Je suis Бузина…
17.04.2015 08:03

Сделать это вовсе нетрудно, потому что они не прячутся от народа за телохранителями или стальными листами бронемашин, они не ходят толпами обвешанных автоматами и гранатами «побратимов», не ездят в охраняемых спецслужбами кортежах. Журналист всегда в гуще событий, среди людей, он открыт перед всеми и вооружен лишь камерой и ноутбуком. Он живет в нашем доме, выходит во двор, приветливо здороваясь с соседями, и не подозревает, что его уже берут на прицел те, кто предпочитает выигрывать споры силой оружия, а не аргументов…

Каким он парнем был…

Так уж получилось, что первая известность Олеся Бузины вышла несколько скандальной. Его книгу «Вурдалак Тарас Шевченко» национал-патриотическая часть украинской общественности, мягко говоря, встретила в штыки. Пожалуй, в сегодняшней Украине подобное издание просто невозможно: типографию бы спалили «патриоты» в балаклавах, а автора сначала линчевали, а потом бы осудили за «измену родине». Но тогда, пятнадцать лет назад, во времена режима Кучмы, у власти не стояли национально-озабоченные лицемеры, а зачатки будущего «Правого Сектора» хоронились от милиции где-то по подвалам. Хотя поднимать хвост против власти было еще чревато неприятностями, граждане всё же могли свободно выражать своё мнение об истории, политике, искусстве, не опасаясь, что за ними придут.

«Вурдалак» был произведением из цикла «разоблачения идолов прошлого». В то время вообще было очень модно разоблачать, но все увлекались в основном пинанием безобидных вождей марксизма или исторических личностей России. Бузина же посягнул на вечный культ Шевченко, который сформировался еще в царские времена, укрепился в советскую эпоху и благополучно перекочевал в современную Украину. Более ста лет Кобзарь был главной иконой национал-патриотов, на которой никогда не замечал никаких пятен, пока это не сделал Олесь Бузина.

Собственно, отличительная черта его «Вурдалака» в том, что Бузина обошелся без типичных для многих «иконоборцев» фантазий и домыслов, а черпал информацию из общедоступной литературы, лишь предлагая взглянуть на всем известные факты по-новому, критически, с иронией. Оппонировать этому было практически невозможно, к тому же из национал-патриотов, как известно, скверные спорщики, а Бузина никогда не лез за словом в карман, поэтому им оставалось лишь люто его ненавидеть. Это и сформировало имидж новой звезды украинской литературы и журналистики.

Олесь Бузина очень быстро стал популярным автором, книги, статьи и очерки которого открывали, только увидев фамилию автора, и читали взахлеб.

Национал-патриоты называли его врагом Украины – как и всех, кто не разделял их взглядов. Но Олесь был лишь врагом хуторской «шароварщины», которую остроумно высмеивал, и бессовестного перевирания истории. Он имел на неё свой взгляд, он был сторонником единства восточнославянских народов, русофилом – как и его предки малороссийские казаки, и нередко подтрунивал над евроинтегрирующимися галичанами как своими  оппонентами. Он часто представлял события прошлого или современности в  неожиданном ракурсе, но он никогда не привирал, не списывал с потолка «разоблачающие документы», не приписывал нули к числу жертв. Поэтому Бузину было невозможно опровергнуть или обвинить во лжи, что выводило оппонентов из себя. А вот чтобы победить его в споре,  нужно было дать свой, более интересный и убедительный взгляд на событие. А для этого требовался недюжинный талант, которым обладают далеко не все.

Увы, оказалось, что спорить с Олесем Бузиной никто не собирался. Его освистывали, ему кричали в спину оскорбления и рычали в лицо угрозы, его пытались даже избить. А когда в Украине началась смута и самым веским аргументом всякого спора стали пистолет и автомат, Олеся просто убили…

 Кому это нужно?

Учитывая крайне неблагожелательные отношения Олеся Бузины с национал-патриотами, первое подозрение падало, конечно, на них. Тем более, что известие о его смерти вызвало у некоторых из них откровенную радость, а кое-кто даже не постеснялся откровенно плюнуть на еще не остывшее тело. И каков бы ни был финал следствия – если, конечно, его проведут объективно, – в версию «его убили необендеровцы» всё равно будут неистово верить их политические противники в Украине и России.

Тем не менее, версия политической расправы неистовых ура-патриотов, решивших, наконец, поквитаться с «украинофобом» и «ватником», выглядит какой-то совсем уж «ментовской». В смысле, что есть у наших правоохранительных органов традиция сразу же вешать «мокруху» на того, с кем убитый был в ссоре. И зачастую обвиняемым становится совершенно непричастный человек.

Согласитесь, что у «патриотов» был целый год (!), чтобы заявиться к Олесю Бузине целой сотней «Самообороны Майдана», или батальона «Азов», или просто «активистами Правого Сектора», и устроить ему суд Линча. Но что же получается, они терпеливо ждали целый год и только теперь решили его убить? Причем, подло, анонимно, подчеркнуто криминально. Не заставляя ползать на коленях, целовать флаг, петь гимн и кричать «слава героям!». Как-то не похоже это на нынешних «ура-патриотов», не их это почерк.

Кроме того, убийство Олеся Бузины – третье громкое убийство за последние несколько дней. В ночь на 13 апреля за Киевом (на Русановских садах) был убит журналист Сергей Сухобок, один из основателей известного издания «Обком». Милиция уже заявила о раскрытии этого убийства, уверяя, что это банальный бытовой конфликт с соседями по даче.

Убийство бывшего депутата от Партии Регионов Олега Калашникова  было уже очевидно умышленным: его застрелили возле своей квартиры 15 апреля, за сутки до убийства Олеся Бузины. Для широкой публики Калашников был малоизвестен, но активные участники политических процессов в Украине знали его как одного из руководителей киевского «Антимайдана». Калашников продолжал свою оппозиционную деятельность, призывал киевлян отмечать 9 мая как День Победы, за что получал угрозы в свой адрес. Сейчас ходят слухи, что он не был арестован СБУ только потому, что через него служба безопасности выходила на недовольных властью киевлян…

Но мало кто знает еще об одной, четвертой жертве: 15 апреля в Хмельницкой области была убита редактор местной газеты Ольга Мороз.  Хотя её смерть, кажется, совершенно никак не связана с громкими убийствами в Киеве, но она всё же добавила мрачного негатива к общей картине этого сюрреалистического кошмара…

Что ж, Ольга Мороз занималась местной коррупцией, в частности, вырубкой леса – проблемой, ставшей сейчас острой по всей Украине, от Карпат до Донбасса. Сергей Сухобок, уехавший из мятежного Донецка, никак не мог быть причислен к «сепаратистам», да и убит был, по версии милиции, в обычной «бытовухе». Однако Олесь Бузина и Олег Калашников были в активной оппозиции к нынешней власти и нажили себе немало врагов среди национал-патриотов, которые сами связывают эти две смерти. «Вчера Калашников, сегодня Бузина, интересно, кто будет завтра?» - написал в своем блоге Владимир Парасюк, также решивший высказаться в адрес покойного, назвав его «провокатором» и «агентом ФСБ».

Интересно, что информация о Бузине и Калашникове (включая домашний адрес) за два дня до их убийства была размещена на сайте «Миротворец», специально созданном при поддержке власти и руководства АТО для «выявления сепаратистов и террористов». Презентацией этого сайта широкой публике в декабре занимался лично советник министра внутренних дел Антон Геращенко. Тот самый, который через несколько часов после убийства Бузины поспешил обвинить в этом российские спецслужбы.

Что ж, подобное обвинение характерно для традиционной версии «они сами себя бомбят» и вообще традиции нынешней власти обвинять во всем Кремль и Путина. Однако подобная версия сомнительна, прежде всего, тем, что для Москвы живые Бузина и Калашников, как активные оппозиционеры киевской власти, были бы куда выгоднее мертвых. То есть убивать их российским спецслужбам не было никакого резона.

Точно так же не было смысла делать это и украинским спецслужбам. Живых оппозиционеров можно было затаскать по следствиям, посадить, навесить им кучу статей. В крайнем случае, инсценировать несчастный случай или самоубийство, но только не делать из них жертв режима!

Хотя абсурда в действиях и украинской, и российской стороны за последние пару лет было столько, что эти версии также не лишены смысла.

Но тогда кому выгодна демонстративная смерть Олеся Бузины? Похоже, что этот вопрос повисает в воздухе и рождает множество жутких предположений, заставляющих украинских граждан в испуге оглядываться, опасаясь палачей неизвестных «эскадронов смерти» какой-то третьей силы….

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA