Состоятся ли выборы 25 мая?
20.05.2014 08:00
До выборов остаются считанные дни. И пока некоторые из кандидатов проникновенными голосами обращаются к гражданам из радиоприемников и честно смотрят прямо в душу с экранов телевизоров, другие спят и видят, как бы сделать так, чтобы эти выборы вообще не состоялись… Ну а третьи довольно спокойно проводят новые и новые соцопросы, подтверждающие их – его – непреодолимый отрыв от остальных.

А ОБСЕ тем временем передает Украине «Дорожную карту», в которой тоже точно указано, что выборы должны пройти, и именно 25 мая! И надежд у тех, кто рассчитывал на срыв, остается все меньше. Правда, как подсказывает всем нам опыт, выборы, даже принесшие победу, это еще не конец борьбы. Это только начало. А вот что будет дальше?

Существуют ли все же сценарии срыва президентских выборов и – вопрос даже важнее! – что ждет нас после них, если все пройдет, как задумано? Каковы перспективы у будущего нового президента, каких сюрпризов стоит ожидать ему (и всем нам тоже)? Об этом и о многом другом корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказали эксперты-политологи Лидия Смола и Владимир Корнилов.

Новости Украины – From-UA: – Здравствуйте, уважаемые эксперты! Скажите, на сегодняшний день, когда до выборов остается все меньше времени, какие существуют сценарии срыва? Что могут сделать заинтересованные в срыве лица и кто это мог бы быть? Лидия, начнем с Вас, поделитесь своим мнением, пожалуйста.




Лидия Смола: – Реальных сценариев полного срыва выборов на территории Украины я не вижу, кроме масштабной интервенции российских войск на территорию Украины, что сейчас маловероятно. Могут быть предприняты попытки срыва на отельных территориях, в конкретных областях, и то не полностью в области, а на отдельных участках, на отдельных окружных комиссиях. Но полностью сорвать выборы на сегодняшний день уже невозможно.

Новости Украины – From-UA: – Несмотря на то, что заинтересованные в этом лица есть?

Лидия Смола: – Безусловно. Если мы говорим о заинтересованных лицах вне страны — Россия, то она потеряла возможность активных действий, которые были у нее раньше и которые могли бы привести к срыву выборов на всей территории страны. На сегодня Россия может продолжать применять диверсионные действия, как, например, захват окружкомов. Это может привести к срыву выборов в каких-то отдельных районах, но сорвать выборы ей уже не удастся. В стране есть заинтересованные лица, которые бы хотели сорвать выборы, но скрыть информацию об этом уже будет невозможно. Именно поэтому те лица, которые и хотели бы, вероятно, не рискнут так действовать, поскольку такая информация станет явной, и, соответственно, это похоронит их политические перспективы и надежды.

Новости Украины – From-UA: – Владимир, а Вы как считаете?




Владимир Корнилов: – Надо понимать, что выборы-то проводить никто на самом деле особо и не собирается. В том смысле, что сейчас вся борьба идет, если вы заметили, не за рейтинги и не за популярность среди избирателей. Битва за голоса избирателей совершенно не ведется. Сейчас ведется закулисная игра, сражение такое неслабое, между основными кандидатами за право объявить результаты выборов.

Плетется масса всевозможных интриг, делается множество технических шагов для того, чтобы обеспечить себе это право — объявить результаты выборов и, соответственно, убедить западных спонсоров в том, что нужно поставить на того или иного кандидата. И не более того.

Понятно, что одна из этих кандидатов сейчас проигрывает гонки на право объявить результат. И она (я думаю, вы понимаете, о ком идет речь) не скрывает особенно, что если она проиграет, то будет готовить очередную «революцию», а соответственно, поставит результаты выборов под сомнение — в этом нет никаких сомнений.



Новости Украины – From-UA: – То есть даже если выборы и пройдут, то известная дама будет делать все для того, чтобы они не были признаны?

Владимир Корнилов: – Я повторюсь: если она проигрывает в этой закулисной борьбе за право объявить результат (а пока все идет к тому, что она проиграет), в этом случае ей выгодно сделать все для того, чтобы под разными предлогами оттянуть выборы или провести второй тур. И воспользоваться эти временным люфтом для того, чтобы убедить своих западных спонсоров, что все-таки надо ставить на нее, а не на ее основного конкурента.

Конечно, такие сценарии рассматриваются во всех основных лагерях, но, опять-таки, здесь надо понимать, что речь идет не о выборах, «выборы» здесь надо писать в кавычках.

Новости Украины – From-UA: – А другие (Тигипко, например, который опередил ее по рейтингам в последнее время) не могут быть заинтересованы в срыве?

Владимир Корнилов: – То, что сейчас называется рейтингами, таковыми не являются. Именно поэтому сейчас каждый и объявляет так называемые рейтинги, совершенно разнящиеся между собой. К сожалению, умерли сейчас на Украине парламентаризм, непредвзятая социология, журналистика в основном. Не хочу никого обидеть, это мейн-стрим, а не отдельные люди или отдельные сайты. На эти так называемые рейтинги смотреть сейчас нет никакого смысла. Это просто технологии для того, чтобы в очередной убедить своего западного спонсора, что у кого-то нет шансов, а у кого-то они есть.

Новости Украины – From-UA: – Лидия, а Вы как считаете, что будет делать Юлия Владимировна в случае проигрыша? Стоит ли воспринимать всерьез ее заявление о революции или это просто слова?

Лидия Смола: – Если она посмотрит любой учебник истории, то увидит, что революцию делает не один человек, а неудовлетворенные или угнетенные социальные группы. Как говорил Ленин, те, «которым нечего терять», и тогда, «когда верхи не могут, а низы не хотят» и т. д. Никогда революцию не делает один человек. Революцию может совершить только социально активная группа неудовлетворенных жизнью людей, которые добровольно формируют массовое движение во имя «священного дела», «светлого будущего» или еще чего-то.

А если это один человек делает такие заявления — тогда это можно трактовать как «переворот». Но о переворотах не заявляют, их тайно и планомерно организовывают. Но в Украине это вряд ли возможно. Поэтому заявление о том, что «я сделаю революцию», это не имеющие подтверждающего исторического опыта слова. Однако нужно заметить, что госпожа Тимошенко после сказанного утверждала, что ее слова неправильно были истолкованы и она не делала таких заявлений.

Новости Украины – From-UA: – Если все пройдет нормально и выборы состоятся в срок (тем более, это прописано в Дорожной карте ОБСЕ), как вы видите дальнейшее развитие событий в Украине? Предположим, победил Порошенко, как сейчас предполагается? Что дальше?

Лидия Смола: – Дальше будет период между президентскими и парламентскими выборами. Первый вопрос, который возникнет после избрания президента, – это вопрос следующих парламентских выборов. У избранного президента будет, вероятно, где-то год кредита доверия. Ему, я думаю, будет дан карт-бланш для возможных изменений и реформ в стране.

Если он это время не использует (а мне кажется, что он все же будет пытаться использовать), то, безусловно, недовольство в обществе будет проявлено в тех или иных формах. С уверенностью можно говорить о том, что действия нового президента будут анализироваться не только политическими оппонентами, но и группами активных граждан, мнение которых будет иметь влияние в обществе.



У нас будет легитимный президент, будет много политиков, которые встанут на сторону этого президента. Оппозиция до парламентских выборов будет отсутствовать, произойдет определенная маргинализация некоторых из тех политических структур, которые сегодня существуют на политическом рынке. Явно выступать против действий нового легитимного президента они не будут, потому что это будет расцениваться во многом как выступление против государства, которое пребывает в таком сложном положении.

Владимир Корнилов: – Я думаю, что в любом случае тот, кого назначат президентом Украины после 25 мая или даже после второго тура, если он состоится, обречен. Если он до конца президентского срока досидит, то это будет просто чудом.

Для этого ему надо будет проявить верх дипломатичности, верх искусства политика. Я просто не понимаю, как можно в таких условиях всерьез говорить о шансах кандидата в президенты, когда страна разваливается, когда в стране творится черти что. И в этих условиях вообще проводить какие-то, даже комичные, пародийные выборы, смысла нет никакого.

Новости Украины – From-UA: – Тем не менее – проводить их собираются… Что же должен будет сделать новый президент, чтобы как-то оправдать кредит доверия? Он должен будет дать народу какие-то резкие улучшения, «явить чудо»? Есть ли у Порошенко план, как Вы считаете?

Лидия Смола: – Президент не должен делать чудо. Во-первых, он не волшебник, во-вторых, вряд ли у него есть такие возможности. Да и резкое улучшение вряд ли возможно, потому что улучшение — это следствие многих взаимосвязанных экономических и общественно-политических процессов в стране.

По Конституции, у нас за это отвечает правительство. Президент может предложить действия по созданию благоприятного инвестиционного климата. Президент должен ставить вопросы безопасности и обороноспособности страны, при которой в страну захотят прийти инвестиции. Президент может и должен объявить о правилах, которые существуют в стране — что все равны перед законом, что в стране платятся налоги, что власть реально борется с коррупцией, а бизнес не существует в условиях «вечной войны с государством», что любой может убедиться в прозрачности тендеров. Что власть не пребывает «на небесах», а имплементирует обещания «жить по-новому» в реальность в стране.

Но чудо? Нет, он не должен творить чудеса. Потому что от желания получить «чудо» всего лишь один шаг до создания «нового мессии». А это мы уже проходили. И неправильно говорить, что все зависит от одного президента. Президент должен взять на себя ту часть полномочий и управления, которая в его компетенции и полномочиях, и я думаю, что здоровая часть общества это понимает и будет об этом напоминать президенту.

Владимир Корнилов: – Чудеса в нашей жизни, конечно, возможны. Возможно очередное явление Христа народу, или у нас апостолы вновь появятся и начнут творить чудеса. Можно верить в чудеса до самого последнего момента, просто суровая реальность показывает, что на Украине чудес не бывает. Тем более, когда речь идет об украинских политиках, считающих, что политика — это искусство обмануть и наобещать с три короба всем – избирателям, своим спонсорам, а потом спокойно это все не выполнять. Пока у нас такого качества политики, а других на горизонте я не вижу, чудеса у нас невозможны.

Мы понимаем, что Украина стала разменной монетой в очень солидном геополитическом, геостратегическом споре между тремя мировыми центрами влияния. И мы видим по результатам переговоров в Женеве, что судьбу Украины решают не украинские политики и дипломаты. Как это ни унизительно, но мы видим, что Дещицу выставляют за дверь, а судьбу Украины обсуждают два человека — Лавров и Керри, такова сейчас реальность. И какие бы чудеса там ни происходили, они будут согласовываться не на выборах президента Украины, а в Москве, Вашингтоне и в некоторой степени в Брюсселе.



В конце концов, когда-то, если, дай Бог, войны не произойдет, эти полюсы должны будут договориться. Пока какие-то компромиссы между ними не будут достигнуты, Украина будет раздираема, это мы должны понимать. И от того, кого назначит один или другой полюс президентом, в нынешних условиях уже мало что зависит.

Новости Украины – From-UA: – Лидия, это будет президент-камикадзе, то есть заранее обреченный, как Вы считаете? Если проводить аналогии с правительством камикадзе, о котором говорил в феврале Арсений Яценюк?

Лидия Смола: – Я расцениваю слова «правительство-камикадзе», «президент-камикадзе» как слова из лексики рекламной, пиаровской. Что вкладывал в эти слова Яценюк, когда говорил о правительстве-камикадзе? Что «мы - герои и умрем во благо родины»? Я не видела пока суицидов и каких-то актов самосожжения членов правительства. Ездят на дорогих машинах, идут разговоры о не всегда понятных тендерах, нет реальных, известных фактов того, что бизнесу стало намного легче и т. д.

Что у нас сейчас происходит? Две тысячи лет назад греческий философ, историк Фукидид произнес фразу — «коррупция слов». Это когда слова означают одно, а трактуют их по-другому: когда в авторитарном государстве, таком, как Российская Федерация, например, говорят о демократии (которой нет, как мы видим) и всеобщей справедливости.

Или когда говорят «мы — камикадзе». Что вы имеете в виду, хочется спросить: то, что вы обещали на Майдане (в смысле пули в лоб)? Я считаю, что очень много слов, которые сейчас произносят политики, подпадают под понятие «коррупция слов». То есть слова, которые не соответствуют действительности. У нас сейчас очень много политических спекуляций.

А общество, я думаю, хотя и не совсем изменилось, но все же меняется. И политическая культура населения растет быстрее, чем политическая культура самих политиков. Поэтому сейчас люди больше будут смотреть не на то, что сказал премьер-министр, а что он сделал.

Можно заявить: «я сделаю революцию». И люди посмотрят, что сделает. Можно заявить: «мы — камикадзе», а общество оценит, что вы делаете и соответствует ли это тому, что вы говорите.

Лично Порошенко не говорил, что он камикадзе, я ни разу не слышала такого. Он говорит о том, что будут меняться правила. Посмотрим, будут ли соответствовать его слова его действиям. Порошенко говорит о том, что нельзя жить так и дальше, что нужно менять взаимоотношения, что нужно жить по-новому. Ну и посмотрим, если он станет президентом, что значит жить по-новому в интерпретации Порошенко, а сейчас это только наши размышления.

