«Мордашка» для ЕС
28.09.2004 08:58
…они не только быстро отвоевали у доллара место в карманах украинских граждан, но и стали примером для дизайна новых украинских банкнот. Тем не менее, 26 сентября исполнилось ровно 1000 дней, как наличный евро находится в обращении. Что ж, любой юбилей заставляет подводить итоги и оглядываться в прошлое.

Борьба за место под солнцем

Когда евро получал статус наличной валюты, ему предрекали проблемное будущее. Все больше сходились на том, что евро ожидает девальвация по отношению к основным мировым валютам, однако получилось совсем наоборот. Решение о введении наличного евро только укрепило позицию валюты на международном рынке. По нашему мнению, этому способствовало множество факторов:

  • мы стали свидетелями консолидации финансового потенциала еврозоны;

  • когда Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) стал полновластным хозяином валютного пространства, он получил доступ к классическим инструментам управления денежным рынком и смог проводить полноценный мониторинг за теперь уже единой валютной системой;

  • экономика стран ЕС несла и несет сегодня большой потенциал роста, прежде всего из-за расширения ЕС на Восток, такого внутреннего потенциала нет ни у США, ни у Японии.

    Однако, несмотря на весь позитив, борьба была нелегкой, особенно в свете желаний заокеанского соседа нарастить темпы экономического роста за счет других. Оценивая перспективы евро в долгосрочном периоде, следует понимать главное: почти за 3 года евро удалось стать полноценной международной валютой, в которой можно хранить сбережения и использовать в расчетах, а тот факт, что единая европейская валюта подросла по отношению к доллару, не является ни достижением ЕЦБ, ни Еврокомиссии, скорее даже наоборот.

    Лебедь, Рак и Щука

    Между тем рисуемая ЕЦБ радужная картина не такая уж и прекрасная. Чем дальше, тем сильнее она беспокоит аналитиков, привыкших не доверять хоть и государственному, но «Пи-Ару». Между странами-участницами еврозоны масса различий, их экономики не настолько интегрированы, как бы того хотелось ЕЦБ. Вот и получается, что когда экономика Германии страдает от высокого курса евро к доллару, Франции на это наплевать, а Нидерланды, где всегда традиционно преобладает потребительский импорт, даже процветают. Или если в Германии существует угроза дефляции, то в Португалии наоборот - страшное повышение цен. Просто удивительно, как они все еще не перессорились между собой, ведь фактически яблоком раздора является нынешняя политика ЕЦБ, которая крайне выгодна одним и невыгодна другим странам-членам ЕС.

    Директивы Еврокомиссии 2001 - 2004 гг. призваны решить проблему неравномерного развития стран-членов Еврозоны, но даже у оптимистов есть сомнения относительно практической реализуемости регуляторного воздействия Еврокомиссии в короткие сроки. Пока же все осознают, что ЕЦБ в долгосрочной перспективе – это банк, который сидит на пороховой бочке, способной взорваться в любой момент, как только накал страстей внутри ЕС превысит допустимую норму и кулуарные плевки и подножки перерастут в открытую вражду.

    Вероятно, решить проблему низкого уровня интеграции внутри ЕС малой кровью не удастся. В ЕС по-прежнему функции регуляторов рынка банковских услуг рынка выполняют Центральные банки и монетарные агентства стран-членов, не создан и единый регулятор на фондовом рынке, а значит, нет и желания запускать соседей в свой финансовый огород.

    Новая обуза?

    Перспективы расширения ЕС на Восток вместе с перспективами экономического роста несут в себе и негативное влияние дефицитных бюджетов этих стран на страны еврозоны. Даже такие столпы еврозоны, как Франция и Германия, с очень большим трудом соблюдают пакт о стабильности, поддерживая дефицит бюджета на уровне 3%, не говоря уже о Португалии и Греции, которые нуждаются в системных реформах не меньше, чем, например, Украина. На этом фоне планы Еврокомиссии о выделении дополнительного финансирования на развитие новых стран-членов выглядят просто фантастикой. Но кто же тогда будет финансировать рост новичков? Надежды на частный сектор не оправдываются. Уже который год Германия не в состоянии «переварить» бывшую ГДР, что уж там говорить о новых территориях. Инвестор номер один в мире – США – не очень-то спешат помогать ЕС в развитии новых территорий, особенно после разногласий по иракским вопросам, предпочитая вкладывать деньги в азиатских тигров и даже КНР.

    Вот почему следует понимать, что дальнейшая судьба евро зависит не только от геополитических перспектив ЕС, но и от качества реформ в самом европейском сообществе, оценивать и комментировать результат которых пока еще рано. Ведь 3 года – это еще не срок для солидной валюты.