинальности мышления. Ведь сначала они просто выступали против Евромайдана, поддерживая совершенно украинскую власть регионалов, и участвовали в «антимайданах» Мариинского парка. Кстати, именно там они впервые использовали эти ленточки в качестве своего отличительного знака.



Нужно заметить, что судьба этой ленточки такая же не простая, как и то, что творится в головах у её носителей. Дело в том, что, появившись на свет в мае 2005 года как символ 60-го Дня Победы, эта гвардейская, по всем признакам, лента почему-то стала именоваться георгиевской. Хотя наградная лента царского ордена была несколько иного цвета (черно-желтый) и никакого отношения к Великой Отечественной не имела. Ну, если не считать того, что «возрожденными» георгиевскими наградами тогда одаривали друг друга власовцы, офицеры казачьего корпуса СС и прочие коллаборационисты.

Эта досадная ошибка, видимо, была следствием отсутствия необходимых знаний об отечественной геральдике у устроителей акции «Я помню, я горжусь». А в декабре 2013 года этот символ 9 мая решили использовать в своих целях «антмайдановцы», заявляя, что таким образом они «борются с фашизмом», как и их дедушки. О том, что «деды воевали» не с георгиевскими лентами, а против носивших их власовцев и русских эсэсовцев, они тоже не слышали.




Печальный курьез усугубило появление в руках «антифашистов» российского триколора. Точно с таким же с фашистами воевали РОА, бригада Каминского и русская дивизия СС «РОНА», трехцветными были повязки у некоторых русских «хиви». Подчеркнем: у тех, кто воевал вместе с фашистами против Красной армии. Теперь же внуки победителей (или побежденных, поди разберись там) машут триколорами, цепляют на себя ленточки, называемые «Георгиевскими», и утверждают, что выступают против фашистов…




Разруха в головах

Впрочем, не путаница в символах придает трагичность этой ситуации, а полный хаос в намерениях и целях людей, их использующих. Сначала они осуждали Евромайдан за беспорядки и захваты административных зданий и поддерживали действующую власть во главе с президентом Януковичем. Но после его бегства сами стали использовать методы своих противников и даже превзошли их. Называли новую власть «незаконной хунтой», захватывали здания администраций и силовых структур, взламывали оружейки, штурмовали военные части. И практически свергали на местах остатки той власти, которую поддерживали еще пару месяцев назад.

При этом они сразу же выдвигали лозунги «присоединения к России». Причем немедленного. Для этого и провозглашались опереточные «республики» с семейными «правительствами» - чтобы сначала быстро провозгласить независимость, а потом сразу же подать заявку на вступление в состав РФ. То есть это была их главная и, похоже, единственная цель – вслед за Крымом отдать России Донбасс, Харьков… ну и как дальше получится.





Но затем их лозунги вдруг поменялись. Вместо истерического «Россия, спаси, нас убивают бандеровцы!» главным тезисом вдруг стали «Украина, услышь Донбасс!». Вдруг оказалось, что они уже не хотят в Россию, а лишь выступают за референдум, федерализацию и второй государственный язык. Их активисты даже стали посылать друг другу обращения с просьбой убирать трехцветные флаги, дабы «не давать повода обвинить нас в сепаратизме, а Россию в захвате».

И даже «зеленые человечки» вместе с вооруженными автоматами «ополченцами», еще недавно красовавшиеся перед фотокамерами на фоне захваченных зданий УСБУ и РОВД, вдруг куда-то передислоцировались. А оставшиеся на баррикадах молодые люди, явно не спешащие на работу или учебу, и довольно улыбающиеся пенсионеры со сковородками в руках начали заявлять о сугубо мирном характере своих протестов.




Что же произошло? Есть мнение, что т.н. «сепаратистов» спугнули две вещи. Во-первых, активное политическое вмешательство в этот конфликт Запада, который прямо обвиняет в его провоцировании Россию. Поэтому Москва решила пока что убрать признаки своего непосредственного присутствия на Донбассе и Харьковщине, изображая из себя лишь озабоченного стороннего наблюдателя. Во-вторых, объявленная Киевом «антитеррористическая операция», которая угрожала им физической зачисткой и, в лучшем случае, большими неприятностями с законом.

