Эбола: спасайся, кто может!
05.11.2014 08:15

Барак Обама призвал своих соотечественников не поддаваться паническим настроениям. На это раз американцев не на шутку испугали не «красная угроза» и не террористы, а геморрагическая лихорадка Эбола, об эпидемии которой уже несколько месяцев трубят все мировые СМИ.

На Западе её воспринимают как значительно более серьезную проблему, чем украинский кризис. И это понятно: своя рубашка ближе к телу. Ни «Грады», ни «Точка-У» не долетят даже до границы Шенгенской зоны, а вот первые заболевшие Эболой уже появились в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Эти новости, вперемешку со слухами и домыслами, доводят обывателей до паранойи. А то, что власти пытаются успокоить население, лишь подливает масла в огонь. Как говорил герой фильма «2012», если политики призывают не паниковать – значит нужно бежать!

Голливудская лихорадка

Вирус Эбола родился во мраке джунглей экваториальной Африки и был открыт медиками в 1976-м, в Заире, в поселке возле одноименной реки. В той первой эпидемии заболели около шестисот человек, из которых 431 умер. Все они были африканцами, а болезнь не вышла за пределы нескольких глухих провинций черного континента, поэтому интерес белого Запада к новому вирусу был сугубо научным.

Вскоре о Эболе забыли аж до 1994 года, когда в Центральной Африке разразилась новая эпидемия, унесшая за два года более трехсот человек, в том числе несколько белых наемников и военных инструкторов, участвовавших в тамошних гражданских войнах. На этот раз Эболой заинтересовалась пресса, ну а всемирной известностью болезнь обязана блокбастеру «Эпидемия», главную роль в котором сыграл потомок украинских евреев Дастин Хофман.

С тех пор лихорадка Эбола стала полноправным членом апокалипсического списка кинематографа, где она уступала в зловещей популярности только фантастическому «вирусу зомби». И это является, пожалуй, главной причиной той паники, которая сегодня распространяется по западному миру и, возможно, скоро вспыхнет и в Украине. Голливуд уже давно сделал из неё такое же пугало, как ядерную войну, цунами и падение астероида. Миллионы зрителей пересмотрели по десятку фильмов, где харкающие кровью зараженные умирали в переполненных госпиталях. Люди были психологически подготовлены к приходу Эболы, они подсознательно ожидали чего-то такого. И когда первые заболевшие геморрагической лихорадкой появились за пределами Африки, новость об этом сработала, как сирена тревоги.

А ещё в большинстве триллерах об эпидемиях всегда есть эпизод, когда власти заявляют, что болезнь под контролем и нет причин для беспокойства – после чего, напротив, начинается самое худшее. Советники Барака Обамы почему-то не подсказали ему, что делать подобные заявления – значит претворять кино в реальность.

Но даже и без этого сам факт специального заявления (уже нескольких) президента Соединенных Штатов обозначает тему как серьезную и актуальную проблему, поскольку традиция американской политики, в отличие от украинской, не позволяет главе державы пустословить. Одни воспринимают его обращения буквально – мол, не нужно паниковать, всё под контролем. Другие совершенно наоборот, уверяя себя, что президент пытается скрыть страшную правду. Третьи считают, что Обама намеренно создает панику, чтобы отвлечь американцев от каких-то иных проблем и затеять грандиозную аферу типа украинской борьбы с гриппом в 2009 году. Но в любом случае его выступления воспринимаются очень серьезно, и не только его собственными гражданами. А между тем, Эболе Обама посвятил уже больше выступлений, чем кризису в Восточной Европе…

Не распускайте руки!

Киношная Эбола распространялась воздушно-капельным путем: чихнул больной в самолете, покашлял в метро – и все окружающие становятся потенциальными трупами. Вот почему сегодня ездить простуженным в общественном транспорте Штатов не рекомендуется. Или вот был случай: пассажиры автобуса вызвали полицию, парамедиков и национальную гвардию после того, как  укачанную поездкой женщину стошнило в салоне. Удивительно, но население продвинутого во всех отношениях Запада о симптомах Эболы знает еще меньше, чем их средневековые предки о природе чумы.

К счастью, воздушно-капельного заражения у реальной Эболы не наблюдалось – по крайней мере, до сих пор. И всё же она гораздо заразнее чумы прошлого XX века: с больными СПИДом можно безопасно жить, а вот вирус Эболы передается через слизистые оболочки и микротрещины кожи. Достаточно потрогать больного, взять в руки его вещи – и вы уже в группе риска. Пожалуй, что теоретически подхватить вирус можно и в общественном транспорте, берясь руками за поручни и ручки. Впрочем, на них и так хватает разной заразы!

И всё же нынешняя вспышка Эболы плохо поясняется существующими данными об этом заболевании. За несколько месяцев 2014 года геморрагической лихорадкой заболели почти 14 тысяч человек, умерли уже более пяти тысяч. Это на порядок больше, чем общее число жертв Эболы за все предыдущие 38 лет! Если раньше врачи говорили об отдельных вспышках болезни, то сейчас началась настоящая эпидемия. Причем вопреки прежним заявлениям врачей о том, что Эбола принципиально не способна вызвать эпидемию в силу своих особенностей.

Можно сказать, что из деревушек на краю джунглей Эбола вдруг переместилась на окраины больших африканских городов. А там царит полный бардак и чудовищная нищета жителей. Там вирус начал стремительно распространяться и половым путем в ходе частых беспорядочных контактов африканцев, и бытовым, и от заболевших людей к приезжающим к ним медикам.   

Внезапная, можно сказать, просто аномальная эпидемия поставила ученых в шок. Но пока она держалась в рамках африканских стран, это была проблема негров Африки и забота разных международных организаций. Эболу изучали, африканцев спасали и жалели – но всё это было где-то там, за океаном. Всё изменилось после того, как первые зараженные вирусом появились в странах «золотого миллиарда». Одно дело – сочувствовать несчастным умирающим жителям в странах третьего мира, и другое – ощутить дыхание смерти у себя дома в Америке и Европе. Это был действительно шок!

И вас вылечим!

Как оказалось, к этому шоку Америка была готова не больше, чем к 11 сентября. Это только в кино эпидемии останавливают облаченные в скафандры врачи ЦКЗ и батальоны морпехов в костюмах химзащиты. В реальности с Эболой сейчас борются не медицинский спецназ, а обычные врачи «скорой помощи» и сотрудники инфекционных отделений. Правда, их оснащение впечатляет – о таком остается лишь мечтать не только африканским, но и украинским больницам. Но оно может лишь изолировать заболевших и облегчить им страдания, в остальном полагаясь на волю Божию.

Немаловажную роль играет и то, что в США презерватив – не роскошь, и там не приходится колоть пациентов одним шприцем, а вещи заболевших и умерших не будут растасканы родственниками и соседями. Это факторы, играющие роковую роль в стремительном распространении эпидемии в Африке, не сработают в Америке и Европе. Угрозу будет представлять, в основном, прямой контакт с зараженными, что одинаково опасно для всех социальных слоев населения тесных мегаполисов.

По самым оптимистическим прогнозам, западный уровень жизни и медобслуживания сможет снизить смертность от Эболы двое по сравнению со странами третьего мира. То есть если смертность лихорадки заирского штамма в Африке достигает 90%, то в США и ЕС она не превышала бы 50%. Что, впрочем, превышает летальность таких инфекционных ужасов, как чума, черная оспа и сибирская язва. Неудивительно, что Эбола вызывает такую панику!

Между тем, никакой вакцины от Эболы нет – что неудивительно, поскольку в течение тридцати последних лет наука уделяла ей внимания не больше, чем изучению мухи цеце. Вирусом занимались лишь несколько лабораторий в США, Великобритании, Китае и России, рассматривая его опасную экзотику и проверяя на предмет использования в качестве биологического оружия. И лишь в 2014 году с началом эпидемии Эболой занялись крупные научные центры, которым стали выделять на это бюджетное финансирование. Увы, вакцина - не борщ, и лишь в кино её готовят за несколько часов. До сих пор нет даже её опытных образцов.

Всё, чего достигла в этом направлении продвинутая западная медицина, – идеи бороться с Эболой травами, точнее травой. В шутку ли, всерьез (кто там поймет!), американские ученые заявили, что курение марихуаны является надежным средством профилактики этой болезни…

Украина – не Африка, но и не Америка

В Украине марихуана пока что не легализована, поэтому встречать эпидемию практически нечем. Конечно, на бумаге, в бодрых отчетах Минздрава и МЧС заявлено, что больницы и службы полностью готовы к приему первых зараженных. Но это такое же очковтирательство, как и недавние рапорты Минобороны о готовности отразить вторжение любого агрессора. Потерянный Крым и Донбасс, поля смерти под Иловайском – вот цена этих бумажек.

Просто оторопь наступает при мысли, что будет, если в Украину придет Эбола. А это рано или поздно случится, потому что нас не обходит ни одна эпидемия. Эту угрозу не исключают даже международные финансовые институты, предоставляющие Украине кредиты: одним из условий последнего было создание у нас четырех специализированных инфекционных центров. Понятно, что не для лечения, а чтобы изолировать умирающих, облегчить им последние дни жизни. 

Возможно, вирус привезут с собой украинские миротворцы, возможно, моряки или летчики. Есть большая вероятность приезда в Украину больных мигрантов из Африки и заразившихся заробитчан из Европы.  Словом, «стену Порошенко» стоило бы строить на протяжении всей украинской границы и вводить строжайший карантин в портах и аэропортах. Но мы понимаем, что заоблачный уровень коррупции в Погранслужбе и Минздраве сделает эти меры лишь бесполезной фикцией. А когда инфекция будет уже внутри Украины, против неё в приказном порядке бросят простых врачей и фельдшеров в марлевых повязках и с таблетками аспирина. Поскольку средства на специализированные центры просто разворуют.

Последняя надежда украинцев – это зима, холода которой, уверены мы, должны убить теплолюбивый экваториальный вирус. Однако полагающие так забывают, что холод, как и солнечный свет, убивает лишь инфекцию, передающуюся воздушно-капельным путем. Так же в зимний сезон прерываются цепочки передачи инфекции от обитателей природы (клещи, грызуны, дикие и бродячие животные) к человеку. Проникшая же в наш мир Эбола передается через физический контакт от человека к человеку, и происходит это в теплых квартирах, офисах, больницах, самолетах и автобусах. Поэтому эпидемия Эболы вполне может распространяться и в зимние холода.

Впрочем, пока что украинцев заботят иные угрозы, которых хватает им с лихвой. Война на Донбассе уносит не меньше жизней, чем эпидемия в Африке, а бюджетные и валютные кризисы уже называют «финансовой Эболой».  Апокалипсис в Украине может наступить и без африканского вируса…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA