Наша Неня: сокращенная версия
06.05.2014 08:00
Концепция украинских националистов, утверждавшая, что основу державы составляют мова и вышиванки, потерпела сокрушительный крах. Ярким примером чему стали события 28 апреля в Донецке, где на еще один марш в поддержку целостности Украины вышли сотни совершенно русскоязычных жителей города.

Русскоязычные дончане, как и русскоязычные луганчане, оказались куда большими патриотами Украины, чем украиномовные «свідомі українці», важно восседающие на диванах у себя дома в Киеве, Виннице, Львове. Которых отнюдь не беспокоит, что их горячо любимую Неньку уверенно обрезают ножницами по краям: сначала Крым, теперь Донбасс и Харьков, потом будет Запорожье и Одесса. Почесывая сытые животы под вышиванками, они лениво зевают и размышляют: а может быть, отдать России тот Донбасс официально, чтобы отстала? Зачем он нужен – всё равно там никто по-украински не разговаривает...

«Донецкая область? Забирайте!»

Не менее странно себя ведет и милиция Донбасса, которая без всякого сопротивления позволяет захватывать себя «зеленым человечкам» и гопникам, вежливо пропуская их в здание ГУВД. Которая сквозь пальцы смотрит, как «сепаратисты» избивают на улицах сторонников единой Украины, как вырывают и топчут при этом государственные флаги.

После долгой недоуменной паузы этому было дано какое-то разумное объяснение: милиция в доле с террористами и «сепаратистами». А может быть, даже сама организовывает эти мятежи, оставаясь при этом в стороне.



Журналисты предполагают, что за всем этим стоит только Ахметов, шантажирующий Киев «сепаратизмом» и укрепляющий свой статус властелина Востока. В народе поговаривают, что силовики Донбасса «продались» Путину, который использует их как пятую колонну для захвата Украины – взамен на обещания высоких зарплат и привилегированного статуса на службе РФ. Наконец, аналитики считают, что Москва играет, как марионетками, и донбасской милицией, и донбасскими олигархами. И это только часть её плана по созданию независимой Новороссии, которая протянется от Харькова до Одессы и откроет России прямой сухопутный коридор в Крым и Приднестровье.

Непонятной остается только позиция украинской власти – точнее, исполняющей её обязанности «клики БЮТ». Объявленная ею «антитеррористическая операция» успешно провалилась, так толком и не начавшись. А заявления о том, что «сепаратисты» блокированы, оказались ложью. По сути, создав в СМИ имитацию какой-то деятельности, Киев просто дезинформировал, надувал своих избирателей.

И это непонятное, возмутительное, предательское бездействие Киева пояснить просто невозможно. Разве что предательством и сознательным сливом Донбасса. Интересно, что именно среди сторонников БЮТ наиболее распространена идея «отдать Донецк России». Совпадение? Нет, это вполне объяснимая психологическая реакция украинских избирателей, поставленных перед неоспоримыми фактами абсолютной бездарности (или продажности) своих политических кумиров. В силу специфики этого электората, многие его представители предпочитают потерять часть страны, чем свою веру в непогрешимость БЮТ. И начинают внушать себе, что ничего страшного в потере Крыма и Донбасса нет, что так правильно, что эти «предательские» регионы Украине не нужны и т.д. и т.п.

В такой ситуации, когда намерения «верхов» сдать часть страны оправдываются согласием «низов», это процесс становится бесповоротным. Однако, какие бы цели ни преследовали засевшие во власти соратники Тимошенко, становится понятным, что при подобном развитии ситуации одним только Донбассом они не откупятся…



План «Новороссия»

Участники митингов и захватов административных зданий в городах Донбасса, выходящие на свои акции под российскими флагами и скандирующие «Россия! Россия!!», совершенно зря надрывают свои глотки. В отличие от истории с Крымом, Путин не врал, когда уверял, что не планирует присоединение этого региона к России.

Это не выгодно по двум причинам. Первая – экономическая. При всех своих претензиях на роль кормильца Украины, этот регион довольно убыточен. Да, он производит немало, но еще больше потребляет. Это обусловлено наличием в нем большого количества убыточных, дотационных предприятий, а также «депрессивных» городков, в которых работающих предприятий не осталось вообще, а одним из основных источников доходов являются получаемые из Киева пенсии.

В итоге эти минусы перевешивают плюсы экономически развитых прибыльных анклавов. Да и то некоторые являются прибыльными лишь потому, что принадлежат олигархам, выбившим себе экономические льготы у Киева.

Поэтому Донбасс, в случае своего присоединения к РФ, потребует огромных финансовых вливаний. Нужно будет выплачивать пенсии 650 000 пенсионеров, нужно будет выплачивать субсидии 140 тысячам семьям, платить увеличенные зарплаты целой армии бюджетников, вливать ежегодно полтора миллиарда долларов в убыточные шахты и т.д. и т.п. Причем если этого не сделать, то пророссийскую эйфорию на Донбассе сменит озлобленное разочарование.

А между тем баснословные, по украинским меркам, нефтедолларовые доходы российской экономики давно уже расписаны и распределены между субъектами Российской Федерации. Чтобы накормить деньгами Донбасс, их придется забрать у других регионов. Новые голодные рты внесут дисбаланс в бюджет России, а единственной выгодой будет лишь некоторое увеличение территории. И в Кремле не уверены, что это правильно. Потому что Россия еще не знает, как переварить Крым.



Вторая причина – политическая, которая в итоге тоже является экономической. Если Запад простил Путину его давление на Украину, вынудившее Януковича отказаться от подписания Ассоциации, то аннексия Крыма была слишком уж наглым шагом Москвы, выходящим за рамки международной политики. И Запад начал постепенно реагировать на российскую агрессию своими санкциями. Как в Кремле ни бодрились, но был это удар по экономике России, и уж тем более удар по капиталам и бизнесу лиц, находящимся в персональном списке проскрипций.

Если РФ заявит о приеме в свой состав провозглашенных Донецкой и Луганской республик, то Запад в ответ выкатит России очередную порцию санкций, что, вкупе с появлением на шее российского бюджета этих новых нахлебников, грозит уничтожением «путинского экономического чуда». Весьма скверный конец для пока еще блестящей политической карьеры Владимира Владимировича!

Однако избежать многих проблем Путину удалось бы с помощью плана «Новороссия», предусматривающего создание федерации самопровозглашенных республик Востока и Юга Украины, вышедших из её состава и формально заявивших себя независимым государством. Такой подход значительно облегчит Москве процесс расчленения Украины, ведь далеко не все жители Юго-Востока желают присоединяться к России, и они будут этому сильно возражать. А вот уговорить их провозгласить свою «восточную Украину без бандеровцев» было бы проще.

Реально инициаторы создания этой Новороссии уже мечтают, первым делом, вступить в Таможенный и Евразийский союзы, и вообще как можно глубже интегрироваться в Россию. По сути, это будет еще один, хоть и неофициально, федеральный округ РФ. С намерением стать им официально в далеком будущем, при более благоприятных обстоятельствах.

Таким образом, если после провозглашения Новороссии Запад и пригрозит Москве новыми санкциями, то она сможет опротестовать их на вполне законных основаниях, ведь юридически Россия будет как бы ни при чем. А кроме того, это избавит российскую экономику от необходимости содержать за свой счет население и инфраструктуру уже даже не двух, а 6-10 бывших украинских областей (как получится). Им предложат зарабатывать самим, пообещав в далекой перспективе рост собственной экономики после «восстановления связей с Россией».

Это поможет Москве избежать ненужных экономических потерь. Что же касается приобретений, то она получит в свое распоряжение не только прямой сухопутный коридор к Крыму и Приднестровью…



Обрезанная страна - обрезанная экономика

Уже только с утратой одного Славянска, ставшего основным форпостом сепаратистов Донбасса, Украина лишилась перспективных месторождений сланцевого газа. И сегодня уже все открыто говорят, что именно из-за этого Славянск был выбран пророссийскими боевиками для создания «горячей точки» на территории Донбасса.

Всего же на территории Восточной Украины и в уже оккупированном Крыму сосредоточена половина отечественных запасов газа, а также находятся несколько стратегических газовых хранилищ. Через Харьковскую, Полтавскую, Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую области проходит одна из двух основных веток украинской ГТС – это её должен был заменить «Южный поток». А это, напомним, деньги за транзит, которые никогда не были лишними для Украины.

В некоторой степени утешением может служить лишь то, что эти деньги идут, в основном, на субсидирование потребителей газа, а с уходом Новороссии их останется немного. Ведь там не только проживает половина населения страны (с Крымом - почти 22 миллиона), но и сосредоточены самые «прожорливые» предприятия химии и металлургии.

При всей убыточности для налоговой отчетности, вместе с черноморскими портами эти предприятия являются стратегическим источником крупных валютных поступлений на украинскую биржу, поддерживая курс гривны и золотовалютный запас страны. Без них Нацбанку придется опираться только на иностранные кредиты либо выдумывать какие-то драконовские способы изъятия долларов у коммерческих банков и населения.



Кстати, потеря половины населения - это потеря половины плательщиков НДС, ведь этот налог ложится на плечи розничного потребителя товаров и услуг. А НДС, вместе с акцизными сборами, это 54% поступлений в украинский бюджет. С учетом сокращения других важных налогов (на прибыль предприятий, за пользование природными ресурсами и т.д.) доходы казны Киева могут сократиться более чем вдвое!

И если денег на выплату пенсий и зарплат учителям, возможно, и хватит, то на какие-то масштабные государственные программы – например, модернизацию армии – уже не останется. Вооруженные силы «обрезанной» Украины придется вновь сокращать в разы, отказываясь от слишком дорогостоящих ВВС, ПВО, флота.

Впрочем, флота не будет по более простой причине – отсутствия выхода к морю. Но если без военного флота Украина и так не тужила все эти годы, то без черноморских портов сама система украинского экспорта-импорта претерпит огромные изменения. Единственными воротами в большой мир останутся железные и шоссейные дороги, ведущие через Карпаты на Запад. Как минимум, это вызовет сразу две большие проблемы: крах проекта импорта нефти через черноморские терминалы и проблемы с экспортом зерна. Кстати, зерна тоже будет меньше, потому что на Юго-Востоке расположены значительные посевные площади.

Отсутствие собственно морского порта скажется на всем, даже на ассортименте фруктов в магазинах. Потому что бананы и апельсины возят к нам морем, растаможивают в порту и развозят вагонами и фурами по складам всей страны. А теперь представьте, что за ними придется ездить в порт, находящийся в другой стране. А потом стоять с ними в длинной очереди на границе. Как вы думаете, импортеры будут завозить что-то скоропортящееся?

Ввиду сокращения внутреннего рынка вдвое, Украине придется свернуть свое и без того миниатюрное производство автомобилей. За новой границей останутся КБ «Южное», «Мотор-Сич», Харьковские авиазавод и «Турбоатом», Николаевские верфи – словом, большая часть высокотехнологического промышленного потенциала Украины.

Теоретически эту потерю можно было бы компенсировать созданием новых современных предприятий в центральных и западных регионах Украины путем размещения там производственных площадок мировых корпораций. Конечно, об авиастроении пришлось бы забыть, но, возможно, Запад бы построил там сборочные заводы автомобилей, электроники, бытовой техники?



Что ж, идея интересная, но… нереальная. Дело в том, что подобные производственные площадки размещают не абы где. Судите сами: если у Украины будет очень скудный собственный внутренний рынок (на 22-25 миллионов небогатого населения), то выпускать продукцию придется на экспорт. Но куда? С востока и юга Украина будет заблокирована Новороссией, на севере безнадежно разведет руками Беларусь, остается только выход на ЕС. Но наняться к Европе в рабочие гораздо сложнее, чем заявиться туда с собственным товаром: в этом случае действуют не правила свободного рынка, а исключительно капризы инвестора-работодателя.

Одним словом, проект «Новороссия» принесет Украине неразрешимую экономическую катастрофу. Этот кризис нельзя будет побороть кредитами, потому что он будет носить не финансово-банковский, а производственный характер. Но и фразу «вот запустим предприятия» придется забыть, поскольку никаких предприятий не будет. В лучшем случае удастся ориентировать экономику на аграрное производство для Европы – например, рапса. Увы, это станет приговором для населения городов, которое начнет массово выезжать за границу в поисках работы, что еще больше сократит население оставшейся Украины…

Від Сяну до… Дніпра

И, тем не менее, украинские политики продолжают целеустремленно сдавать Украину, просто-таки подыгрывая «сепаратистам». И не только стоящая у власти «клика БЮТ», занявшая все высшие государственные должности и не предпринимающая никаких действенных шагов по спасению государства. Совершенно не слышно УДАРа, а местонахождение его лидера вообще неизвестно. Помалкивает и ВО «Свобода», чьи активисты из «Самообороны Майдана» лишь тузятся в столице со своими политическими конкурентами.

Такое впечатление, что все три политические партии-победительницы Евромайдана затеяли какой-то заговор, который они успешно скрывают от народа. Что они договорились слить часть Украины, не подавая при этом вида. Аваков уже, не моргнув глазом, заявил, что выборы состоятся не во всех регионах Украины, тем самым признав, что власть уже не контролирует часть территории страны.

Говорить о том, что БЮТ специально «завалил» выборы на востоке, чтобы дать фору своему кандидату или сорвать их в целом, чтобы оставить у власти Турчинова еще на несколько месяцев, будет уже неверно. Равно как и уверять, что всё это проделки Ахметова, и как только он получит желаемое, все мгновенно вернется на свое место. Нет, не вернется. Даже если вначале так и было, то теперь процесс вышел из-под контроля БЮТ и «донецких» - так же, как когда-то «перестройка» стала уже неуправляемой для её инициатора Горбачева.



Если в ближайшее время Украину не возглавит лидер, подобный Аврааму Линкольну, и уже неважно, придет ли он к власти в ходе выборов или переворота, то план «Новоросия» будет претворен в жизнь, и страну ожидает распад. На что же в таком случае рассчитывают её политики и олигархи?

Так уж получается, что потенциально в «Новороссию» попадают три основных местных олигархических центра: Донецк, Харьков и, возможно, Днепропетровск. И если господину Коломойскому будет не слишком трудно перевести свои банковские активы из одной части страны в другую, то Ахметов перенести свои заводы, торговые центры и любимый стадион не сможет. «Донецкие» попадут в российскую зону влияния – и им не позавидуешь.

Но и оставшиеся в Украине (её сокращенном варианте) «лучшие люди страны» весьма сильно обеднеют. Сокращение внутреннего рынка вдвое, бюджетный голод, утеря половины украинской газовой системы, общий экономический кризис – это скверные условия для развития бизнеса. Если только это не похоронный бизнес.

В такой же ситуации окажутся и политики. Страна и население уполовинятся, остатки авторитета державы испарятся, и в наследство им достанется лишь длинный перечень неразрешимых проблем. Единственный плюс для них будет в том, что вместе с Юго-Востоком уйдут и их политические противники – и теперь кресла в Раде не нужно будет делить с регионалами и коммунистами. Но что толку с таких кресел, прибыльность которых резко упадет? Что за интерес быть спикером или президентом лишь половины былой страны?

В этой Украине «від Сяну до Дону» хорошо будет только национал-патриотам. Сбудется их мечта об «украинской Украине», пусть небольшой и бедной, но зато такой, о которой грезил Бандера. Вместе с Востоком и Югом уйдут не только «кацапы», но и вообще большинство русскоязычных, все сторонники и Компартии, и левых взглядов. Любая, даже самая нелепая идея, облеченная в вышитый рушник патриотизма и украинства, будет принята населением оставшихся территорий без всяких возражений.

Возможно даже, эти политики мечтают, что теперь, без «тягаря Донбасу», Украину уж наверняка примут в ЕС и НАТО. Однако на сей счет возникают очень большие сомнения. Навряд ли Европейский союз, и уж тем более Североатлантический военный блок захотят увидеть в своих рядах лузеров и лохов, умудрившихся за пару месяцев, без всякого сопротивления потерять половину своей страны…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA