Каминг-аут по-украински
10.03.2015 14:23

Летописцы современной Украины очень любят называть украинскую политику террариумом единомышленников. Емкая формулировка как нельзя лучше описывает всю византийскую суть украинской политики последних двух десятилетий. Минимум сантиментов, умение вовремя предать как талант предвидения, ничего личного – только бизнес, только холодный расчет. Пожалуй, сценаристы ныне мега-популярного сериала «Игра престолов» могли бы почерпнуть немало сюжетных ходов и решений, понаблюдав год-два за перипетиями на украинском политическом Олимпе. Хотя, как минимум в одном аспекте создатели сериала попали в точку и без подобных наблюдений – несмотря на постоянные вооруженные конфликты на периферии империи, интриги в Королевской гавани (столице Семи Королевств) не прекращаются ни на секунду. Чем не прямая аналогия с современной Украиной?

Особенностью украинской политической культуры является также и такая интересная деталь как отношение правящего класса к низверженному королю. Не все украинские президенты были свергнуты, и каждый из них уходил, безусловно, по-разному. Но провожали с нетерпением, пожалуй, всех – и Кравчука, и Кучму, и Виктора Ющенко, и особенно горячо – Виктора Януковича. Первые трое уступали власть вполне добровольно, передавая эстафету своим преемникам. Янукович же прикипел к трону особенно сильно, поэтому успел раззадорить общество еще за год до президентских выборов. На которых, впрочем, желания последовать примеру своих предшественников и добровольно передать власть в руки другого политика не проявлял.

Что интересно, после изгнания Януковича оказалось, что внутри его вертикали власти работало такое количество латентных оппозиционеров, что вся эта вертикаль чуть ли не из них одних состояла. Этот процесс молниеносного отречения от лишившегося власти политика даже назвали  украинским каминг-аутом (по аналогии с публичным признанием собственной гомосексуальности среди публичных и известных персон на Западе). Дескать, мы-то, конечно, в его власти работали, следуя общепринятым нормам, но политическая ориентация у нас всегда была несколько иная.

Подобных каминг-аутов со стороны украинских политиков за последний год мы увидели десятки. Начиная с Александра Ефремова, который произнес свою пламенную речь о «семье Януковича» в момент, когда след этой самой семьи еще толком не простыл в самом Киеве, ну а дальше – как говорится, понеслось. Оказалось, что и в Партии регионов, и во главе государственных комитетов и министерств, работало столько ярых противников системы, что теперь кажется странным как режим Януковича простоял целых четыре года, да еще и утянул за собой в черную дыру тысячи жизней украинских граждан, погибших на Майдане, в Крыму и на Донбассе.

Игра «отрекись от Януковича» стала одним из наиболее популярных квестов минувшего политического сезона. Год, прошедший со времени Революции достоинства, подарил нам такое количество свидетельств и разоблачений, показных самоистязаний и сеансов отречения в эфирах рейтинговых ток-шоу, что в определенный момент изумленная публика начала искренне недоумевать – если все эти люди так не любили Виктора Федоровича, то что они делали во власти с 2010 по 2014 годы? Почему аплодировалипосадкам неугодных политиков, почему стыдливо прятали глаза,когда автозаки приезжали за общественными активистами, почему делали вид, что курс «семьи» на отжим и монополизацию всего движимого и недвижимого имущества в стране – это лишь издержки новой эффективной экономической модели?

Сегодня многим «героям» политических ток-шоу в стране можно задать эти вопросы. Как и вопрос – почему, когда сегодня Янукович оказался далеко и уже не столь страшен, эти люди делают громкие заявления и разоблачают его режим, и совершенно не делали этого, находясь либо на службе у этого режима, либо где-то поблизости к коррупционным потокам и возможностям распила? Вряд ли кто-то из них найдет адекватный ответ на этот вопрос. Да и задать подобные вопросы некому. Особенно в прямых эфирах, где все участники принимают своеобразные правила игры, и не преступают красную черту по отношению друг к другу.

Выгоднее всего быть «борцом с режимом», когда этот «режим» давно ушел в историю. Сегодня этот тезис лучше всего иллюстрируют не только встроенные в систему Януковича персонажи, быстро приспособившиеся к новым политическим реалиям, но и борцы с режимом того же Леонида Кучмы.

Борьба с режимом Леонида Кучмы, который недавно отметил десятилетний юбилей нахождения на политической пенсии, стала очень модным трендом уже нового политического сезона. Видимо, нехватка актуальных проблем, а также оптимистичное восприятие действительности, позволяет некоторым политикам и журналистам всерьез заниматься развенчанием «кучмизма» в нынешних условиях. С другой стороны, Украина – демократическая страна, стремящаяся следовать базовым европейским ценностям, одной из которых является толерантность. И если человек считает необходимым бороться с «кучмизмом», когда на дворе стоит весна 2015 года со своими нерешенными проблемами и мрачными прогнозами, то это право человека нужно, как минимум, уважать. Мало ли кто как возбуждает в себе стремление к жизни.

Другое дело, что и в этом вопросе желательна последовательность. И справедливости ради стоит отметить, что самую ярую критику в адрес Данилыча сегодня источают те деятели, которые были прекрасно встроены в систему Кучмы как в конце далеких девяностых, так и в начале двухтысячных годов.

Взять хотя бы известную чету Евгения Марчука и Ларисы Ившиной. Сегодня возглавляемая Ившиной газета «День», а также сам господин Марчук– в авангарде борьбы с «кучмизмом». За последние несколько месяцев бывший зампред главы КГБ УССР Евгений Кириллович Марчук неоднократно отметился серьезными публичными наездами и обвинениями в адрес Леонида Даниловича Кучмы. Самым видным выходом на публику стало интервью каналу 1+1, на котором олигарх Игорь Коломойский в последнее время любезно предоставляет ценное эфирное время всем, кто готов поупражняться в метании камней в сторону экс-президента Кучмы, даже если эти люди – откровенные фрики. 

Сам Марчук – безусловный тяжеловес, призванный оттенять буйство фриков в рамках реализации пиар-программы по Кучме, которую развернул Коломойский в контексте своей позиционной войны с Виктором Пинчуком. Марчук не прочь помочь Коломойскому в этой войне, так как основной лейтмотив этой войны – привлечение Кучмы к ответственности в деле Гонгадзе, вполне совпадает с интересами самого Евгения Кирилловича – навсегда замести свой собственный след в этой истории.

Но покуда сам Марчук в рамках этой кампании примеряет на себя образ борца за справедливость, то справедливости ради стоит обратить внимание и на ряд несоответствий, которыми наполнен этот образ.

Почему-то сам Марчук упорно забывает упомянуть, что при Леониде Кучме он успел поработать и премьер-министром (с марта 1995 по май 1996), и главой Совета Национальной Безопасности и Обороны (с ноября 1999 по июнь 2003), а также Министром обороны (с июня 2003 по сентябрь 2004). За все время правления Леонида Кучмы Евгений Марчук, сделав лишь небольшой перерыв для странной квази-оппозиционной деятельности, которая закончилась развалом «каневской четверки» на президентских выборах 1999 года, всегда был на первых ролях – возглавлял правительство, ведал делами национальной безопасности, принимал парады, укреплял обороноспособность украинского государства.

Неискушенный читатель наврядли обратит внимание, что речь идет о достаточно продолжительном периоде времени, на протяжении которого Марчук был столпом и опорой столь порицаемой им эпохи «кучмизма». А искушенный – безусловно, отметит, что занимать такие «жирные» должности на протяжении обоих президентских каденций Кучмы – редкий пример в новейшей политической истории Украины. Как мы все помним, во время десятилетнего правления Леонида Кучмы политические звезды то загорались, то затухали, то восходили на небосвод, то падали, и такую стабильность нахождения при власти, которую демонстрировал Марчук при Кучме – мог продемонстрировать далеко не каждый украинский политик.

Это сегодня Марчук называет кабинет Кучмы «не просто греховным местом, а местом, где длительное время отдавались преступные приказы». А вот в 2002 году, будучи сам частым посетителем этого кабинета, он же уверял журналистов, что его отношения с Кучмой «всегда базировались на принципах порядочности и уважения друг к другу как к личности».

Как видим, традиция публичного отречения от ставшего историей режима – политического каминг-аута – берет свое начало не столько с адептов Януковича, сколько с наиболее ярких представителей режима Кучмы. Евгений Марчук – безусловно, таковым является. Но сегодня, когда политическая конъюнктура совсем иная, сам ушедший с авансцены экс-президент более не представляет опасности, его имя вполне можно склонять как душе угодно. За это ничего не будет. Более того, наградой за это может быть отвлечение внимания от своей роли в достаточно мутных историях, произошедших в Украине на рубеже столетий.

Параллельно с Евгением Кирилловичем свой маленький каминг-аут решила совершить и его супруга – Лариса Ившина – главный редактор общественно-политической газеты «День». Ившина, как и ее супруг, также активно работает на поприще современного «антикучмизма», превратив подконтрольную ей газету в рупор борьбы с «режимом Кучмы» в сегодняшней Украине. А сама госпожа Ившина не теряет ни одного удобного случая обвинить в продажности и ангажированности журналистов и политиков, когда те пытаются задавать встречные и не вполне удобные вопросы самому Евгению Кирилловичу о его опыте работы во власти при президенте Кучме. Или, не дай Бог, затронут деликатную тему дела Гонгадзе и вспомнят всуе имя все того же Марчука.

Вместе с тем, мало кто сегодня помнит, но во времена правления Кучмы, в 2002 году, Лариса Ившина преспокойно работала на телеканале ICTV зятя тогдашнего президента, где вела ток-шоу на пару с нынешним рупором кремлевской пропаганды Дмитрием Киселевым.

Тогда Лариса Ившина почему-то не стеснялась факта работы на медиа-площадке зятя Кучмы – Пинчука.

Как уже было сказано, украинскую политику часто называют террариумом единомышленников, в котором замешкавшийся и потерявший бдительность представитель вида легко может получить смертельный удар от собрата. Как правило – в спину. Но, пожалуй, еще точнее будет назвать украинскую политику – террариумом хамелеонов. Поскольку нигде в мире политики так быстро не меняют внешнюю оболочку в зависимости от ситуации. Пинание ногами сошедших с политической сцены лидеров со стороны их же вчерашних соратников и выгодополучателей – тоже во многом украинское ноу-хау. Конечно, в других странах мира подобных примеров тоже навалом, однако нигде больше данная традиция не имеет такой колоссальный масштаб и размах.

Вместе с тем, украинское общество взрослеет и постепенно прощается с иллюзиями. А значит – чем дальше, тем увереннее будет предъявлять политикам счета. И очень скоро ситуация, когда самодовольный чиновник эпохи Януковича, договорившись с новой властью и облачившись в овечью шкуру, распинает на телеэкранах ушедший режим, будет попросту невозможной. Равно как и прокурор, депутат, министр. «Кучмисты» не будут зарабатывать политические балы на «антикучмизме», а активные члены команды того же Ющенко перестанут набирать очки на критике своего бывшего патрона. И каждый научится отвечать за свои слова, поступки и биографию. Иначе – не продержится в политике и двух дней.

Василий Кузнецов, Новости Украины - From-UA