После внеблоковости: Украина не вступает в НАТО
29.12.2014 12:23

Отмена внеблокового статуса Украины вызвала нездоровый ажиотаж в общественно-политической среде. Российская сторона сразу оценила такой шаг как заявку о вступлении в НАТО.

В Украине многие представители общественности также горячо приветствовали решение об отмене внеблоковости, приписывая этому действию далекоидущие последствия. Но означает ли отмена внеблокового статуса Украины скорое появление в донецких степях американских десантников? Или речь идет о более сложном и длительном процессе отношений с НАТО и Россией? Чем грозит Киеву отмена внеблоковости и как быстро можно будет говорить о приближении к НАТО?

Безъядерная и внеблоковая

Стоит напомнить, что украинская внеблоковость вовсе не была изобретением Виктора Януковича. Наша страна сохраняла внеблоковый статус с самого начала независимости.

Строительство армии велось на основе закона "О вооруженных силах Украины", принятого 6 декабря 1991 года, и принятой 19 октября 1993 года государственной военной доктрины. Военная доктрина Украины базировалась на безъядерном и внеблоковом статусе государства и отказе от признания любой страны потенциальным противником.

Тогда речь шла о нейтральном статусе молодой страны, пытавшейся выбрать свой путь развития. Этот путь с идеалистической точки зрения должен был подчеркнуть самые прекраснодушные пожелания украинского общества. Молодая демократия не хотела связывать себя ядерным оружием и тесными отношениями с военными альянсами. До поры до времени такая политика приносила свою пользу.

Внеблоковый статус не мешал Украине вести переговоры о сближении с НАТО, что в итоге и привело к подаче в 2008 году заявки о присоединении к Плану действий по членству в Северо-Атлантическом альянсе (ПДЧ). Заявка не была удовлетворена, а после прихода к власти Виктора Януковича был совершен очередной разворот геополитического вектора.

В 2010 году Верховная Рада приняла поддерживаемый президентом Януковичем законопроект о неучастии в любых военных блоках.

И вот в декабре 2014 года внеблоковый статус Украины был официально отменен. Даже без войны на Донбассе стоило ожидать такого решения, учитывая смену власти и ее внешнеполитических приоритетов.

В России уже приготовились к активному сближению Украины  с НАТО. Но как быстро могут последовать такие действия?

Сомнения натовцев

На первый взгляд, после отмены внеблокового статуса, логичным шагом стала бы новая подача заявки на присоединение к Плану действий по членству в НАТО. Но украинские власти официально не объявляли о таком намерении. Да и сам Альянс не приглашает Киев к переговорам о вступлении.

И здесь мы подходим к наиболее любопытному заключению: отмена внеблоковости не означает начала автоматического процесса вступления в НАТО. Точно так же как подписание Соглашения об ассоциации с ЕС вовсе не означало, что Украина становится на путь вступления в Европейский Союз.

Процедура вступления в Северо-Атлантический альянс в этом случае остается такой же длинной и сложной, как и раньше. НАТО может сколько угодно оказывать политическую и моральную поддержку, проводить обучающие семинары, предоставлять советников и амуницию и, возможно, даже помогать оружием. Но конфликт с Россией вовсе не приближает Украину к статусу реального кандидата на вступление в Альянс.

Здесь срабатывают те же самые опасения, которые помешали принять украинскую заявку о присоединении к ПДЧ еще на Бухарестском саммите в 2008 году.

Российский политолог Андрей Пионтковский суммировал этот набор страхов и опасений западных элит, дав ему название «парадокс Нарвы». Страна-член НАТО вправе рассчитывать на вооруженную защиту своих границ другими участниками Альянса. Но, как признаются западные эксперты, НАТО может пожертвовать отдельными территориями во избежание большой войны в Европе. Особенно, если это небольшие районы, как, например, эстонское Принаровье или латвийская Латгалия.

Россия сумела своими действиям в Крыму и на Донбассе обозначить для НАТО границы возможного. Киев не был готов к такому развитию событий и еще раньше упустил возможность превращения дружественных отношений с НАТО в отношения более тесные. В 1990-е годы Россия была занята своими внутренними проблемами, и этим быстро воспользовались страны Балтии и Центральной Европы. Они сумели в кратчайшие сроки реформировать свои вооруженные силы и добиться вступления в НАТО в то время, пока Россия не сильно этому противодействовала.

А сейчас навязанная Россией «гибридная война» на Донбассе провоцирует блок НАТО на сдержанный подход к украинской проблематике. Северо-Атлантическому альянсу в такой ситуации проще оказывать частичную поддержку Киева, чем говорить о процедуре официального принятия в свой состав.

Волонтеры и НАТО?

Кроме территориальных конфликтов с соседями, к наличию которых чувствителен блок НАТО, никуда не делась и проблема реформирования украинской армии. Без приближения к натовским стандартам развития вооруженных сил сложно будет говорить о вступлении в Альянс.

Сейчас боеспособность украинской армии возросла, но натовцы вряд ли могут понять «волонтерский» принцип решения многих армейских проблем. Неопределенность статуса добровольческих батальонов также не способствует повышению имиджа нашей армии. На определенном этапе их необходимо будет ввести в обычную армейскую структуру, чтобы ситуация не превратилась в «махновщину».

"Украинцы отказались от внеблокового статуса и должны начать процесс реформ. Они должны достичь определенных стандартов, и на это потребуется несколько лет. Нынешнее руководство страны само заявляло о необходимости провести серьезные реформы в обороне, в сфере борьбы с коррупцией и государственного управления, прежде чем они смогут подать заявку на членство", - считает генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Подытоживая, отметим, что отмена внеблокового статуса Украины вовсе не говорит о начале движения к вступлению в НАТО. Да и наличие этого статуса нисколько не мешало приближать наши Вооруженные силы к натовским стандартам и вести переговоры с политиками из Брюсселя.

Украине в любом случае предстоит кропотливая работа по определению своего места в системе европейской безопасности. И результат этой работы во многом будет зависеть не от дядюшек из штаб-квартиры НАТО, а от нас самих.

Федор Михайловский
Новости Украины - From-UA