Почему Игорь Кононенко против увольнения Виктора Шокина
13.10.2015 10:15

Нежелание украинских властей бороться с коррупцией настолько очевидно, что в ситуацию вынуждены прямо вмешаться основные кредиторы Украины – ЕС и США. А попытка Игоря Кононенко манипулировать общественным мнением вызвала жесткую реакцию со стороны Госдепа. Какие последствия это может иметь и что сейчас происходит в Генпрокуратуре, выясняла редакция Новости Украины – From-UA.

Дело «бриллиантовых прокуроров»

В последние недели проблема коррупции в украинской прокуратуре была, без преувеличения, в фокусе не только украинских СМИ. Началось все с попыток «бриллиантового» прокурора Александра Корнийца «обелить» свою репутацию.

Напомним, 3 месяца назад, 6 июля, по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупных размерах в Киеве были задержаны первый заместитель главы следственного управления ГПУ Владимир Шапакин и заместитель прокурора Киевской области Александр Корниец. При задержании у чиновников было обнаружено в общей сложности около 500 тыс. долларов США, а также драгоценности и ценные бумаги. Как написал по горячим следам на своей странице в Facebook народный депутат Мустафа Найем, во время обыска у Корнийца нашли 35 пакетов с 65 бриллиантами. Операция проводилась под руководством заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе и главы СБУ Василия Грицака.

В тот же день Сакварелидзе в своем Facebook добавил, что прокуроры, «крышевавшие» коррупционные схемы, были задержаны при получении взятки в более чем 3 млн грн. и что они действовали не сами по себе, а под руководством «большого начальника» из Генпрокуратуры.

Задержание было столь масштабным, что на него отреагировал даже Президент. «Искоренение позорных проявлений коррупции в высших органах государственной власти должно создать выжженное поле вокруг преступников, которые паразитируют на нашем государстве. Прокурорская «неприкосновенность» отменена!» – заявил тогда Порошенко.

А дальше начались удивительные вещи. 14 июля генеральный прокурор Виктор Шокин лично приехал в Апелляционный суд Киева, требуя признать незаконными обыски у прокурорских чиновников. Якобы Сакварелидзе при проведении операции действовал без согласования с высшим руководством.

Одновременно с боссом заместитель генпрокурора Юрий Столярчук, курирующий в ГПУ Главное следственное управление, появился в Печерском суде Киева и потребовал разрешения на проведение обысков и выемку документов из кабинетов следователей, которые вели дело в отношении Шапакина и Корнийца. Помимо этого Столярчук потребовал разрешения на доступ к трафику телефонных номеров следователей из команды Сакварелидзе.

В тот же день в Единый реестр досудебных расследований было внесено производство против следователей и прокуроров, подчиненных Сакварелидзе и ведших дело по задержанию Корнийца и Шапакина. Позже стало известно, что против самого Сакварелидзе возбуждено уголовное дело за незаконный захват госучреждений.

Активность Шокина и Столярчука была тем более удивительной, что Шапакин и Корниец еще 7 июля были арестованы с возможностью внесения залога. Что они и сделали (причем Шапкину пришлось это делать дважды). Но еще интереснее, что «бриллиантовые» были освобождены от своих должностей только 16 июля – через 2 дня после реакции Президента. Не будь ее, Шокин и Столярчук так и продолжали бы защищать честь «невинно арестованных» подчиненных.

Блокирование работы Сакварелидзе и Касько

Пока вышедший под залог Корниец в эфире практически всех телеканалов рассказывал, что он невиновен, в ГПУ нашли способ заблокировать деятельность Генеральной инспекции, возглавляемой Давидом Сакварелидзе. 14 сентября Сакварелидзе был назначен прокурором Одесской области. Представляя его в Одессе, генпрокурор Шокин уверил, что за Сакварелидзе сохраняется должность заместителя генпрокурора. Однако на деле Сакварелиздзе «застрял» в Одессе, а деятельность антикоррупционной инспекции в ГПУ была практически заблокирована.

«Формально за Давидом сохранена должность замгенпрокурора, но фактически это ссылка. Он не появляется в Киеве, а руководство инспекцией перешло к Виталию Касько», – утверждает источник from-ua в Генеральной прокуратуре. К тому же «смотрящим» над Касько от Шокина и Столярчука был назначен Роман Говда, экс-прокурор Одесской области, получивший повышение.

Вмешаться в ситуацию был вынужден посол США в Украине Джефри Пайетт.

25 сентября он заявил, что Генпрокуратура Украины проваливает борьбу с внутренней коррупцией в ведомстве. «Вместо того, чтобы поддерживать украинские реформы и работу по искоренению коррупции, коррупционеры внутри Генпрокуратуры делают вещи еще хуже, открыто и агрессивно подрывают реформы», – процитировала Пайетта пресс-служба американского посольства в Facebook.

Пайетт сказал, что коррупционеры в ГПУ регулярно подрывают работу тех прокуроров, которые честно работают над реформами в антикоррупционном офисе. И что США поддерживают и аплодируют прокурорам Давиду Сакварелидзе и Виталию Касько: «Их расследования коррупции внутри ГПУ привели к важным арестам и послали сигнал, что те, кто злоупотребляет своим положением прокуроров, будут наказаны».

Однако критика Пайетта были полностью проигнорирована. Более того, Шокин и Столярчук придумали и воплотили процедурную схему, которая полностью блокирует все расследования инспекции Касько-Сакварелидзе.

На время пребывания Сакварелидзе в Одессе (а он находится там постоянно) процессуальное руководство делами антикоррупционной инспекции было поручено Говде. То есть информация обо всех делах инспекции напрямую попадает к Говде-Столярчуку-Шокину, а от них, в чем в прокуратуре никто не сомневается, – к подозреваемым. И ответы на обращения к Сакварелидзе о коррупции в органах прокуратуры дают начальники следственных подразделений ГСУ ГПУ. То есть обращения, по сути, попадают прямиком к самим коррупционерам.

Эта схема наглядно поясняет, откуда к Шапакину, например, попали материалы следствия, которые он теперь оспаривает.

К тому же, согласно Закону Украины «О прокуратуре», у генпрокурора есть первый заместитель, четыре заместителя, а также заместитель генерального прокурора – главный военный прокурор. То есть назначение Говды пятым замом было прямым нарушением Закона.

Последнее предупреждение

Похоже, эти манипуляции были последней каплей в чаше терпения ЕС и США.

6 октября Виталий Касько дал развернутое интервью Укринформу, где подробно описал ситуацию, которая сложилась с «бриллиантовыми прокурорами» и с инспекцией по расследованию преступлений высокопоставленных лиц вообще.

Оказывается, Корниец считает свое увольнение незаконным и намерен обратиться в суд для восстановления на работе. И, напротив, в отношении команды Сакварелидзе, как минимум, два уголовных производства продолжает расследовать Военная прокуратура. И еще одно производство пытаются реанимировать через суд. Оно было закрыто на второй день после возбуждения, но постановление о закрытии каким-то образом оказалось у Шапакина, который обжаловал его в суде. Защита Шапакина получила постановление в Главном следственном управлении ГПУ, которое курирует Столярчук.

«Тем самым дается сигнал другим прокурорам, что проблемы в системе будут как раз у тех, кто борется с коррупцией, а не наоборот», – утверждает Касько.

Практически одновременно с интервью Касько Представительство ЕС в Украине 7 октября распространило заявление о том, что «приоритетом для внедрения безвизового режима для граждан Украины остается борьба с коррупцией».

А посол США Пайетт пригласил Генпрокурора Шокина на откровенную беседу. Как «стеснительно» сообщила пресс-служба ГПУ: «Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин обсудил с послом США в Украине Джеффри Пайеттом борьбу с коррупцией и дело «бриллиантовых прокуроров».

Пайетт делал упор на необходимости борьбы с внутренней коррупцией в ГПУ и прекращении вмешательства в работу инспекции, возглавляемой Касько и Сакварелизде. А также настоятельно советовал прекратить защиту коррумпированных прокуроров.

Как сообщили изданию источники в ГПУ, посол США недвусмысленно дал понять Шокину, что если попытки «сковырнуть» Касько-Сакварелидзе и блокирование работы их инспекции не прекратятся, последует разговор с Президентом.

Также источники утверждают, что Шокин на встрече всячески демонстрировал лояльность и пообещал послу наказать виновных в давлении на Касько.

Кукловод сбросил маску

Видимо, именно это обещание вывело на первый план реального кукловода прокурорских игрищ. Против Пайетта публично выступил Игорь Кононенко, глава фракции БПП в Верховной Раде, человек из «близкого круга» президента.

В интервью РБК-Украина Кононенко заявил: «Насколько мне известно, Президент [Порошенко] в жесткой форме сказал Байдену, что послу США Джеффри Пайетту не стоило бы делать заявление о качестве работы Генеральной прокуратуры под руководством Виктора Шокина. В ответ тот согласился и сказал, что в феврале следующего года Пайетта отзовут из Киева».

Эта новость моментально разлетелась практически по всем СМИ. Реакция посольства США последовала незамедлительно. Спикер американского посольства Джонатан Лалли назвал слова Кононенко вымыслом.

«Многие из вас просили прокомментировать слухи, циркулирующие... по поводу высказываний, якобы сделанных вице-президентом США Байденом. Вы можете связаться с офисом вице-президента, но они скажут вам то же самое, что и я, - эти сообщения являются фейковыми», - заявил Лалли.

Источники Новости Украины – From-UA в Администрации Президента сообщают, что Петр Порошенко, узнавший о скандале из СМИ, был в ярости. Он вызвал Кононенко и устроил ему жесткую взбучку.

Тем более что к этому моменту уже появилась информация о том, что критика Генпрокуратуры прозвучала в Сенате США. 8 октября помощник госсекретаря Джозефа Байдена Виктория Нуланд в выступлении перед комитетом иностранных дел Сената заявила, что ГПУ должна быть создана заново по образцу полиции.

«Генпрокуратура должна стать институтом, который служит гражданам Украины, а не вредит им. Это означает, что она должна расследовать и успешно преследовать случаи коррупции и дела по возвращению активов, в том числе коррумпированных сотрудников самой прокуратуры», – отметила Нуланд.

И еще раз подчеркнула, что инспекция Касько-Сакварелидзе должна работать «независимо и эффективно, без политического или судебного вмешательства».

«Выступление Нуланд было воспринято как последнее предупреждение. Это, скорее всего, объясняет, почему Президент, который обычно доверяет Кононенко, был так резок», – утверждает источник издания в АП.

После «разноса» Президента Кононенко стал требовать от РБК-Украина снять интервью, но поскольку запись была сделана под диктофон, агентство отказалось снимать материал. Тогда Кононенко дал комментарий «Радио Свобода», в котором утверждал, что ничего не говорил об отзыве Пайетта, и обнародованное заявление – это «информационная война».

Параллельно Кононенко развернул кампанию в защиту Шокина. В комментарии Инсайдеру он раскритиковал заявление Нуланд и назвал его «политическим давлением» со стороны США.

Кононенко заявил, что кадровое обновление руководства ГПУ и в первую очередь генпрокурора — это внутренний вопрос Украины.

«Это вопрос Президента, который вносит соответствующее представление, и вопрос парламента, принимающего решение. Видимо, это какое-то дополнительное политическое давление. Это попытка диктовать кадровые позиции независимому государству. Если мы каждые полгода будем менять генпрокурора, независимо от фамилий, никогда не будет результатов прокуратуры», - сказал Кононенко.

В ожидании развязки

Почему Кононенко так горячо отстаивает Шокина?

Как утверждают источники издания в АП, Кононенко сейчас замкнул на себя все вопросы, связанные с «правильным» решением дел в прокуратуре, и полностью контролирует ГПУ. Причем Президент не в курсе этих махинаций.

Генпрокурор Виктор Шокин, как известно, неизлечимо болен. Поэтому он максимально дистанцировался от происходящего в прокуратуре и выполняет, скорее, представительские функции. Реально вопросы решают его замы – Столярчук, Залиско и Говда.

Столярчук курирует Главное следственное управление, которое, с одной стороны, возбуждает уголовные дела против неугодных и заказные дела «чисто по бизнесу». С другой стороны, ГСУ ГПУ блокирует расследования против коррупционеров, которые уже сориентировались, что «заносить» сейчас нужно именно Кононенко.

Залиско и Говда отвечают за получение информации о делах Касько-Сакварелидзе и своевременном предупреждении фигурантов возможных антикоррупционных расследований.

Сейчас «куратор» прокуратуры решает, как выйти из сложившейся ситуации. Очевидно, что отсутствие реакции на столь жесткие публичные заявления крупнейших кредиторов Украины сулит крайне неприятные последствия. Поэтому должна быть реакция официального Киева, который продемонстрирует, что услышал требования ЕС и США.

В ГПУ ожидают, во-первых, некого послабления давления на Касько-Сакварелизде. Возможно, дела против следователей из команды реформаторов будут заморожены, и им дадут довести дело «бриллиантовых прокуроров» до суда.

Во-вторых, будет принесена «ритуальная жертва» в ГПУ. Роль «главного саботажника реформ» сейчас примеряют к Юрию Столярчуку, курирующему Главное следственное управление ГПУ. Фактически, Столярчук – инородное тело в высшем руководстве прокуратуры. После громкого увольнения в 2004 году, когда Столярчук вплотную приблизился к раскрытию дела об убийстве Гонгадзе, он почти 10 лет был на пенсии. Возвращение «нафталинового прокурора» и его назначение куратором следствия более молодые замы восприняли с некоторым раздражением. Не секрет, что именно через следствие идут основные потоки «благодарностей» за «решение вопросов».

Какой сценарий «прикрытия» коррупции в прокуратуре будет избран, мы увидим в ближайшее время. А в том, что реально бороться с коррупционерами никто ни в нынешнем руководстве прокуратуры, ни в руководстве БПП не собирается, можно не сомневаться.

Василий Кузнецов
Новости Украины – From-UA