Киев — Донбасс: от АТО к холодной войне
08.10.2015 16:49

Последняя встреча в Париже т.н. «нормандской четверки» с участием украинского президента наделала немало шума у него дома. Не успел он вернуться в Киев, как ура-патриоты уже обвинили его в измене и «подыгрывании Путину». Ушедшие в оппозицию вожди национал-радикалов на весь интернет обвиняли Порошенко и Меркель в «продаже Украины» и новом Мюнхенском сговоре. Добробатовцы-блогеры строчили в Фейсбуке свои сценарии «правильного решения проблемы». А сторонники войны до победного конца потрясали памятью «Небесной сотни» и прахом погибших под Иловайском солдат, причитая, что скоро в Верховной Раде будут заседать Гиви и Моторола.

Вся эта «патриотическая» какофония стала реакцией на вновь заработавший Минский процесс, который вплотную приблизился к выполнению своих самых важных пунктов…

«Перемога» или «зрада»?

Из Парижа президент Порошенко привез целых четыре хороших новости, так что нынешнее заседание «нормандской четверки» оказалось самым продуктивным, сдвинув с места застопорившийся процесс Минского мира. Во-первых, стороны договорились об отводе артсистем менее 100 мм и танков, выполнение чего сведет до минимума угрозу новых артобстрелов, являющихся самой большой бедой этой войны.

Во-вторых, была достигнута договоренность о механизме возвращения контроля Украины над своей восточной границей: это будет сделано с помощью ОБСЕ. Выполнение этого пункта – ключ к возвращению восточного Донбасса.

В-третьих, вместо односторонних сепаратистских выборов «назло хунте», намеченных, было, на 18 октября, в восточном Донбассе пройдут полноценные выборы - по украинскому законодательству и под присмотром международных наблюдателей, результаты которых признает Киев. Подчеркнем: это будут уже выборы не в т.н. ЛНР-ДНР, а в восточных районах Луганской и Донецкой областей Украины, что нанесет сильный политический удар по сепаратизму.

И, в-четвертых, было подтверждено, что в день этих выборов, который определится позже, вступит в действие украинский же закон о массовой амнистии сепаратистам, кроме тех, кто «навоевал» себе статью за военные преступления против гражданского населения и военнопленных. Это позволит им реинтегрироваться в украинское гражданское общество и политическую жизнь, если, конечно, они забудут свои сепаратистские «штучки».

Но как раз две последние новости украинские ура-патриоты и восприняли, что называется, в штыки. И это не стало сенсацией, поскольку о своих принципах «никакой амнистии сепаратистам» и «никаких выборов на Донбассе» они заявляли уже давно. А сейчас эти принципы очень совпали с антипрезидентской политической кампанией радикалов. Для них итоги встречи в Париже оказалось очень кстати, все равно как ложка к обеду, и это объясняет, почему они в течение нескольких дней, не замолкая, с азартом поносили их дружным хором.

Сделал ли Порошенко ошибку, сдал ли он интересы Украины? С точки зрения национал-радикалов - да, безусловно. Но с точки зрения взвешенной логики, если это называть «зрадой», то она была совершена еще год назад, когда были написаны и подписаны Минские соглашения. Ведь всё, что сделал украинский президент сейчас, – лишь договорился об ускорении реализации его очередных пунктов. И амнистия, и «особый статус отдельных районов», и местные выборы на Донбассе - всё это прописано в Минске-1 и Минске-2. Так что украинским ура-патриотам стоило бы тогда сразу выступать за разрыв этого соглашения!

Причем в этом бы их единодушно поддержали их главные противники по ту сторону линии разграничения – столь же радикальные сепаратисты и «рашисты» восточного Донбасса, всё еще мечтающие о походе если не на Киев, то хотя бы на Харьков. И в этом тоже нет ничего удивительного, ведь интересы разноцветных радикалов всегда сходятся в желании истребить друг друга, равно как и в стремлении смести с дороги мешающих этому умеренных центристов.

И, тем не менее, нельзя однозначно сказать, что радикал-патриоты не правы и нагнетают на пустом месте. Рациональное зерно в их воплях про «зраду» есть. Парадокс в том, что частью этой самой «зрады», одной из её первопричин, являются они сами…

«Никогда мы не будем братьями»

Прежде, чем говорить о том, как будет развиваться наступивший на Донбассе мир, стоит вспомнить о том, как там началась война, понять её истоки и причины.

Можно выдвигать предположения о том, кто за всем этим стоял – Кремль, Вашингтон, Тель-Авив, индонезийская разведка или все они сразу. Нельзя отрицать тот факт, что еще в марте 2014 года, когда еще не было никакого АТО, ещё не было даже сепаратистках «республик», и украинские военные части передислоцировались к российской границе во избежание «крымского сценария», на Донбассе уже появились какие-то подозрительные типы, ездящие по поселкам и агитирующие людей блокировать военные колонны. Всё это было, чья-то незримая направляющая рука (и не одна) чувствовалась во всех тех событиях.

Однако ни одна направляющая рука ничего не сделает без исполнителей, в коих тогда не было недостатка. Причем не только тех, кто с толпой шел на баррикады ради куража или собирался в отряды с целью «подзаработать». С обеих сторон назревавшего конфликта хватало и «идейных», искренне и люто ненавидевших друг друга. И они активно распространяли эту ненависть вокруг себя, заражая ею недалеких обывателей, собирая выкрикивающие радикальные лозунги толпы и нападая на акции своих политических противников. Это они своими выходками постоянно провоцировали эскалацию напряжения и во время Евромайдана, и после него. Это они поспособствовали, чтобы под Славянском противостояние ВСУ и «ополчения» из словесной перебранки переросло в вооруженный конфликт.

И когда началась война, они с радостным воплем «ну мы же говорили!» бросились в нем участвовать – правда, в основном, в тылу. Основная же тяжесть конфликта и потерь легла на плечи тех, кого в эту войну втянули.

Минский мир – это продукт усилий более-менее умеренных политических сил, к которым относится и президент Порошенко. Разумеется, кому-то содержание этого соглашения может показаться чрезмерно «проукраинским», мол, в нем не учтены интересы Донбасса, в нем совершенно не упоминается никаких ЛНР-ДНР. Однако следует понимать, что Минское соглашение - это не договор о мире между Украиной и «республиками», это план мирного урегулирования конфликта на востоке Украины. Задача Минского процесса – прекратить военные действия, устранить предпосылки для их возобновления, вернуть весь Донбасс в правовое поле Украины и в дальнейшем решать свои внутренние споры исключительно политическим путем.

По сути, Минский мир – это компромисс между признанием «независимости» ДНР и физической ликвидацией сепаратистов в ходе силовой операции. Поэтому никакого признания «Новороссии», никакой автономии Донбасса эти соглашения не предусматривают, а только предоставление временного положения самоуправления для тех районов региона, которые в настоящее время захвачены сепаратистами. И тем более в Минском соглашении, решающем проблему только Донбасса, ничего не сказано о Крыме. Поэтому когда канцлер Меркель заявила, что выполнение Минского соглашения не вернет Украине Крым, она была совершенно права: возвращение Крыма - это уже иной процесс.

Но, как известно, радикалы – враги компромиссов. Поэтому с обеих сторон постоянно предпринимались попытки сорвать Минский мир. Сначала непосредственно военным путем, провоцируя новые боевые столкновения. Когда же на линии фронта был наведен какой-то порядок, усилились политические методы срыва мирного процесса.

Со стороны сепаратистов это было несколько скрыто от СМИ, поскольку ни политической, ни свободы слова в т.н. «республиках» нет, там в этом отношении царит «совок» в самом худшем его понимании. Но всё же время от времени даже лидеры сепаратистов разражаются заявлениями типа «мы вернем весь Донбасс», «мы не отдадим нашу независимость», «мы не для того кровь проливали» и т.д. и т.п. Это вполне ожидаемо, учитывая, что подавляющее большинство тамошних главарей - непримиримые радикалы, которые делятся лишь на два вида. Первые хотят «наступать на Киев», в своем стремлении уничтожить Украину и заграбастать как можно больше областей в свою «Новороссию». Вторые объективно оценивают свои возможности и довольствуются должностями в своих крошечных «республиках» - и не хотели бы потерять эти теплые места в ходе полной реализации Минского соглашения. Сейчас Донецком и Луганском заправляют сепаратисты второй категории, укрепившиеся там после укрощения первых.

С украинской стороны политическое давление радикалов на Минский мир выражено в их непрекращающемся оре о «зраде» и «продаже Украины по частям». При этом, как мы заметили выше, желание сорвать перемирие у них совпадает со стремлением пробить себе путь к власти, добившись досрочных выборов президента и парламента. Все эта так тесно связано, что порой просто не поймешь, кто из радикал-патриотов кричит о «зраде» искренне, идейно не приемля никакого компромисса с сепаратистами, а кто просто занимается политическим пиаром. Ведь это как раз тот случай, когда одно другому не мешает!

