Украинский политический армагеддон
05.06.2014 08:00
Распускать или переформатировать? Что делать новому президенту со старой Верховной Радой? И как она сама собирается подстраиваться под изменившийся мир? Это не просто вопросы о ближайшем будущем украинской власти, ведь уже сейчас в них можно разглядеть ростки новых политических кризисов.

Украине нужен Литвин?

В кулуарах украинской политики пронесся слух: в Раде формируется новое большинство, «широкая коалиция», которая выдвинет спикером старого доброго Владимира Литвина – человека, который всегда устраивал всех заинтересованных лиц, сумевших с ним «договориться». Слух, который заставил многих киевлян задумчиво посмотреть на аккуратно сложенные штабеля брусчатки, так и ждущие участников нового Майдана…

Бывший протеже Леонида Кучмы всегда удачно подстраивался под любую власть при любом президенте, при этом умело продавая свою «золотую акцию» по самой максимальной цене. Единственное, что может заставить Литвина немножко поиграть в обиженного оппозиционера – если ему предложат слишком мало. Такое же политическое обличье имеют и кучкующиеся вокруг него мажоритарщики, готовые вступить в любую коалицию, в которой им предложат должные портфели и необходимые гарантии.




А его родной брат Николай Литвин вот уже 12 лет бессменно руководит украинской погранслужбой (и всеми пропускными пунктами), которая в последнее время стала объектом пристального внимания возмущенной общественности. Ведь через украинскую границу практически беспрепятственно «прорываются» (по словам пограничников) полные грузовики вооруженных террористов из России. Но прорываются ли, или же спокойно проезжают, уплатив мзду? - задаются гневным вопросом многие украинцы…

Что ж, создадут «широкую коалицию» или нет, но эти слухи имеют реальную подоплеку: значительная часть нынешней Верховной Рады находится в состоянии, близком к панике. Народные депутаты вообще не любят незапланированных политических катастроф, а тут их случилось уже две подряд. Сначала в феврале рухнула власть Януковича и развалилась коалиция регионалов, а потом не успела сложиться новая коалиция под БЮТ, как на досрочных майских выборах новым президентом был избран Петр Порошенко. Который, как известно, находится не в самых лучших отношениях с Юлией Тимошенко.

Но не успели депутаты сообразить, как переформатировать парламентское большинство под нового президента (или против него), как в Украине заговорили про скорые досрочные выборы уже Верховной Рады. Причем по Конституции 2004 года, то есть по сугубо пропорциональной партийной системе, что делает почти невозможным переизбрание для многих мажоритарщиков. Отсюда и их страстное желание оттянуть перевыборы на максимальный срок: до конца года, а может, вообще до следующей весны. А там, при удачном раскладе, и вообще про досрочные выборы можно будет забыть – и спокойной досидеть весь свой срок. Ведь получилось же так после первого Майдана!

Чтобы добиться этого, мажоритарщикам пришлось бы предложить свои услуги либо Порошенко, влившись таким образом в пропрезидентскую коалицию, либо его противникам, которые создадут двоевластие наподобие того, что существовало во время президентства Ющенко.

Подобные трансформации в парламенте вполне возможны: так, Рада прошлого созыва сначала создала большинство под правительство Тимошенко (2008), а затем переформатировалась в большинство под президента Януковича. При этом в обоих случаях спикером оставался всё тот же услужливый Владимир Литвин! Который до этого, в начале 2005 года, тоже остался во главе Рады, когда та мимикрировала от прокучмовской к проющенковской.



Понятно, что если парламентариям необходимо подстроиться под новую власть, Владимир Михайлович будут незаменим: как говорится, и дела уладит, и своих пристроит, и себя не забудет. Нынешней Раде действительно нужен Литвин! Вот только нужен ли он новому президенту?

Президентская рать

Петр Порошенко, установивший несколько политических рекордов, стал оригинальным и в том, что он стал первым избранным в президенты украинским политиком, не имеющим собственной фракции в Верховной Раде. У Януковича была Партия регионов, у Ющенко «Наша Украина», под Кучму создавали то НДП, то «За ЕДУ», даже Кравчук опирался на бывших советских партаппаратчиков. Но у Порошенко нет ничего!




Единственным надежным союзником нового президента является УДАР, чей лидер Кличко уступил Порошенко свой рейтинг в президентской гонке, а сам избирался в мэры Киева. А вот ВО «Свобода» уже может задуматься, поддерживать ли президента или начать выделываться и участвовать в интригах? Что касается «Батькивщины», то это старые политические противники Порошенко, от которых ему не стоит ожидать ничего хорошего. Тем более, что сейчас он рассматривается ими как человек, «укравший» у Тимошенко вожделенное президентство и фактически похоронивший её карьеру.

На сегодняшний день в Раде существуют следующие фракции: «Батькивщина» (87 мандатов), УДАР (41), «Свобода» (36), КПУ (31), крупный осколок ПР (103), две новые фракции «раскольников и перебежчиков» (40 и 35 мандатов), и 74 внефракционных мажоритарщика.

Казалось бы, если и лепить из этого пропрезидентское большинство, то оптимальным вариантом является формула: УДАР + «Свобода» + две новые фракции + мажоритарщики – что в сумме дает ровно 226 голосов. В этом случае Порошенко нет необходимости ни делиться властью с «Батькивщиной», ни возвращать в неё Партию регионов. Достаточно будет отдать пост спикера Литвину, а там уже его команда сама распределит между собой комитеты. Однако ведь впереди еще формирование правительства, на которое как раз претендует «Батькивщина»!

Второй вариант – это «широкая» пропрезидентская коалиция с участием Партии регионов. Весьма скверный, поскольку народ просто не поймет внезапный роман нового президента с партией президента свергнутого. Опять же, из кого тогда формировать правительство? Повторять ошибку Ющенко 2006 года и писать новый Универсал Порошенко вряд ли захочет.

Третий вариант: коалиция на основе «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» + примкнувшие к ним «раскольники» и мажоритарщики. Яценюк останется премьером, а Турчинов, возможно, спикером. Но если Литвин захочет его кресло, то решать это он будет с ним, а не с президентом. Что ж, вроде бы вся команда Майдана в сборе, однако такая коалиция будет не столько пропрезидентской, сколько проправительственной. И повторится ситуация 2008-2010 годов.

Вот почему новому президенту нужен не Литвин и коалиция с «Батькивщиной» и мажоритарщиками, а именно досрочные выборы в Верховную Раду, на которых он сможет провести в парламент свою собственную партийную фракцию из более-менее надежных людей, а также убрать из него всех лишних. Ведь сейчас уже всем отчетливо ясно, что результаты этих выборов пошатнут украинский политический олимп…



Бывшие

Кроме мажоритарщиков, досрочные выборы в Раду больше всего не нужны её бывшим хозяевам – депутатам поредевшей фракции ПР. Их постигла судьба динозавров: некогда самая могущественная партия в стране попросту умирает, словно динозавры после падения астероида. В таком же вымирающем положении оказались и их совсем приунывшие союзники-коммунисты.




Интересно, что рейтинг ПР и КПУ держался еще в середине февраля, когда бывшая власть пыталась противостоять Евромайдану: избиратели этих партий верили, что это всего лишь очередной заговор ЦРУ и Тимошенко против их обожаемых лидеров. Но бегство Януковича с соратниками создало в умах и сердцах его избирателей пустоту, которую не смогли заполнить ни кающийся Ефремов, ни баллотировавшийся в президенты Добкин.

Дальше – хуже. Так как украинские коммунисты радостно приветствовали «самоопределение» Крыма и приняли живое участие в сепаратистском мятеже Донбасса, то их рейтинг упал ниже плинтуса. То же самое произошло и с регионалами, которых не зря называли «донецкими» - теперь на них возлагали ответственность за события в этом регионе. Ряды сторонников регионалов в Харьковской, Днепропетровской, Одесской областях стремительно таяли. Да и на Донбассе их становилось все меньше: ведь сторонники сепаратизма вообще в гробу видели все украинские партии, включая ПР, а сторонники Украины винили в происходящем не только Путина, но и регионалов с коммунистами.

Тем временем депутаты Рады из охваченных мятежами и столкновениями городов просто отсиживались в Киеве, забыв о своих избирателях, а ПР постоянно призывала к миру украинскую сторону – но забывала, что оружие в руках держат и сепаратисты. В конце концов, заигрывание с мятежниками привело к тому, что хаос, грабежи и война пришли и в Донецк – столицу Ахметова и Партии регионов.

Не обошлось и без курьезов. Так, активно выступавшие за «самоопределение» Крыма и Донбасса ПР и КПУ в итоге добились того, что эти регионы вышли из политического процесса Украины. И таким образом эти партии практически полностью потеряли своих основных избирателей. Как говорится, назло хунте лишили себя электората!

Окончательным ударом по ПР стал возврат к полностью пропорциональной модели выборов. Не зря лидер фракции Александр Ефремов заявил, что партия готова на перевыборы лишь при условии сохранения смешанной модели. Ведь регионалы, как и разного рода «беспартийные хозяйственники», всегда имели хорошие шансы на победу в мажоритарных округах. Кроме того, при желании, они могли бы договориться с сепаратистами о том, чтобы те не препятствовали им избираться в городах Донбасса – там, где победа кандидата от ПР будет гарантированной.

Без мажоритарной системы, если провести досрочные парламентские выборы в ближайшее время, то присутствие в Верховной Раде регионалов будет под вопросом, на самой грани проходного барьера, а о Компартии останутся только воспоминания.

Что ж, возможно, именно поэтому ПР сейчас рассыпается не только в стенах парламента, но и на местах. Думается, что пока что партии еще кое-как поддерживает жизнь наличие её крупной фракции в Раде. Но если в следующей Раде фракции ПР не будет, то она исчезнет и на местах: местные чиновники и бизнесмены просто покинут её, не видя никакого смысла состоять в партии, у которой больше нет «крыши в Киеве»...



Заклятые союзники

Для «Батькивщины» досрочные парламентские выборы тоже, в общем-то, нежелательны. Хотя её фракция официально и выступает за их проведение осенью нынешнего года. При этом, в отличие от регионалов, выступая за полностью пропорциональную мажоритарную систему.

Это понятно: в лучшем случае, эти внеочередные выборы не принесут «Батькивщине» ничего, кроме незапланированных расходов. Причина этого в падении рейтинга партии. Если на парламентских выборах 2012 года «Батькивщина» получила 25,5%, то на нынешних президентских её освобожденный лидер собрал вдове меньше. Но, учитывая, что прошлые выборы проводились на смешанной основе (50 на 50), конечный результат (мандатов, шт.) был бы тот же. Единственный смысл в этом - дать депутатский мандат Юлии Тимошенко и, возможно, очистить ряды своей фракции от нежелательных элементов.




Между тем, после выборов в парламенте произойдут большие изменения. На освободившиеся места регионалов, коммунистов и мажоритарных «хозяйственников» придут другие политические силы. Так, уже сейчас проходной результат пророчат Радикальной партии Олега Ляшко и «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, которые наверняка займут пропрезидентскую позицию. Особенно если самому Порошенко, на фоне своей пока еще горячей популярности, удастся провести в парламент собственную партию, вокруг которой и будут создавать однозначно пропрезидентскую коалицию.

«Батькивщина» уже не будет играть главную роль крупнейшей партии национально-демократического лагеря украинской политики. Она уже не сможет, как в 2005-2010 годах, играть значимую роль в правящей коалиции, рулить правительством, грызться с президентом за власть. И ей придется выбирать: или присоединиться к пропрезидентскому большинству на условиях Порошенко, или обиженно сидеть в оппозиции.

Самое опасное для «Батькивщины» то, что сейчас ей грозит раскол. Когда Порошенко заявил, что хотел бы и дальше видеть Арсения Яценюка на посту премьера, он вполне мог дважды при этом многозначительно намекнуть.

Дело в том, что после возвращения к старой-новой Конституции 2004 года выдвигать кандидатуру премьера будет парламентское большинство – а президент её лишь одобрит. То, что Порошенко уже сейчас высказался в поддержку Яценюка, может говорить о его уверенности в создании именно пропрезидентской коалиции.

Кроме того, поддерживая Яценюка, он при этом вовсе не протягивал руку всей «Батькивщине». Возможно, что новый президент просто приблизит к себе Яценюка, после чего его «Фронт перемен» просто выйдет из «Батькивщины» и вольется в лагерь Порошенко. Это вполне возможно в том числе и потому, что Яценюк утратил свое положение лидера «Батькивщины» после возвращения из тюрьмы Юлии Тимошенко. И ему просто предложили выбрать: быть игрушкой в руках катящейся к политическому закату Тимошенко или стать ближайшим союзником нового президента.

Думается, что такой раскол просто вгонит «Батькивщину» в гроб украинской истории и ей придется заново планировать свою будущую политическую стратегию в уже совершенно новых условиях…



Прогулки с чудовищами

Как это ни пафосно звучит, но в настоящее время действительно решается будущее украинского политического мира – то, каким он будет в ближайшее десятилетие, как минимум. И решает это, во многом, новоизбранный президент.

Всё зависит от его нынешнего выбора. Если Порошенко захочет управлять страной вместе с нынешней Радой, с мажоритарщиками и осколками ПР, то он просто законсервирует нынешнюю ситуацию еще на год-два. Однако Украина изменилась, и вернуть её в прошлое, чтобы вновь мирно делить портфели и пилить бюджет, будет невозможно, а потому вливание молодого вина в старые меха чревато новой катастрофой. Итог такого сценария просто непредсказуем: будет возможно всё, вплоть до вооруженных восстаний и развала страны на несколько частей.




Если Порошенко вполне благоразумно решит переизбрать Раду, то это будет тоже катастрофой – но исключительно лишь для кучки народных избранников. Из украинской политики навсегда уйдут Литвин с «хозяйственниками» и КПУ. А регионалы очень много потеряют и, в лучшем случае, станут небольшой парламентской фракцией без перспектив прийти к власти. Вот только регионалы не такие люди, чтобы просиживать в Раде штаны, не имея перспектив. Возможно, что ПР распадется и исчезнет совсем: из неё уйдут «харьковские» и другие региональные группировки, которые создадут свои партии или войдут в другие (к тому же Порошенко), ну а у «донецких» просто не будет возможности избираться в парламент, так как их местный электорат будет занят гражданской войной.

Получится весьма занятная картина: если с 2002 по 2014 год политическая Украина была двухцветной – оранжевый Центр и Запад, и синий Юго-Восток – то теперь синий цвет практически исчезнет с этой карты…

Как птицы стали доминировать после гибели динозавров, так и президентская «Солидарность» станет крупнейшей партией в стране – если, конечно, Порошенко решит использовать в качестве таковой именно её, а не создаст новый политический проект. Но, как и господство древних гигантских птиц-диатримов, взлет «Солидарности» будет недолгим и закончится вместе с президентскими полномочиями Порошенко. То же самое, в свое время, произошло и с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко.

Как-то вдруг потеряла свои перспективы ВО «Свобода». Несколько лет её рейтинги уверенно росли, и Тягныбоку даже прочили второе место на президентских выборах 2015 года. Но оказалось, что «свободовцы» умеют лишь толкать зажигательные речи в мирное время, а во время смуты способны воевать только с памятниками. Проверку делом «Свобода» не прошла, более того, её ненужные и совершенно вздорные провокации лишь способствовали вспышке в Украине сепаратистского мятежа.

А вот роль крыс-млекопитающих, выползающих из нор после гибели динозавров, будут играть партии, доселе почти неизвестные или совершенно новые. Так, например, роль лидера крайних национал-патриотов у «Свободы» может отнять «Правый Сектор» - если, конечно, Дмитрий Ярош не будет терять время и превратит свой немногочисленный клуб националистов в крепкий политический блок.

Ожидаемо появление новых партий, выступающих за интересы русскоязычного населения – но теперь они вряд ли будут еще и пророссийскими. С одной стороны, после нынешних событий быть в Украине пророссийским – это практически объявить себя пособником агрессора. С другой, все реально пророссийские партии и движения, а также их электорат, покинули политическое поле Украины и ушли в свои ДНР и ЛНР…



Среди всех этих партий практически нет ни одной по-настоящему перспективной, рассчитанной на долгую политическую стратегию. Впрочем, шансы стать такой есть у всё той же «Батькивщины», которая продолжает удерживать парламентские позиции с 1998 года, несмотря на свою весьма жесткую судьбу. Партию кидало из оппозиции во власть и обратно, она не раз объединялась и расходилась с союзниками, её лидер сидел то в парламентской оппозиции, то в камере, то в премьерском кресле, а последние два года «Батькивщина» и вовсе обходилась без Тимошенко.

Но с нынешним небольшим рейтингом «Батькивщине» было бы целесообразнее уйти в официальную оппозицию к власти, тем более, что место оппозиции в этой новой системе будет свободным…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA