Украинцы, не знающие свою страну
11.09.2015 23:35

И блогерами, и их читателями озвучиваются такие стереотипы, что становится понятно, как мало жители Украины знают своих соседей из других областей, их культуру, образ жизни и обычаи. Украина – страна большая и разнообразная, и зачастую это оказывает неоднозначное воздействие и на государство, и на его жителей.

«Бендеровцы» спустились с гор

Автор этих строк, будучи нынешним летом в Ивано-Франковской и Закарпатской областях, имел возможность убедиться, как смысловая картинка в головах жителей разных частей страны может отличаться от реальности.

Среди части жителей востока и юга, к примеру, существует известный стереотип о том, что в Карпатах живут «бендеровцы», с которыми невозможно иметь дело.

Действительно, красно-черные флаги Украинской повстанческой армии можно увидеть на зданиях сельских советов в разных районах Ивано-Франковской области. Они висят рядом с государственными стягами, напоминая о важности движения ОУН-УПА для карпатского региона.

Почти что в каждом крупном населенном пункте Франковщины есть мемориалы «Небесной сотне», сделанные без излишнего пафоса. Чувствуется, что эта тема заняла свое место в исторической памяти Прикарпатья.

Также жители региона плохо говорят по-русски. Оно и понятно, так как на сотни километров вокруг горные села, где испокон веков говорили по-украински. Поэтому местным жителям сложно перейти на русский, даже если перед ними россияне или жители Донецка.

То есть налицо некоторый набор признаков типичной «бендеровщины». При этом те же самые «бендеровцы» могут в личных беседах сожалеть о случившемся после распада СССР развале промышленности. Могут признаваться, что не хотят отправлять своих детей в зону АТО. Могут говорить, что в Украине нет перспектив и поэтому надо бежать куда угодно, например, в Италию.

Почти вся Ивано-Франковщина трудится в Италии. Так сложилось, что и в этой области, и в других частях Украины дети вырастают без родителей, которых нелегально переправляли в Европу. Бывало даже, что переправляли через границу в машинах с дровами, чтобы наверняка не поймали при досмотре.

И в итоге грозные «бендеровцы» в личном общении становятся обычными людьми, которые на многие события смотрят так же, как жители Симферополя или Луганска.

Взгляд из гор

Стереотипы работают с обеих сторон. Оказавшись в Карпатах, можно убедиться в том, что с гор многие вещи видятся иначе.

К примеру, киевляне традиционно считают жителей Хмельницкой области «западенцами». Область расположена на запад от Киева, там сильны националистические настроения, и это дает основания считать хмельнитчан «бендеровцами».

При этом сами «бендеровцы», наоборот, считают, что уроженцы Хмельницкой области никакого существенного отношения к националистам не имеют. По их мнению, настоящие националисты живут только на Галичине и Волыни, а в Хмельницкой или Винницкой областях живут некие испорченные патриоты. Не совсем такие патриоты, как это необходимо в ситуации войны с Россией.

Свое мнение у некоторых галичан может быть и о русских гражданах страны. Вот, к примеру, ползет рейсовый автобус по Яремче, и в его тесном салоне на почве давки возникает спор о «русских». Оказывается, что, по мнению некоторых пассажиров, живущие в России русские – это не славяне, а потомки татар. А русские в Украине – это тоже не украинцы в гражданском, политическом смысле слова, а разновидность российских татар.

Не все в тесном, стареньком автобусе поддержали эту мысль, но впечатление о том, мы все уверенными шагами строим «политическую нацию», оказалось подпорчено. Даже война, в которой на стороне сил АТО участвуют многие русскоязычные, не вносит ясность в некоторые умы так называемых «вышиватников».

Автор этой статьи не является поклонником слова «вышиватник», но в описании этой ситуации именно оно подходит больше всего.

Плохое знание украинцами своей собственной страны, ее реалий и региональных особенностей стали одной из причин происходящего на востоке. Внешний фактор сыграл свою главную роль, но при «разогреве» конфликта сработали и внутренние стереотипы.

Незнание своих соседей

Если бы жители Севастополя лучше знали уроженцев Коломыи или Ровно, то они вряд ли поверили бы рассказам о том, что боевики уже готовятся выехать в Крым для резни русскоязычного населения.

Если бы жители Горловки или Макеевки чаще ездили в Карпаты, то они не поверили бы словам о том, что на западе Украины убивают за русский язык.

Если бы живущие в Ворохте или Микуличине украинцы немного лучше знали жителей Донецка или Луганска, то они бы понимали, что далеко не все там стремятся сбежать подальше от Украины.

Если бы жители Луцка или Тернополя более внимательно знакомились с жизнью украинцев из Донбасса, то они бы более сдержанно относились к некоторым проявлениям «східнячества».

Помочь сближению между собой выходцев из различных частей Украины может рост внутреннего туризма. Украинцы существенно обеднели за два прошедших года, и не у всех есть возможность поехать за границу. Привычные Черногория и Греция, Испания и Италия, Египет и Турция уже не по карману многим бывшим представителям «среднего класса». Что уж говорить, если даже Болгария иногда оказывается не по зубам.

А тут еще и в Крым некомфортно ехать, так как непонятно, на что нарвешься на границе и особенно после нее. Вот и потянулись украинцы в одесскую Затоку, в плавни Херсонщины, в Карпаты.

Возможно, что именно в этом, на первый взгляд, негативном экономическом моменте и заключается небольшой позитив. Украинцам давно пора присмотреться друг к другу, чтобы затем вместе жить в единой стране. Жить нормально, без конфликтов и войн, без пустых споров на историческую тематику и взаимных подозрений. От этой перспективы мы все равно никуда не денемся.