Путь к пониманию Украины лежит через…
13.07.2015 15:38

В декабре далекого 1918 года, покидая охваченный паникой Киев, немцы тщетно силились понять, почему за полгода пребывания под «крышей» Германии политические лидеры УНР не воспользовались этой передышкой и так и не смогли построить армию, гражданское общество, державу. А вместо этого, расколовшись на «гетмановцев» и «петлюровцев», они с упоением сцепились в драке, игнорируя наступление на Киев красных.

Пройдет два десятилетия и, видя, как «бандеровцы» и «мельниковцы» с энтузиазмом сдают друг друга в гестапо, немцы придут к одному очень важному выводу, который во многом определит их дальнейшее отношение к украинцам…

Кто не работает, тот…

Когда в конце XIX столетия сначала в Великобритании, а потом в Германии начали набирать популярность идеи расового превосходства, тамошние публицисты решили немногого проехаться и по своим европейским соседям, в частности, подвергнув критике православные и славянские страны за их более низкий уровень развития экономики и совершенно иной социально-политический уклад общества.

Самые заносчивые авторы видели в этом признаки «расовой недоразвитости», более объективные вывели любопытную теорию взаимосвязи между культурой народа и уровнем его развития. В частности, обратив внимание на то, что лидируют протестантские страны, за ними идут католические, а вот православные занимают только третье место, ненамного опережая мусульман.

Интересно, что эту теорию до сих пор находят актуальной, поскольку позиции стран в рейтинге развития остались практически теми же, за исключением разбогатевших за счет экспортов нефти шейхов. Хотя нефть тут, пожалуй, не определяющий фактор: уровень жизни у нефтяной России ниже, чем в Саудовской Аравии (а в Аравии ниже, чем в Норвегии), а нефтяная Нигерия так вообще остается страной нищих. Так что, выходит, мусульмане таки обошли православных!

По мнению авторов этой теории, жители стран православной культуры слишком много времени уделяли душе, причем забота о ней часто превращалась в полное игнорирование потребностей тела. Труд рассматривался как вынужденное бремя, как наказание за грехи, а путь к богатству был нечист и связан с какими-то ухищрениями или волшебством. И даже когда в XX веке религиозность их населения резко упала, традиции и менталитет остались прежними. А с падением СССР начались бессмысленные политические споры и пустые фантазии, начались драки за «хлебные места», возникли стремления жить на социальные пособия – и все это на фоне  низкокачественного непродуктивного труда и веками не замощенных дорог.

В настоящее время самой благополучной из «поствизантийских» стран считается Греция – единственная включенная в западный список «развитых государств». Ни Украины, ни даже России в этом списке нет по причине недостаточного уровня жизни населения. Так вот Греция уже который год испытывает чудовищный финансовый кризис, не уничтоживший её только благодаря постоянным вливаниям Евросоюза. Причем суть этого кризиса проста: превышение расходов над заработанными доходами, попытка красиво жить в кредит, попадание в кредитную кабалу, банкротство. Знакомые симптомы, не правда ли?

Между Грецией и Украиной, а также Россией, Болгарией или Румынией, есть и еще одно сходство: в этих странах нет миллиардеров, поднявшихся на мировом производственном бренде высокотехнологической продукции. Нет своих Фордов, своих Эдисонов, Бенцов, своего Стивена Джобса и Билла Гейтса. Греческий Онассис был владельцем огромного флота, построенного за границей. Постсоветские миллиардеры России и Украины разбогатели на экспорте сырья и полуфабрикатов, на торговых операциях и банковском бизнесе, в лучшем случае, - на карамельках, при этом темное прошлое их капиталов мало у кого вызывает сомнение.

Так вот страны Восточной и Южной Европы сильно ошибаются, когда полагают, что Западная Европа не в курсе их специфических особенностей. Думается, что не только в курсе, но и делает соответствующие корректировки в отношениях с ними.

Например, не кажется ли странным, что Запад как-то избегает открывать в странах «православного лагеря» филиалы своего производства, особенно с экспортными мощностями? Исключение сделали только для большого российского рынка, потому что он большой. Однако ни в Украину, ни даже в являющиеся членами ЕС Румынию и Болгарию никто таких инвестиций не делает. В теплую Грецию, кстати, тоже, сильно озадачив этим сторонников климатической теории экономики. А вот в соседнюю мусульманскую Турцию инвестиции идут!

Эти и другие «странности» показывают, что Запад уже давно имеет к этим странам, и к Украине в частности, некий особенный подход. И не только в экономических вопросах.

Педагогическая трагедия

Возвращаясь к теме немецкой оккупации Украины, хотелось бы отметить интересный факт: во второй раз немцы не дали украинцам такую свободу действия, как в 1918 году. Как известно, когда Ярослав Стецько со товарищи попытались было провозгласить во Львове очередную «украинскую державу», немцы немедленно пресекли это в зародыше – и не только потому, что их об этом попросили «мельниковцы», конкурировавшие с «бандеровцами».

Просто тогда в Берлине уже были уверены, что дай национал-патриотам свободу – и они  передушат друг друга, устроив в тылу немецкой армии второй фронт. Что, в принципе, и произошло, но в куда меньших масштабах: установив в рейхскомиссариате Украины полностью контролируемую администрацию, немцам удалось не допустить втягивания в войну между фракциями ОУН широкие массы. Все ограничилось резней активистов ОУН (м) и уничтожением «Сечи» Бульбы-Боровца. После чего скучающие «бандеровцы» переключились на польское население Волыни…

Хотя с тех пор немцы слезно покаялись в своем тоталитарном прошлом и их отношение к окружающему миру несколько изменилось, они всё же остались при своем мнении относительно Украины и украинцев. Да, мы для них больше не «унтерменши», но по-прежнему бестолково мятущаяся нация с ярко выраженным инфантилизмом.

Нужно заметить, что такого же мнения о нас, похоже, и американцы с британцами, которые в свое время тщательно изучали германский опыт тесного общения с Восточной Европой. Впрочем, у Британии был и собственный: внеся свою лепту в Февральскую революцию 1917-го года, она затем упустила вожжи российской политики, что вызвало хаос, способствовавший приходу к власти левых радикалов…

Тут мы и приходим к ответу на вопрос, почему же весь мир в целом и Запад в частности «не понимает Украину»? Почему игнорирует настойчивые просьбы и жалобы украинцев, их вековые чаяния и стремления? Почему не отменяет визы, дает мало денег и не торопится подарить кучу оружия? Почему отклоняет украинские прожекты и назидательно диктует свои условия?

Ответ очень простой: украинцам лишь кажется, что их не понимают. Этот вывод они делают исключительно на основании того, что окружающие не спешат выполнять их пожелания и угождать их капризам, не верят им на слово и «не сочувствуют», цепляются с придирчивыми требованиями. Точно так же, как капризные дети, оглашая свои ревом весь двор, уверены, что их не понимают мама с папой, дедушка с бабушкой, соседи, учителя и т.д. В основе чего лежит обыкновенный комплекс детского раздутого эгоцентризма.

Здесь стоило бы задать иной вопрос: почему Украина не хочет понимать окружающих и принять реальность? Может быть, тогда ей было бы проще вписаться в мир, заодно решив свои собственные проблемы и не нагружая ими другие государства?

Но пока Украина еще только на пути к осознанию того, что мир вовсе не вращается вокруг неё, а Запад и Россия не намерены ждать её взросления. И они поступают с ней согласно своим представлениям о педагогике.

Стоит заметить, что первыми особенность украинского характера рассмотрели более трех столетий назад россияне (тогда – московиты), заметившие, что «хохлы, как дети». И с тех пор относились к ним соответствующе. Иногда это был метод поощрений мамкиным пряником, иногда жесткая порка отцовским ремнем, порой украинцам давали максимум свободы для самостоятельных решений, порой спускали сверху строгие приказы - но всегда Россия ставила себя в отношении Украины даже не как «старший брат», а как родитель или опекун. Всегда, до последнего времени.

А вот Владимир Путин, любящий целовать детишек в пузико, иных педагогических способностей не проявил. И когда раскапризничавшаяся Украина окончательно вывела его из себя, он поступил как психопат из голливудского ужастика. Нет, мозги из ядерной двустволки, к счастью, он нам не вышиб, но неплохо покалечил топором, отсекая Крым и Донбасс. Нужно ли пояснять, что дети и умалишенные такое обращение с собой воспринимают крайне негативно, оно уставляет у них навсегда тяжкий психологический шрам. Поэтому украинцы теперь очень долго будут воспринимать его как, мягко говоря, Бугимена. А может быть, не только его, но и всю Россию.

У Запада в отношении Украины свои педагогические методы, причем разные. Например, ряд Европейских стран когда-то с энтузиазмом пытались дать Украине возможность быстрого саморазвития. Закончилось это, как помнится, политическим кризисом и противостоянием сначала между «оранжевыми» и регионалами, а потом между Ющенко и Тимошенко. Словом, история УНР, а затем и ОУН вновь повторилась. И, наверное, неудивительно, что Германия всегда выражала в отношении Украины наибольший скепсис: уж в Берлине-то отлично знают, что бывает, когда украинским политикам предоставляют такую самостоятельность! Думается, что это знали и американцы, но Вашингтон всегда не против подсунуть Евросоюзу какую-то свинью…

Конечно, при желании к Украине можно было бы применить какой-то метод Макаренко, позволяющий ей не только, наконец, повзрослеть, но и изменить свое отношение к труду: перестать мечтать о халявных миллиардах и инвесторах, а начать добросовестно работать самой. Думается, что рано или поздно это произойдет.

Но проблема в том, что именно сейчас, когда Украина переживает очень опасный, критический период, ей как никогда требуется реальная опека ответственных держав. И не в виде оружия или денег на войну, потому что нет ничего хорошего в том, что обиженному ребенку дадут палку: «иди, побей злого дядю!». Украине нужен реальный защитник и покровитель, который бы смог остановить войну, не пытаться её выиграть, а именно остановить. И реальный наставник, который бы смог её воспитать до уровня развитых стран и ввести в их круг. Увы, но таких партнеров сейчас рядом с Украиной нет. Зато много тех, кто хотел бы воспользоваться её бедственным положением в своих интересах…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA