Крым: в ожидании новой депортации
18.05.2015 08:07

18 мая в Крыму будут отмечать очередную годовщину депортации татар, происшедшей в 1944 году. Уже второй раз это произойдет в ситуации российского контроля над полуостровом.

С каждой новой годовщиной депортации активистам крымскотатарского национального движения все сложнее отстаивать свои интересы. Будущее крымских татар на их исторической родине представляется все более туманным. Для них не очень-то и находится место в российском видении Крыма.

Беженцы из российского Крыма

Стоит вспомнить, что крымские татары имеют давнюю и сложную историю взаимоотношений с российской властью. Проблемы для бывших жителей Крымского ханства начались еще в конце 18-го века, после включения полуострова в состав Российской империи.

Политико-экономические притеснения российской администрации вызвали массовую эмиграцию татар в Османскую империю. В начале XIX века в руках крымскотатарских земледельцев находилось около 30 % земельного фонда полуострова. К 1850-м годам размеры их землевладения сократились наполовину.

Две основные волны татарской эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным некоторых исследователей, население Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары.

Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму всего лишь 127,8 тыс. человек, в том числе 87,8 % татар. Считается, что из Крыма эмигрировала большая часть проживавших там татар. После окончания Крымской войны 1853-1856 годов эмигрантами стали еще около 200 тыс. татар.

Так и возникла новая демографическая ситуация, при которой татары стали национальным меньшинством у себя на исторической родине. Сейчас об этом предпочитают не вспоминать.

В 1920-30-е годы в Крыму существовала автономная республика, созданная именно по причине наличия там коренного нерусского населения. Кроме самой автономии, на полуострове были татарские национальные районы.

В 1944 году татары были массово депортированы из Крыма, что стало одним из проявлений сталинской национальной политики. Тогда в разных районах СССР под различными предлогами депортировали не только татар, но и представителей других не лояльных Советской власти народов.

После этого на полуострове окончательно стал укрепляться миф о сугубо «российском» характере крымской истории.

Под Украиной

Возвращение крымских татар на историческую родину стало возможным, начиная с 1989 года. По сути, процесс их репатриации совпал со становлением независимой Украины.

Нельзя сказать, что пребывание татарской общины в составе Украины было легким и безоблачным, хотя еще в конце 1980-х годов украинские патриоты взяли себе в союзники крымских татар с целью противостояния пророссийским группировкам на полуострове.

Однако в силу своей инертности и недальновидности украинские власти не очень содействовали успешной адаптации возвращавшихся из изгнания в Узбекистан крымских татар.

Татары были неплохим попутчиком для Киева, но, например, помочь им даже с небольшой национально-территориальной автономией Украина не очень-то и хотела. Появление такой автономии подрывало бы унитарный характер Украинского государства.

Как отмечают сейчас татарские активисты, Украина по-настоящему оценила важность своих союзников на полуострове только после потери контроля над ним. Впрочем, этот тезис можно в целом отнести к региональной политике центральных властей. Не ценили в столице удаленные районы страны, не хотели вкладывать средства в их развитие и в итоге получили рост недовольства среди некоторой части тамошнего населения.

Другое дело, что пребывание в составе Российской Федерации для крымскотатарской общины еще более болезненно. С Украиной им было не очень комфортно, но терпимо, а с Россией стало совсем сложно.

Под флагом России

Одним из примеров давления российских властей на крымскотатарскую общину становятся ограничения массовых мероприятий, приуроченных к годовщине депортации 1944 года.

В частности, в мае этого года Симферопольская горадминистрация официально отказала Меджлису крымскотатарского народа в проведении такого траурного митинга.

Мэрия не разрешила проводить митинг в центре города и отказалась предложить иное место для его проведения, сославшись на отсутствие утвержденных постановлением Совета министров свободных мест для публичных мероприятий.

Схожая ситуация была и в прошлом году. 16 мая 2014 года глава крымского Совета министров Сергей Аксенов своим распоряжением отменил проведение траурного митинга 18 мая.

Но непосредственно в канун 18 мая активисты Меджлиса получили разрешение на проведение митинга на окраине Симферополя. Митинг прошел в сложных условиях полицейского давления и не очень был похож на признанное властями мероприятие.

На сегодняшний день у крымских татар нет реальной возможности говорить о воссоздании национально-территориальной автономии на полуострове. Российским властям это совсем не нужно, а ресурсов для борьбы у татар немного. В Крыму проживает около 300 тысяч татар, что не так уж много для борьбы за независимость. При этом у татар есть значительная диаспора, которая не имеет заметного влияния на ситуацию на полуострове.

Напомним, что в Узбекистане проживает свыше сотни тысяч крымских татар, которые находятся в процессе возвращения на свою историческую родину. Кроме того, в Турции живет несколько миллионов потомков крымских татар, о предках-эмигрантах которых мы упоминали в начале этой статьи.

Эти люди своим приездом могли бы изменить демографическую ситуацию на полуострове, но весьма трудно представить их возвращение из сравнительно благополучной Турции в нестабильный Крым.

Постепенное превращение Крыма в российскую военную базу делает татар неудобным соседом для Черноморского флота. В Меджлисе при этом не считают, что речь может идти о подготовке к новой депортации, но опасаются создания на полуострове таких условий, при которых татары сами захотят эмигрировать. И тогда Украина потеряет своих немногочисленных, но преданных союзников в Крыму.

Федор Михайловский
Новости Украины - From-UA