Киев взрывает Донбасс
24.04.2014 10:20
Нынешние волнения в Донбассе — вовсе не смута, подготовленная неведомыми российскими диверсантами, которых так никто публике и не предъявил. Это реальное восстание местного населения, уже жестоко страдающего от непрекращающегося конфликта центральных властей с Россией, и ожидающих ухудшения ситуации. Проблемы, с которыми сталкивается регион, более чем реальны, и продолжение конфронтации с восточным соседом грозит коллапсу экономике Донбасса и мощнейшему социальному взрыву в регионе.

Связаны с Россией


И их жители, и местные элиты совершенно не зря опасаются возможного закрытия украинско-российской границы, поскольку эти регионы ждет кризис, схожий с тем, что пережила вся страна в 90-х годах. Донецкая и Луганская область вместе составляют Донецкий экономический район, на который приходится 9,23% территории Украины, и где проживают 14,58% населения страны (если считать население Украины с учетом Крыма). Главные отрасли – угольная промышленность, черная металлургия, коксохимия, тяжелое, электротехническое и транспортное машиностроение, электроэнергетика, химическая, строительная и легкая промышленности, высоко интенсивное сельское хозяйство и др., причем львиная доля этой продукции идет на экспорт, и в первую очередь — в Россию.

Это советское наследие: с 1920-х годов промышленность здесь развивалась в тесной связи с предприятиями, расположенными в центральном регионе РСФСР и в Поволжье. И после распада СССР эти связи продолжали оставаться весьма тесными, чему способствовало и наличие более 1000 км общей границы. Но в случае разрыва экономических отношений с Россией они просто не смогут переориентироваться на внутренний рынок (он слишком мал для объемов Донбасса), ни на другие экспортные направления в случае разрыва экономических отношений с Россией.

Во-первых, значительная часть отечественной продукции либо не отвечает нынешним требованиям покупателей, либо не соответствует существующим, достаточно жестким стандартам (особенно это касается стран ЕС), переход на которые потребует существенных финансовых расходов, измеряемых миллиардами или даже десятками миллиардов долларов. Именно поэтому соглашение с ЕС предусматривает 10-летний адаптационный период — предполагается, что украинские предприятия за это время смогут перейти на новые стандарты. И именно крайне высокая стоимость такой адаптации и стала причиной для паузы в ассоциации с Евросоюзом, взятой украинскими властями в прошлом году. Кроме того, конъюнктура на мировых рынках для продукции предприятий Донбасса который год остается очень сложной: цены и на уголь, и на металл остаются достаточно низкими, а конкуренция на платежеспособных рынках только усиливается.

Донецк — под огнем


В первую очередь из-за торговых войн с Россией в прошлом году экспорт товаров из Донецкой области сократился на 21%, или на $650 млн. Меткомбинат “Азовмаш”, специализирующийся на выпуске холодильной техники завод “Норд” и некоторые другие предприятия практически остановили производство, а, например, Мариупольская конфетная фабрика, просуществовавшая более 100 лет и благополучно пережившая Гражданскую и Великую Отечественную войны, начало 1990-х годов, экономические кризисы 1998-го и 2009-го, вообще прекратила работу и закрылась.

Пострадали не только «тяжелые» отрасли, такие как машиностроение (сократилось на 21,2% из-за фактического эмбарго на поставку украинских вагонов) и химическая и нефтехимическая промышленность (минус 11,1%), но и легкая промышленность — объемы производства здесь снизились на 24,6%. Уменьшались объемы выработки во всех других отраслях — добыча угля, производство кокса, стройматериалов, металлургической продукции.

Из-за этого многие предприятия терпят громадные убытки. Так, ММК им. Ильича потерял за год 2,9 млрд грн, «Азовсталь» — 2,5 млрд грн, концерн «Стирол» — 1,8 млрд грн., по нескольку сотен миллионов убытков понесли и другие крупнейшие предприятия региона — «Азовмаш», Авдеевский коксохимический завод, Енакиевский металлургический завод, Макеевский металлургический завод. В минувшем году регион лишился 50 тысяч (4,5%) рабочих мест, что в немалой степени стало результатом приостановки работы предприятий, ориентированных на российские рынки.



Падение может быть еще глубже, ведь несмотря на уже произошеднее сокращение, по-прежнему большинство произведенных в Донбассе товаров уходит на экспорт в Россию. Именно Донбасс стал одним из основных источников притока валюты в страну, что помогало поддерживать стабильным курс гривны. Вплоть до прошлого года регион импортировал значительно меньше, чем экспорировал, и еще в 2011 году экспорт превышал импорт почти на $2 млрд. И только в прошлом году из-за торговой войны (начавшейся, впрочем, еще в 2012-м) импорт оказался выше экспорта на $633 млн — впервые за последние шесть лет.

Собственно, ситуация продолжает ухудшаться, и еще быстрее. В январе-феврале 2014 года спад в промышленности Донетчины составил 9,3%, в т.ч. в машиностроении – 37,5%, химической промышленности – 36,4%, металлургии – 14,2%. Нет сомнения, что итоги марта будут еще хуже, а уж о результатах апреля, учитывая нынешнее острейшее противостояние, захваты административных зданий, проводящуюся в области антитеррористическую операцию и явную неопределенность будущего, даже нет смысла говорить.

Луганску еще тяжелее


Точно такие же процессы происходят и в Луганской области, но в этом регионе ситуация еще хуже — в последние пять лет регион больше импортирует из России, чем поставляет, а падение экспорта из-за торговых войн здесь оказалось еще более драматичным. Это тяжелейший удар для Луганщины, ведь около 60% произведенной здесь продукции экспортируется, в основном – в Россию. Именно от российских заказов и рынков сбыта зависит большая, если не подавляющая часть предприятий Луганщины. А они в 2013 году сократили производство и поставку своей продукции почти на 40%.

Крупнейшие предприятия Луганской области – “Трансмаш”, Попаснянский вагоноремонтный, Стахановский вагоностроительный и Первомайский электромеханический заводы – напрямую “завязанные” на российский рынок, сократили производство и поставку своей продукции, в среднем, на треть. Сюда же можно прибавить то, что Алчевский металлургический комбинат закончил 2013 год с убытком в 1,736 млрд. грн., Стахановский завод технического углерода – с убытком в 0,152 млрд. грн., убытки “Краснодонугля” выросли почти в 2,8 раза – до 0,802 млрд. грн.



Или мир, или компенсации


Яценюку и прочим политикам, пришедшим к власти по случайности, а вовсе не благодаря собственным заслугам, следует понять ситуацию, в которой оказался Донбасс. И уяснить, что из нее возможны два выхода — либо отказ от подписания ассоциации с ЕС и, как следствие, конфронтации с Россией, либо — мощные компенсационные меры для предприятий региона и для его жителей, что существенно смягчит последствия перекрытия границы.

Третьего не дано. Европейские архитекторы соглашения об ассоциации предполагали, что переориентация Украины с России на ЕС будет плавной и займет несколько лет. Однако это идеальная ситуация, никак не соответствующая реальному положению вещей, и события последнего года это прекрасно показали. Россия еще прошлым летом начала активно давить на Украину, убеждая отказаться от подписания соглашения, развязав настоящую торговую войну. А после падения режима Януковича вовсе «отжала» Крым несмотря на все угрозы со стороны мирового сообщества и продолжала игры на Востоке.

Путин показал, что для него не существует никаких запретов, поэтому он вполне может или «отжать» восточные регионы, или же вовсе закрыть границы, дожидаясь, пока жители Донбасса сами не сметут правительство в Киеве либо же в явочном порядке не отделятся от Украины. Поэтому никакого переходного периода быть не может, и если Киев собрался упасть в объятия Евросоюза, нужно помочь Донбассу выжить. В ином случае в регионе неизбежен социальный взрыв такого масштаба, что сегодняшнее противостояние будет несопоставимо малым и мирным в сравнении с возможными негативными последствиями.
Юлия Любимченко
Элита Страны