И вот главная проблема в том, что радикалы (как украинские, так и пророссийские) хотят сорвать Минский мир и пытаются это сделать, а вот сам он ничего не может с ними поделать. Минск-1 и Минск-2 ставили своей задачей лишь прекращение вооруженного конфликта на Донбассе, но они не могут ни примирить между собой радикальных политических противников, ни освободить от них Украину. А это значит, что даже после выполнения всех пунктов Минского соглашения политическое противостояние в Украине не исчезнет, оно просто примет другие формы…

Назло друг другу

Некоторые наши читатели, поддерживающие радикалов с той или другой стороны, могут сказать: конечно никто ни с кем не примирится, потому что этому нет прощения и это не должно повториться! И привести множество примеров событий и трагедий последних двух лет. Но горькая ирония в том, что это «не забудем, не простим» используется радикалами именно для того, чтобы толкнуть общество на новые конфликты и привести его к новым трагедиям.

Данный метод, например, широко использовали боевики-сепаратисты. Они занимали свои позиции в жилых кварталах городских окраин (а не в чистом поле), обстреливали украинских силовиков, провоцировали «ответку» - а потом устраивали свою агитационную кампанию на фоне разрушенных домов: вот, мол, как фашистская хунта геноцидит мирное население Донбасса, не простим, отомстим! Недалекие обыватели покупались на этот классический пропагандистский трюк, а немногих мыслящих людей, задававших вопрос «а какого хрена вы вообще приперлись в наш город и устроили тут войну?», отводили под руки «на подвал».

Есть и другие методы: например, использование в своих целях ошибок или откровенной глупости своих политических противников, которые порой словно подряжаются работать на вражескую пропаганду, устраивая бессмысленные, но громкие провокации. Вспомним заявления Фарион, хулиганства и вандализм «свободовцев», бесчинства «Правого сектора» - всё это использовалось Кремлем и сепаратистами для нагнетания антиукраинской истерии.

Полагаете, после реализации всех пунктов Минского мира всё это канет в лету, забудется? Конечно же нет! Потому что этого, прежде всего, людям не дадут забыть радикалы. Более того, постоянным напоминанием об этом они будут будоражить общество с целью сорвать мирный процесс. А не получится сорвать замирение этого конфликта, они могут начать раздувать следующий. Вероятность этого очень высока, поскольку конфликты для радикал-патриотов - это как лето для арктических растений: они во время них цветут и крепнут.

Так что кое в чем украинские радикал-патриоты правы: конфликт не будет исчерпан, пока их политические противники не будут рассеяны, изгнаны или обезврежены. Но объективности ради нужно добавить, что то же самое касается и их самих. Украинские радикалы являются такой же причиной этого конфликта, можно даже сказать первопричиной, поскольку своими выходками они способствовали появлению и развитию в Крыму и на Донбассе антиукраинских радикалов.

Казалось бы, рецепт решения этой проблемы прост: загнать радикалов под маргинальный плинтус. Но с украинской стороны это невозможно, потому что джинн радикального национал-патриотизма был выпущен из бутылки очень давно, задолго до Евромайдана. И теперь, преследуя «Свободу» или Радиальную партию, власть лишь преследует эти партии и их лидеров. Их идеи уже давно пустили корни в массах, и если убрать одних радикалов, то на их место придут другие.

Еще более сложной является ситуация в восточном Донбассе: там сейчас вообще единственной политической линией является радикальное антиукраинство, ставшее основой существования ЛНР-ДНР. Его лидеры разнятся лишь в выборе дальнейших планов: мечтать о продолжении войны с целью об «освобождении» всего Донбасса или же замириться и замкнуться в нынешних границах. Просто удивительно, как Кремлю удалось принудить этих непримиримых противников Украины к выполнению Минских соглашений!

Впрочем, не исключено, что хитрый план Путина как раз и состоит в том, чтобы подсунуть Украине такого вот троянского коня: вместе с восточным Донбассом вернуть и её непримиримых противников, которые вряд ли будут стараться реинтегрироваться в украинскую политическую жизнь. Скорее всего, они будут разыгрывать карту «холодной войны» между Донецком и Киевом. Избегать новых вооруженных столкновений, чтобы не давать Киеву повод разрешить этот вопрос силовым путем, избегать даже серьезных нарушений Конституции и законов – но использовать их как орудие для постоянного политического противостояния. И в этом им наверняка будут подыгрывать украинские радикалы, устраивая какую-то очередную глупость.

Так что украинские противники Минского мира в чем-то и тут оказались правы: он закончит войну, но не закончит конфликт и даже перенесет его внутрь Украины. Однако они словно отказываются понимать, что альтернатив Минскому миру лишь две: либо продолжение войны, либо добровольный отказ от части территории страны. Но тогда получается, что ура-патриоты сами же предлагают «зраду», в которой они обвиняют украинского Порошенко…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA