Нужен ли Украине Донбасс?
04.08.2015 18:00

Намеченные на нынешнюю осень выборы в местные органы власти могут быть сорваны на востоке Украины. И вовсе не сепаратистами-террористами, а украинскими политиками, выступающими против реализации жителями Донбасса своего конституционного права голоса. Как заявили оба губернатора Луганской и Донецкой областей, проводить выборы в этих регионах «нецелесообразно», потому что граждане проголосуют не так, как этого хотелось бы Киеву. И их мнение поддерживают в Украине очень многие ура-патриоты.

При этом речь идет о контролируемой правительством половине Донбасса – городах и поселках, освобожденных летом прошлого года или вовсе не принявших сепаратистов бурной весной 2014-го, оставшихся верными Украине. Хорошую же им преподнесли «награду»! Что же касается территории восточного Донбасса, еще остающейся под контролем мятежников, то там о проведении местных выборов этой осенью уж точно не может быть и речи – такова официальная позиция центральной власти.

Столь необдуманная позиция рискует вызвать на востоке страны новую волну «антиукраинских», а точнее, антикиевских настроений, обострить политическую атмосферу и даже сорвать процесс мирного возвращения сепаратистских районов по плану Минского мира. Однако это, похоже, никого не тревожит, поэтому никто никого не стал одергивать и поправлять. Напротив, в унисон с такими заявлениями обществу начали навязывать вопрос: а нужен ли вообще Украине Донбасс?

История одной неприязни

Отнюдь не дружеские отношения национал-патриотов к Донбассу были известны еще до первого Майдана. В их глазах его население было чрезмерно пророссийским, чрезмерно русскоязычным, да еще и выступающим за двуязычие, а еще оно упрямо голосовало то за коммунистов, то за «кучмистов», то за регионалов. Словом, Донбасс выглядел эдаким антиподом «национально-сознательной» Галичины, чем вызывал раздражение у записных патриотов.

Из этой неприязни к политической позиции региона затем начали развиваться негативные отношения к донецким олигархам (как будто они чем-то отличались от днепропетровских или винницких), к донецким шахтерам и металлургам, к шахтам и заводам, вообще ко всему, связанному с Донбассом. Специально создавалось мнение, что «донецкие» - это сплошные бандиты и зэки, алкоголики и наркоманы, что тамошние чиновники 100% коррумпированы, а население региона забитое, темное и отсталое. Далее идеи развивались уже в направлении экономической бесполезности региона - мол, шахты требуют дотации, а заводы олигархов скрывают прибыль, так что Украине от Донбасса одни убытки!

Кто именно и зачем ещё лет 15 назад начал эту информационную войну на раскол украинского общества, подбрасывая подобные идеи и мысли недалеким ура-патриотам, сейчас уже не скажешь – но она была обоюдной. Потому что с противоположной стороны кто-то с таким же усердием внушал жителям Юго-Востока негативные представления о жителях Западной Украины. Эти идеи вбрасывались в любые политические темы, интересные обществу: о выборах и партиях, о внешней и внутренней политике страны, её истории, экономики. Словно гнилостная плесень, она быстро пожирала их, оставляя в головах людей лишь тупую неприязнь к жителям другого конца страны.

Своим успехом эта информационная война была обязана тем, что её главным орудием стал интернет, как раз тогда начавший входить в жизнь украинцев. Он дал возможность бесконтрольно и анонимно вести любую агитацию любыми способами: как через официальные СМИ, так и через блоги, в личном общении на форумах и в чатах.

И вот теперь эта агитация продолжилась с новой силой. Речь идет вовсе не о продолжающейся ожесточенной перепалке между диванными спецназами «ватников» и «укропов» - нет, этот беспощадный сра… гм… дуализм стабильно развивается с весны 2014-го, как и положено реакции общественного мнения на революцию и войну. Развивается по типичному сценарию жанра: не отдадим, вернем, отомстим, разгромим и победим, никакой пощады врагу и т.д. Однако с весны нынешнего года в этом патриотическом «белом шуме» вновь появились «голоса призраков», которые говорили несколько иные вещи: не призывая напрямую отказаться от Донбасса, они настойчиво повторяли причины, по которым это следовало бы сделать.

По сути, это вброс в массы всё той же идеи демонизации востока Украины, но теперь уже несколько модернизированной и с новыми целями. Раньше она вызывала у населения страны взаимную неприязнь и провоцировала раскол общества, а сейчас она как бы пытается закрепить этот раскол, не дать раненой плоти зажить и воссоединиться.

За и против: политика

Основным аргументом агитации за отказ от реинтеграции Донбасса в Украину, как и прежде, остается культурная и политическая специфика его населения. Прежде всего, конечно, нежелание голосовать за «проукраинские силы», коими себя называют национал-патриоты, застолбившие это название за собой. Напомним, что еще с начала 90-х это было первопричиной их неприязненного отношения к «змоскалєному сходу», на чем кто-то и разыграл карту раскола страны. Как мы видим, сегодня эту заигранную пластинку ставят заново, но уже с другими намерениями.

Что ж, действительно, на поддержку избирателей Донбасса национал-патриоты могут даже не надеяться. Поэтому в обозримом будущем они не получат там ни мандатов в Верховную Раду, ни кресел мэров и мест в местных советах. А в случае проведения выборов в сепаратистских «особых районах», там с подобной проблемой столкнутся даже экс-регионалы, которых местное население считает предателями (вместе с Януковичем).

Так что с точки зрения радикальных ястребов политической «украинизации» Донбасса итоги любых выборов в этом регионе станут очередной демонстрацией его «антиукраинства». К тому же демократически избранных «регионалов», «коммуняк» и «сепаратистов» придется принять как законную местную власть. А это значит, что управлять регионом через систему «военной администрации», расставляя в ней своих людей, уже не получится – и это самая главная причина, по которой за отмену местных выборов на Донбассе высказываются нынче главы этих администраций.

Что ж, аргументы понятны, но теперь давайте рассмотрим самый главный контраргумент, которым является… Конституция Украины! Дающая всем гражданам Украины гарантию своего культурного развития, свободу политических взглядов и право голосовать за любую политическую силу, действующую в рамках украинского законодательства. Может быть, кому-то такой аргумент покажется пафосным (словно потрясание Библией), однако давайте не забывать, что Конституция – это основа украинского государства и украинского законодательства. Если мы перестанем её уважать и исполнять, тогда на чем же будет базироваться наша держава? На автоматах тербатов и капризах их спонсоров? Или на телефонных звонках из посольства США?

Было бы дико, если бы, скажем, жителей Галичины лишили права голоса за то, что они регулярно голосуют за национал-патриотов. Точно так же дико пытаться лишить права голоса (хоть и «временно») жителей Донбасса только за то, что они отдадут его «Оппозиционному блоку», местным чиновникам, бизнесменам или даже экс-коммунистам. Кстати, исключать из избирательного процесса КПУ, образовавшуюся в 1993 году, тоже было нарушением демократии и большой политической ошибкой власти: в итоге этот увядавший клуб пенсионеров получил второе дыхание как «жертва репрессий», а Петр Алексеевич и его блок потеряли голоса миллиона сердитых стариков.

Но хуже всего, что в результате подобного отношения к собственным гражданам политики и чиновники нынешней власти могут потерять не только избирателей!

Во-первых, нежелание Киева проводить выборы по ту сторону линии разграничения, в восточном Донбассе, станет политическим ударом по умеренным сепаратистам, которые поддерживают Минский процесс и выступают за возвращение ЛНР-ДНР обратно в состав Украины на правах «особых районов». А ведь именно они, а не Гиви с Моторолой, были бы избраны в мэры и горсоветы этих «особых районов» - и с этими людьми Киеву можно было бы вести диалог. Но непонятные политические капризы ура-патриотов приведут лишь к тому, что Минский процесс будет сорван, а верх в ЛНР-ДНР одержат сторонники «приднестровского варианта».

Ну а во-вторых, выражение откровенного недоверия к избирателям украинской половины Донбасса, заявления о том, что их политические взгляды неправильны и преступны, что им «промыли мозги», приведут к росту сепаратизма и по эту сторону фронта, поскольку это будет логичной реакций граждан на предложения киевских назначенцев лишать их своих конституционных прав, на заявления о том, что их мнение, позиция и выбор неправильные и даже «антигосударственные». Как минимум, финалом этого станет политическая потеря региона, которая потом всегда будет угрожать Украине и его физической потерей…

За и против: экономика

Там, где политические аргументы типа «да они все ватники и коммуняки!» не находят отклика у более здравомыслящей аудитории, в ход идут экономические обоснования идеи отказа от Донбасса.

Объективности ради стоит заметить, что фехтование экономическими графиками начала как раз донецкая сторона, а точнее, те, кто выступал от её имени в информационной войне с Западной Украиной. Объемами добытого угля и выплавленного металла они пытались доказать незаменимость для страны промышленного Донбасса и бесполезность аграрной Галичины. «Донбасс кормит Украину, а вы только майданите!» - заявляли они. В ответ национал-патриоты (или те, кто выступал от их имени) не поленились подсчитать, сколько именно восток Украины дает и сколько получает из общего украинского котла. Вдруг оказалось, что в конечном итоге регион даже дотационный!

Когда весной 2014-го сепаратизмом увлеклись именно промышленные города и районы Донбасса, эти аргументы вновь сунули под нос желающим отделиться в Новороссию или переприсоединиться к России. Мол, скатертью дорожка, без вас не помрем!

Но затем вдруг без дотационного донецкого антрацита едва не остановились украинские тепловые электростанции, вырабатывающие половину мощностей страны. Дело дошло до массовых веерных отключений, власти сначала попытались закупать уголь в других странах, даже в ЮАР, затем все же решили пожертвовать принципами и договориться с сепаратистами брать у них уголь «неофициально». А тем временем без валютной выручки остановившихся предприятий Донбасса, которую они раньше продавали на межбанковой бирже, в Киеве уверенно падал курс гривны.

Таким образом, оказалось, что «рвать по-живому» больно не только для Донецка и Луганска, оставшихся без украинских социальных выплат и потребительских товаров, но и для Украины. Хотя при подсчетах бюджетного баланса Донбасс выглядел иждивенцем, обойтись без его шахт и заводов страна пока не может. Это стало понятным еще в конце прошлого года, и с тех пор ситуация не изменилась: научится жить без Донбасса, равно как и без Крыма, не испытывая при этом проблем, украинская экономика пока что не может. Да и нужно ли?

Тем не менее, в последнее время были выдвинуты иные аргументы: что возвращение в Украину восточного Донбасса повесит на шею бюджета полтора-два миллиона социальных иждивенцев - пенсионеров, безработных, молодых родителей. А помимо этого на восстановление разрушенного войной и мародерством региона потребуются колоссальные суммы. «Стоит ли отдавать наши деньги сепаратистам и ватникам?!» - гневно вопрошают в социальных сетях ура-патриоты.

Однако эти аргументы выглядят отнюдь не убедительными и даже надуманными. Во-первых, государство в любом случае продолжает выполнять свои обязательство перед пенсионерами Донбасса: выплаты им насчитываются, хотя пока и не перечисляются. И это понятно, потому что нельзя вот так взять и вычеркнуть из реестров социальных фондов сотни тысяч украинских граждан только потому, что их города «временно оккупированы». Это было таким же нарушением законов, как и лишение людей права голоса.

Во-вторых, для восстановления Донбасса потребуется всего 1,8 миллиарда долларов, эта сумма уже подсчитана киевским государственным агентством, специально созданным для решения данного вопроса. Это небольшая сумма даже по украинским меркам. Кроме того, вариант экономической децентрализации предусматривает, что «особые районы» сами будут зарабатывать средства для своего восстановления, так что нагрузка на госбюджет будет еще меньше.

Что же касается предприятий, то от войны пострадали в основном государственные и заброшенные заводы и шахты – их боевики и режут на лом. А вот предприятия, принадлежащие олигархам, война удивительным образом не затронула, так что их нужно лишь вновь запустить. А для этого нужно вернуть промышленный восточный Донбасс обратно в Украину и прекратить политическую охоту на его олигархов…

За и против: план Путина

Чем меньше серьезных аргументов остается у противников возвращения Донбасса, тем более экстравагантные гипотезы они придумывают. Одна из них утверждает, что мирный Минский процесс является ничем иным, как хитроумным планом Путина, поставившим перед собой цель вернуть Украине мятежные ЛНР и ДНР в качестве эдакого троянского коня.

Суть этой теории кремлевского заговора состоит в том, что из-за давления Запада и сопротивления Украины Путин не смог и уже не сможет присоединить к России Донбасс. Оставлять же у себя на границе «независимые» ЛНР-ДНР в качестве дыры нового Приднестровья, через которую в Россию уже течет контрабанда и криминал, Кремлю неинтересно. И тогда Путин задумал уступить Киеву, вернуть Донбасс – но так, чтобы создать при этом Украине массу долговременных проблем, такой себе вечный геморрой.

В качестве этих проблем называют, в первую очередь, все вышеперечисленные: экономические расходы на восстановление и содержание региона, местное самоуправление с экс-регионалами и сепаратистами во главе, два миллиона «антиукраинских» избирателей. К ним добавляют еще одну, более масштабную: Донбасс будет активно голосовать на парламентских и президентских выборах за представителей «Оппозиционного блока», и, возможно, это создаст угрозу их победы, что закончится «реваншем донецких» с последующим немедленным «восстанием патриотов» и новым витком хаоса и конфронтации в стране. Именно потому, мол, и был придуман Минский мир, который не позволил Украине силой разгромить сепаратистов и освободить Донбасс по-своему, без всяких уступок, амнистий и децентрализации.

Что ж, вышеупомянутые аргументы мы разобрали и нашли несостоятельными, что же касается гипотезы «троянского коня», то это явно продукт богатой фантазии, хотя в неё уже верят многие национал-патриоты.

Ущербность данной теории, прежде всего, в отсутствии элементарных математических представлений у её адептов. Потому что, после потери полутора миллионов избирателей Крыма и нескольких сот тысяч разбежавшихся в другие страны избирателей Донбасса, перспективы прийти к власти путем выборов у любой «донецкой» или «пророссийской» политической силы равны нулю. Им поможет разве что чудо - если избиратели «проукраинских» партий не захотят пойти на выборы. Но, как известно, галичане всегда голосовали активнее дончан! Так что возвращение на украинское политическое поле избирателей Луганска и Донецка расстановку сил уже не изменит.

Но еще большей ущербностью является муссирование идеи, что возможная победа на выборах «Оппозиционного блока» - это якобы «реванш антиукраинских сил». Данные высказывания являются грубейшим нарушением демократических принципов и Конституции Украины и вообще попахивают тоталитаризмом. Если ура-патриоты считают победу на выборах оппонентов «реваншем» и собираются отвечать на это новым переворотом, то возникает вопрос: какие на самом деле политические взгляды исповедуют эти люди, безосновательно называющие себя демократами?

Таким образом, теория «троянского коня» оказалась самым обыкновенным вздором, который к тому же еще и раскрыл политическую сущность тех, кто в него верит. Впрочем, а может быть, план Путина по Донбассу совершенно иной?

На блюдечке с голубкой каемочкой

Нынешнего российского президента даже его враги считают весьма незаурядным политиком и часто приписывают ему авторство самых невероятных политических интриг. Путин редко когда действует напрямую (аннексия Крыма всех просто удивила поспешностью Кремля), обычно он создает какие-то комбинации, манипулирует противниками, режиссирует процессы.

Например, ходят слухи, что украинские ультра-правые (тот же Правый Сектор), сами о том не догадываясь, являются марионетками Путина, играющими поставленные роли в его политических спектаклях. В своё время подобные слухи ходили и о радикальных исламистах Ичкерии, которые своим желанием устроить джихад на весь халифат дали в 1999 году Москве повод начать вторую Кавказскую войну. Она уничтожила чеченскую независимость, подаренную Ельциным в 1996-м, и создала политический имидж «восстановителя России» тогда еще никому не известного премьера Путина. А что, если нечто подобное Владимир Владимирович проворачивает и в Украине?

Собственно говоря, интересным совпадением является уже то, что вышеупомянутая информационная война на раскол политический Украины между востоком и западом началась после восхождения Путина на президентский трон. Пока будем считать это только совпадением…

Так какой же может быть план Путина в отношении Донбасса? Он как раз может включать в себя всё то, что мы тут обсуждаем. В этом случае Минский мир – действительно лишь хитрый маневр Кремля, которому не дали забрать Донбасс по примеру Крыма. Но цель этой спецоперации не подсунуть Украине «троянского коня» пророссийского восточного Донбасса, а всё-таки забрать его. Возможно, даже в полных границах Луганской и Донецкой областей. И провернуть это так, чтобы Украина сама от него отказалась или же совершила фатальные ошибки, которые уничтожат Минский процесс и позволят Кремлю разыграть припрятанные козыри.

Сейчас Россия стоит в стороне и практически не вмешивается, лишь ковыряя в носу и время от времени призывая продолжать мирный процесс. Затихли и сепаратисты, в рядах которых провели чистку самых нетерпеливых, желающих начать немедленное наступление до самого Киева. Довольная наступившим миром, забыла про Украину с её проблемами Европа, нечего пока предъявить Москве и Америке.

Зато украинская сторона торопится совершить массу глупостей. Высокопоставленные политики заявляют, что фиг с маслом Донецку, а не местные выборы. Новоназначенные губернаторы украинской половины Донбасса высказываются о том, что его жителей тоже нельзя допускать к голосованию, а то, мол, они все «зомбированные», не за тех проголосуют. В рядах ура-патриотов муссируют мысль, что Минский мир - это предательство Украины и хитрый план Путина. И дальше уже на выбор предлагается либо взять Донецк штурмом, либо отказаться от него и от всего Донбасса как от безнадежного и бесполезного «анклава ватников».

Нетрудно догадаться, что произойдет, если за этими словами последуют действия. Минский мир будет перечеркнут – и ответственность за это падет на Киев, а в Европе уже предупреждали, что в этом случае не станут больше спасать Украину. России останется только «ввести миротворцев для защиты населения от геноцида», как она это уже сделала в 2008 году в Южной Осетии, позволив незадачливому Саакашвили попробовать вернуть мятежный регион силой.

В случае же, если в Киеве решат, что «да ну его, тот Донбасс», пойдя на поводу у сложившегося общественного мнения, то Россия получит его без всяких усилий и миротворцев, Донбасс просто упадет ей на блюдечко. Но этим не ограничится, потому что политика национал-патриотов в отношении жителей украинской части Донбасса приведет к новому витку сепаратизма. Да только ли Донбасса, если попытки не допустить к выборам оппозиционные силы уже предпринимаются в Харькове, Днепропетровске, Одессе – на радость тем, кто запустил новую волну дестабилизации Украины…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA