Как вернуть Крым
16.03.2015 08:06

18 марта прошлого года Крым был официально принят в состав Российской Федерации. Сейчас в самой России мало кто сомневается в том, что это произошло надолго, если не навсегда. Однако официальный Киев считает Крым оккупированной территорией и, по крайней мере, на словах собирается бороться за его возвращение в состав Украины. А сами крымчане пока довольны, что их не коснулась судьба Донбасса.

Бескровная капитуляция

Год назад события в Крыму развивались с унылой предсказуемостью. Россияне занимали один военный объект за другим, и казалось, что ничего не может помешать их триумфальному шествию по полуострову.

Только крымские татары пытались сопротивляться, но их малочисленная община не могла всерьез противостоять Вооруженным силам России. Жители Крыма, и особенно Севастополя, уже предвкушали переход на российские зарплаты и пенсии и не сильно переживали из-за смены юрисдикции полуострова.

Понятно, что итоги наспех проведенного мартовского референдума о выходе из состава Украины не вызывают доверия своими сталинско-брежневскими цифрами. Но не приходится думать, что большинство избирателей были против вступления в состав России. Их разагитировали российские пропагандисты, и украинской стороне было непросто доказать эффективность пребывания Крыма под юрисдикцией Киева.

Да и не ставилась такая задача. Все 23 года после выхода из состава СССР Украина уповала на важность для западного сообщества и России принципа нерушимости европейских границ. В таком случае можно было не думать, как обеспечить лояльность простых крымчан. Казалось, что США и Европейский Союз будут сдерживать Россию, и за счет этого территория Украины будет сохраняться в границах 1991 года.

Конечно, разруха Кравчука, застой Кучмы и анархия Ющенко одинаково били и по жителям Львова и Тернополя, и по уроженцам Симферополя и Керчи. Но для галичан и волынян их Родина была все равно любима, в то время как для части крымчан экономические неурядицы стали поводом для воспоминаний о стабильном советском прошлом.

Киев долгое время не помнил о Крыме, и в этом вакууме стали вызревать ростки общественного недовольства, которыми умело воспользовались в Кремле. Когда «вежливые люди» стали занимать государственные объекты на полуострове, им некому было противостоять. И дело тут не в разваленной на тот момент украинской армии, а в желании многих крымчан сменить страну.

Надежда на Запад

На фоне трагических событий на Донбассе происходящее весь прошедший год в Крыму не кажется таким ужасным. Крым живет относительно стабильной жизнью, и его жители сейчас считают, что им повезло, что они отделились от «этой Украины». В Крыму многие даже не увязывают в единое целое войну на Донбассе и выход полуострова из состава Украины.

Тем временем ДНР и ЛНР постепенно расширяют свою территорию. Но в Киеве бытует мнение, что, оставшись без российской поддержки, эти республики не смогут долго сопротивляться центральным властям. На Донбассе есть некоторая поддержка украинских сил, и поэтому есть предположения, как обустраивать этот регион, если война вдруг закончится победой Киева.

Но если продолжить эту фантазию на Крым, то ситуация становится менее понятной. Как и год назад, Украина в этом случае рассчитывает в основном на поддержку Запада. Считается, что замученная экономическими санкциями и разнородным дипломатическим давлением Россия сама согласится вывести войска из Крыма и вернуть его Украине.

Как это может происходить, не очень понятно. Кроме того, не очень понятно, куда в таком случае придется девать лояльных России крымчан. На сегодняшний день у Киева в Крыму есть малочисленный союзник в лице крымскотатарской общины. Татар на полуострове насчитывается около 300 тысяч, и самостоятельно они не могут сопротивляться России.

Собственно, поэтому татарская община становится вынужденным союзником Киева, рассчитывая под эгидой Украины добиться для себя национально-территориальной автономии.

Даже если представить возвращение Крыма и Севастополя в состав Украины, то неясно, как уговорить местное население возрадоваться этому событию.

Реформы как двигатель территориальной целостности

Сейчас вопрос с Крымом не стоит на повестке дня, и о нем попросту забыли. Страну тревожат куда более важные темы. Между тем, рецепты привлечения крымчан на сторону Киева есть, но до их реализации, судя по всему, далековато.

Успешное и быстрое проведение экономических реформ в Украине может изменить отношение к украинскому национальному проекту даже среди жителей Севастополя и Керчи. В Крыму есть все условия для поддержки малого бизнеса, но до 2014 года жители полуострова не очень замечали эти возможности в общем коррупционном болоте украинской действительности.

Ситуация не очень изменилась и после прихода в регион Российской Федерации, также не приветствующей развитие экономических свобод для «средних» прослоек общества. Но если та же Херсонщина покажет быстрый и динамичный пример реформирования экономики и повышения уровня жизни, то и крымчане станут думать, нужна ли им российская прописка.

Пока что это кажется фантастикой. Реформирование страны ограничилось привлечением бывших грузинских министров, но в остальном ситуация не меняется. Все происходящее списывают на войну, хотя понятно, что другого времени для расставания с советским прошлым у Украины все равно не будет.

Привлечь крымчан своими социальными успехами – это гораздо более перспективная стратегия, чем надежда на то, что измученные транспортными трудностями жители полуострова сами приползут с просьбой о возвращении в состав Украины.

Но сейчас такого стремления у центральных или местных властей не видно. И жители Крыма остаются при своем мнении о неуспешности украинского проекта и необходимости жить в составе Российской Федерации.

Федор Михайловский
Новости Украины - From-UA