Новости Украины – From-UA: – Вы сказали, Лидия, что оппозиции у нас не будет после президентских выборов...

Лидия Смола: – После президентских не будет. Будет маргинализация определенных политических сил, «самоубийство» некоторых из них. Реальная оппозиция у нас появится лишь после парламентских выборов.

Новости Украины – From-UA: –Как Вы считаете, можно ли говорить о том, что в Украине умер парламентаризм?

Лидия Смола: – Умер ли в Украине парламентаризм? Я думаю, что реальный парламентаризм в Украине еще только будет рождаться, когда появятся такие понятия (а я очень надеюсь, что появятся), как «политическая смерть», «репутация политика», когда политикам нужно будет отвечать за те или иные свои действия, когда у общества появятся реальные инструменты влияния на власть и на политические процессы.



То, что сейчас происходит — изгнание коммунистов и другие действия, — это все во многом объясняется той критической ситуацией, в которой оказалась страна. Украина пребывает в состоянии реальной войны. Многие политики демонстрируют откровенный и неприкрытый коллаборационизм. Поэтому действия власти (не всегда эффективные и профессиональные, к сожалению) обусловлены тем, что часть территории Украины оккупирована, а часть не признает эту власть. Пока не избран президент, который будет легитимным на всей территории страны.

Очень много есть моментов, которые в нынешней ситуации выходят за рамки приемлемой ситуации. Однако я думаю, что у нас парламентаризм обязательно будет развиваться, в том понимании, в каком он был создан демократическими странами. И значительное количество активных людей, готовых отстаивать свои ценности и права, вселяют надежду на положительные изменения в стране.

Новости Украины – From-UA: – Владимир, расскажите, как, по Вашему мнению, распределятся политические роли после президентских выборов? Как Вы оцениваете перспективы парламентских выборов? Вы верите в рождение нового парламентаризма?

Владимир Корнилов: – Вообще, все, что происходит сейчас в Верховной Раде, происходит в абсолютно неправовой зоне. Все, что происходит после совершенного в феврале путча, не имеет никакой степени легитимности: ни выборы президента, ни парламента, если они будут назначены, ни действия нынешнего парламента, даже если эти выборы не будут проведены.

Все имеет абсолютно одинаковую степень нелегитимности. В том числе, кстати, референдумы в Донецкой и Луганской областях. Выборы президента, выборы парламента и эти референдумы абсолютно одинаковы по степени своей нелегитимности.

Можно назначать что угодно, но пока в стране продолжается так называемая антитеррористическая операция, пока боевики спокойно захватывают избиркомы, пока у власти находятся абсолютно нелегитимные люди, любые выборы будут такими же нелегитимными.

Сначала надо в обществе попытаться достичь какого-то компромисса, а не стрелять из вертолетов по своим городам. Вот тогда можно будет говорить о том, что выборы будут иметь какой-то смысл. Спросите, какая сейчас у нас действует Конституция, вам толком никто не скажет. Если эта промежуточная Конституция 2004 года все-таки восстановлена (а есть разные мнения на этот счет), то эта ВР вообще не имеет никакой легитимности, и, конечно, ее надо переизбирать по Конституции образца 2004 года.

Но какой смысл ее сейчас переизбирать, если в ряде регионов невозможно эти выборы провести?

Безусловно, нам надо восстанавливать конституционный строй. Нужно одной из партий уходить от власти и создавать техническое правительство, в котором были бы представлены все регионы. Нужно разоружать боевиков, и с одной, и с другой стороны выпускать политзаключенных. И начинать широкий диалог между всеми регионами, признав, что без федерализации единой Украины в уже оставшихся границах нет.

И вот только в этом диалоге при наличии, подчеркиваю, технического правительства, без участия, конечно же, нацистов и социал-националистов вроде «Свободы», - только в этом случае можно искать диалог и какие-то компромиссы.

В ином же случае, когда, как мы видим, из ВР изгоняются целые фракции, чего вообще не было в истории украинского парламентаризма, когда затыкают рот представителям целых регионов и когда в этих самых регионах проводят откровенную бойню — ну, какой смысл кого-то и что-то выбирать, все равно эти регионы не признают выборы, в которых они не участвовали.


Александра Кошурникова
Новости Украины – From-UA