Однако, как оказалось, опасения «сепаратистов» были совершенно напрасны…




Странная капитуляция

Ситуацию в захваченных «сепаратистами» городах Донецкой области тоже не назовешь иначе как театром абсурда. Удивление вызывал уже сам захват, который в большинстве случаев проходил без всякого сопротивления со стороны местных отделов МВД и СБУ. Даже когда захватывались их здания – с секретной документацией и оружейными комнатами. Бездействие силовиков, капитулировавших часто даже не перед вооруженными «зелеными человечками», а просто перед толпой гопников, не поддается никакому осмыслению.



На ум приходит только одно: и «менты», и «избушечники», и местная власти, и местная «братва» были в сговоре. Разыграли комедию «штурма», впустили к себе определенных людей и позволили провозгласить в своем городе «республику».

При этом, например, милиционеры Горловки позволили себя практически унизить и морально растоптать аферисту, который построил их, заставил отдавать себе честь, командовал ими и даже представил им «нового начальника городского отдела». Позже оказалось, что человек, называвший себя «подполковником российской армии», является местным криминальным авторитетом.



Возникают два вопроса. Первый: неужели никто из милиционеров не признал в аферисте местного «блатного»? Второй: даже если и не признали, то какого лешего украинские милиционеры стоят во фрунт перед «подполковником российской армии»?

В свое время управление полиции порядка Киева (1941-43 гг.) так и не смогло сформировать работоспособный криминальный отдел для борьбы с ворами и урками, невероятно расплодившимися в условиях оккупации. Бывшие работники советского УГРО наотрез отказывались работать в полиции – даже за хорошую пайку, даже ловить карманников и домушников. У них была честь! Увы, их поганые внуки о ней и не слыхивали…




Впрочем, какая уж там честь у современных силовиков, которые и законов-то придерживаются не всегда! Однако эти инциденты продемонстрировали, что у милиции и СБУ не сработал даже инстинкт страха перед вышестоящим начальством. То есть, пропуская в секретные комнаты и оружейки «восставших», они не боялись, что им придется отвечать за это - если не перед Донецком, то уж перед Киевом точно. А ведь еще недавно утеря всего одного пистолета или уголовного дела была ЧП, за которое работнику органов устраивали служебный ад!

Объяснить это одним только «развалом милиции» невозможно. И уж тем более непонятно, что произошло во время захватов зданий СБУ. Очевидно одно: случившееся было не спонтанным «восстанием народа», о котором денно и нощно вещает российский агитпроп. И донбасские силовики наверняка знали заранее, что произойдет. Вопрос лишь в том, кто именно и какими посулами уговорил их «постоять в стороне»?







«Мы дадим вам по яйцу!»

Казалось бы, слаженные и решительные действия Киева могли бы взять верх над этим хаосом и абсурдом и быстро восстановить закон и порядок на Востоке Украины. Достаточно было бы нескольких подразделений быстрого реагирования и оперативных групп, чтобы покончить с «сепаратистами» за сутки-двое. Увы, оказалось, что новая украинская власть в Киеве еще более бездарна и беспомощна, чем её подчиненные на Донбассе. И в голове у неё царит куда более тяжелая разруха.

Всё начиналось достаточно серьезно: уже 7 апреля, сразу после первых захватов в Донецке и Луганске, и.о. президента-спикера Турчинов объявил о начале «антитеррористической операции» (АТО). И даже создал «антикризисный штаб». В небо были подняты несколько украинских истребителей, летавших над восточными областями и что-то там демонстрировавших «сепаратистам».




На восток началась переброска первых подразделений Нацгвардии и Вооруженных сил. Колонны бронетехники (включая САУ) вряд ли были нужны при зачистке захваченных «сепаратистами» объектов, но могли прикрывать рубежи на случай прямой агрессии российских войск, концентрирующихся по ту сторону границы.

Увы, уже тогда украинские военные столкнулись с несколько неожиданной для себя проблемой: «сепаратисты» агитировали сочувствующих, пугали их, что «хунта посылает против нас войска с Западной Украины, убивать наших мужей и братьев», - и всегда находились два-три десятка глупцов, отваживающихся встать на защиту». Так началось блокирование украинских войск местным населением. Постепенно в процесс втягивались жители окраин и поселков, выходившие на эту забаву целыми семьями. Некоторых «мужей и братьев», на радостях перебравших алкоголя, женам и сестрам приходилось чуть ли не вытаскивать из-под гусениц боевых машин.




Киев никак не отреагировал на откровенное проявление мятежа уже среди гражданского населения, вызванного оголтелой антиукраинской пропагандой и запугиванием людей «боевиками Правого сектора». Важно надувая щетинистые щеки, новая власть не пожелала пойти на прямой диалог с народом и доходчиво пояснить людям ситуацию. И продолжала посылать на восток батальон за батальоном, которые просто застревали на околицах, окруженные истерично орущей толпой. Никаких указаний от и.о. главнокомандующего на этот счет не поступало: мол, выкручивайтесь сами!



В конце концов, военным пришлось для разгона потерявшей всякий страх толпы стрелять поверх голов, раздавить парочку «жигулей», а желающим стащить с брони парочку солдат пригрозить гранатой с выдернутой чекой. После этого пыл местных жителей значительно поутих. Однако их трофеями уже стали несколько бронемашин 25-й бригады ВДВ, которая просто отдала их наехавшим на них местным гопникам и визжащим бабам.

Уже на следующий день на «трофейной» технике с удалью рассекали «бойцы Донецкой республики». Это был не просто позор, а позорное поражение. Ничего подобного в Киеве не испытывали со времен Гражданской войны, когда большевики агитацией разлагали и переманивали к себе целые полки УНР.




Но и.о. главнокомандующего был невозмутим и продолжал… объявлять о начале «антитеррористической операции». Действительно, тут Турчинов напоминал заезженную пластинку: о начале АТО было объявлено 7 апреля, затем 12 апреля, 14 апреля был собран СНБО (на который проперлась Юлия Тимошенко) для обсуждения начала АТО, затем 15 апреля Турчинов подписал указ о начале АТО.



А она всё никак не начиналась! Информация о том, что колонны техники уже входят в захваченные «сепаратистами» Славянск и Краматорск, оказались утками. Военные компактно разместились в нескольких точках и занялись приемом гуманитарной помощи от спонсоров и местного населения. Спецподразделения МВД и СБУ, если они и были, то где-то прятались, потому их так никто и не увидел. И вообще, судя по тому, что власть обратилась с призывом к бывшим сотрудникам «Беркута» вернуться на службу, со спецназом у неё явно большие проблемы. Возможно, его вообще больше нет.

На эту мысль наводят практически брошенные захватчиками здания СБУ в Луганске, ОГА в Донецке, горсовета в Енакиево. Их уже и освобождать не нужно, достаточно просто прийти и вновь взять под охрану государства! Но почему же этого никто не делает? Неужели некому?




Вся Украина, и особенно жители восточных регионов, с напряжением следили за развитием событий. Но они развивались однобоко. «Сепаратисты», увидев, что никто так и не собирается с ними бороться, вновь оживились и продолжали захватывать новые объекты и усердно возводить баррикады и блокпосты на дорогах. Некоторые из них настолько обнаглели, что попытались совершить налеты на воинские части, но получили неожиданный вооруженный отпор.

А вот и.о. главнокомандующего, являющийся заодно не только спикером Рады, но и протестантским пастором, велел… приостановить АТО на время пасхальных праздников. Таким образом, операция практически завершилась, так и не начавшись.


Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Трудно понять, чем руководствуется находящаяся у власти клика БЮТ, которая в марте сдала России Крым, а сейчас фактически сдает ей Донбасс. Ведь ходят слухи о том, что между Тимошенко и Кремлем существуют некие тайные договоренности. Во всяком случае, ничем иным пояснить откровенное бездействие власти пока что невозможно.

Сознательный провал силовой АТО означает, что Киев фактически пустил дело на самотек: мол, будь что будет, а мы пока подождем. Непонятно, правда, чего именно ждать? Захвата Донбасса Россией, провозглашения Новороссии – или падения этих регионов в кровавый хаос?

Еще несколько дней назад в том же Славянске было все относительно спокойно. Наличие в городе двух-трех сотен «сепаратистов» и десятка баррикад местные жители рассматривали как увлекательную экзотику.




Но затем ситуация стала резко меняться в худшую сторону. Перестрелка на окраине Славянска, в которой погибли несколько человек, стала лишь одним из эпизодов разворачивающейся катастрофы.



В то время, как «сепаратисты» и кремлевские СМИ утверждают, что это был «Правый Сектор» и даже размахивают какими-то «визитками Яроша» (несгораемыми, видимо), а Киев обвиняет в провокациях Россию, местные жители утверждают, что это были типичные «разборки». Возможно, криминальные, возможно, между разными отрядами «ополчения».




Почему и нет? Неделю назад в Славянске аферисты от имени «Донецкой республики» решили обложить «налогом» гастрономы и винные лавки. Это были первые ростки криминальной анархии. Теперь, похоже, в лишенном законной власти и самозаблокировавшемся регионе начались разборки между желающими «держать город». Это напоминает ситуацию в Чечне 1995-2000 годов, когда между отрядами полевых командиров нередко вспыхивали бои: тайп шел на тайп из-за спора, кому контролировать населенный пункт, контрабандную тропу в горах, денежные потоки из-за рубежа.

Впрочем, по сообщениям из Славянска, к вечеру пасхального воскресения на окраинах города стрельба велась уже на нескольких блокпостах. Если это не палили на радостях в воздух разговевшиеся «защитники Донецкой республики», то для обычного выяснения отношений это слишком много. И тут всплывает еще одна версия: «антисепаратистских партизан», то есть проукраинских жителей региона, отнюдь не желающих его присоединения к России, которые без лишних слов решили бороться с оккупантами и коллаборационистами.

Впервые эти «партизаны» появились в Донецке в ночь на 15 апреля, когда неизвестные забросали «коктейлем Молотова» баррикады вокруг ОГА. По свидетельству очевидцев, это были какие-то подростки. Теперь, возможно, более серьезные взрослые дядьки решили «поиграть в Ковпака».

Увы, как ни грустно это признавать, но пока что отпор «сепаратистам» дали лишь эти полумифические «донецкие партизаны». Ни местная милиция, ни СБУ, ни присланные Киевом войска этого не сделали. Центральные власти, можно сказать, сознательно самоустранились от контроля ситуации в двух восточных областях страны. Да и в Харькове тоже, где милиция, по приказу Авакова, гоняла не «сепаратистов», а «Правый сектор».

Зато неожиданным защитником Украины стал новоназначенный губернатор Днепропетровска, влиятельный олигарх Игорь Коломойский, выступивший как радикальный оппонент Путина. За считанные дни он полностью ликвидировал очаги «сепаратизма» у себя в области, а затем принялся действовать в более широких масштабах: начал формировать батальон «Днепр», фактически создавая собственную армию, и объявил денежное вознаграждение за поимку «сепаратистов».



Таким образом, Коломойский начал превращаться в эдакого днепропетровского «батьку Беню», который своими выпадами в адрес Путина и «антисепаратистскими» затеями приобрел определенную популярность у украинских патриотов. И.о. главнокомандующего бездействует, Аваков лишь мстит «Правому сектору», Тимошенко только сотрясает воздух, других политиков и вовсе не слышно - и только Коломойский защищает Неньку. Думается, что этим он заработал себе политический капитал на много лет вперед. Но вот пригодится ли он в такой стране?

Дело в том, что если «антитеррористическая операция» Турчинова так и не начнется по-настоящему, то под вопросом окажутся не только майские президентские выборы, которые должны, наконец, легализовать февральскую смену власти. Под вопросом окажется целостность Украины, и речь будет идти уже не только о Донбассе.



Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA