Забастовка рабочих на ОПЗ как «звоночек для Киева»
15.12.2014 16:38

Предупредительная забастовка на Одесском припортовом заводе отличается от других похожих акций. Если раньше выступления работников касались невыплаты зарплат либо были связаны со сменой руководства (и чаще всего, организовывались изгнанным директором), то в случае с ОПЗ люди сформировали конкретные политические требования. В Украине давно уже забыли, что такое «борьба рабочих за свои права» или реальное профсоюзное движение. Законодатели мод информационного пространства, власть и неразрывно связанные с ней бизнес привыкли презрительно-скептически относиться к работягам, рассматривая их как досадный, но неизбежный придаток к промышленным активам. Однако мы недалеко ушли от времен, когда профсоюзы успешно давили на работодателей и власть. И даже меняли их.

Одесский припортовый завод, крупнейшее в СНГ производство аммиака, всегда появлялся в новостях как вещь в себе. В 2009 году стратегическое госпредприятие,  конечное звено аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса» продали «приватовской» фирме «Нортима» не интересуясь мнением трудового коллектива. Потом, правда, решение отменили. Зато не отменили попыток рейдерского захвата предприятия. В нынешнем году, раздумывая, где бы еще взять денег для увязнувшего в долгах правительства, акции ОПЗ опять были выставлены на продажу.

До 24 декабря должны были пройти первые торги, и переданы первые 5% акций. Первый покупатель все тот же – группа «Приват». Торги опять были приостановлены. Но не потому, что государство одумалось. Как считают на заводе, приватизация просто перенесена на 2015 год, когда ситуация прогнозируемо ухудшится и цена предприятия упадет. Сейчас для этого делается все возможное.

Как говорится в обращении трудового коллектива к президенту Украины Петру Порошенко «история Одесского припортового не знала того безобразия, которое творится сегодня здесь». «Завод загружен на 30% проектной мощности. Сотни людей потеряли работу, не могут прокормить себя и свои семьи. Часть сотрудников отправили во временные отпуска. Им задерживают выплату заработной платы. Общая атмосфера на нашем предприятии абсолютна нерабочая. Но наш завод – стратегическое предприятие. В случае возникновения проблем на производстве, Вы – Петр Алексеевич, станете автором новой экологической катастрофы», - отмечается в документе.

При этом катастрофическое положение, по мнению тех, кто поставил подписи под документом и вышел в воскресенье на акцию протеста, является следствием официального политического курса. После фактического разрыва экономических отношений с Россией, являющейся крупнейшим рынком сбыта аммиака и аммиачной селитры, производство упало до минимума. Кроме того, ОПЗ перестал получать заказы из Донецкой области – тоже вследствие государственной политики.

Безусловно, у президента и правительства на это найдется идеологически верный ответ: «с врагом торговать нельзя». Однако войну Украина до сих пор никому не объявила и военное положение не введено. А отказываясь от выгодных операций в пользу политической целесообразности, государство в привычной манере не рассматривает людей, потерявших заработок и боящихся остаться на улице, как нечто реальное. Просто есть актив, который можно продать, а там пусть частный собственник разбирается.

В качестве ответной реакции государство получает, казалось бы, забытое и невероятное: организованное сопротивление по классовому признаку и формирование новых профсоюзов. Тем же письмом глава государства уведомляется о том, что интересы людей отныне будет защищать Федерация независимых профсоюзов (ФНП) Одесской области. Они требуют не только выплаты долгов по зарплате, но и возвращения незаконно уволенных сотрудников, отмены «временных отпусков». Но кроме этого – возвращения заказов из России и прекращения экономической блокады Донбасса.

Руководство ОПЗ поспешило заявить, что ни о каких забастовках оно не знает, а новостые ресурсы вслед за сообщениями об акции поспешили опубликовать «опровержения», мол, все это было инсценировано. Однако как заявил изданию «Одесса News» один из организаторов мероприятия, старший технолог цеха перегрузки аммиака ОПЗ Николай Беляев, «это звоночек для Киева». Одесса, если надо, встанет. Мы себя защитить сумеем. Это я вам гарантирую», — отметил Беляев. И пренебрегать жизненными потребностями людей, создающих ВВП, не стоит. Крушение Российской империи началось с требований 8-часового рабочего дня. Крушение коммунистической Польши и смена курса ее развития – с забастовки профсоюза «Солидарность» и сопротивления военному положению.