Боевой вертолет на защите экологического беспредела?
13.05.2016 19:26

6 мая 2015 г. в поселке Козин, что недалеко от столицы, произошло ЧП: неизвестные с воздуха обстреляли усадьбу главы международного фонда «Сокращение рисков», бизнесмена Владимира Костерина. Охранник Евгений Кривенко утверждает, что видел, как низко над озером – как раз напротив усадьбы Костерина-Жилина, завис вертолет Ми-8, и произвел три выстрела. Как потом выяснилось, стреляли зажигательными боеприпасами – от одного из них полностью выгорел большой куст, другой попал в соседний двор, третий – на нейтральную территорию.

11 мая об этом происшествии сообщил канал 1 + 1 в сюжете ТСН. Журналисты всячески акцентировали тот факт, что обстрел произошел в том же поселке, где живет президент Порошенко (за каких-то 2 км), и расспросили семилетнего Арсения Костерина о его впечатлениях от камуфлированной вертолета. Возгорание куста на собственном дворе из-за выстрелов с воздуха напугало мальчика. Учитывая, что в дневное время на территории усадьбы могли играть дети, инцидент приобретает совершенно иную характеристику.

Представитель национальной полиции в Киевской области Николай Жукович сообщил на камеру, что уже открыто уголовное производство по статье 194 част. 2 «Умышленное повреждение имущества путем поджога». «Образцы направлены на экспертизу. Летали или не летали, что это было – покажет экспертиза. По крайней мере, что это было за вещество, от которого выгорела трава», – сказал Жукович.

Показательно, что представитель нацполиции рассказывал об этом чрезвычайном происшествии с довольно обыденными интонациями – даже об ударе молнии принято говорить более серьезно, а большой обугленный куст превратился у него в какую-то «траву».

Что ж, традиционно все можно списать на непростую ситуацию в стране: мол, если на востоке страны продолжается АТО, то и под Киевом может появиться камуфлированный вертолет и выстрелить по какому-то дому... Если государственные чиновники действительно придерживаются такой логики, то они, по крайней мере, не соответствуют занимаемой должности и вообще ведут страну в пропасть. Есть конкретные вопросы: чей это вертолет, кто им управлял, с какой целью были произведены выстрелы, в каком состоянии были летчики и т.д., и следствие должно дать на них быстрый и обстоятельный ответ. Пока же озвучим наиболее резонансные версии.

Сбой автоматики или пьяные агрономы?

Охранник Евгений Кривенко сообщил, что 6 мая 2016 г. на его мобильный позвонил работник СБУ – некто Виталий Владимирович, который якобы был во время осмотра места происшествия, и просил успокоить хозяев усадьбы. Работник СБУ заявил: вертолет-нарушитель – установлен, это машина К-24, принадлежащая Министерству агропромполитики; этот вертолет совершал плановые полеты, проводя за пределами населенных пунктов контролируемые поджоги в труднодоступных местах для профилактики лесных пожаров; члены экипажа, находясь в нетрезвом состоянии, залетели в Козин и стали случайно стрелять.

Совсем другую «вертолетную» версию обнародовал сайт «Страна». По информации этого ресурса, источники в Национальной полиции сообщили, что бортовой номер вертолеты ВВС Украины, который обстрелял усадьбу бизнесменов в Конча-Заспе – 08196.

При этом источник уточнил, что военный вертолет, который облетал территорию, выпустил тепловые ловушки, в результате чего и произошло возгорание некоторых участков. «По предварительной информации, тепловые ловушки были выпущены не специально, произошел какой-то сбой или просто ошибочно нажали не ту кнопку», – сказал источник.

Тепловая ловушка – это средство защиты самолетов и вертолетов от ракет с тепловым наведением, которые срабатывают на высокую температуру работающих двигателей. Выпущеная ловушка горит с большой температурой, сбивая ракету с курса. В боевых вертолетах тепловые ловушки выстреливаются по команде экипажа – например, при прохождении опасных районов. Также возможен их автоматический запуск при угрозе ракетной атаки.

Ранее «Страна» сообщала, что по информации Генштаба, неподалеку, в Василькове, есть военная часть, где проходят учения, поэтому ведомство не исключило, что данный инцидент могли создать военные.

По словам адвоката Александра Лупейко, представляющего интересы потерпевших, соседи Костерина-Жилина, на территорию которых также попал зажигательный боеприпас, категорически отказываются давать показания, считая, что вертолет принадлежал охране президента. А связываться с охраной президента – это все равно, что связываться с самим Президентом Украины. Можно считать это еще одной версией этого чрезвычайного происшествия.

Защита экологических прав – дело рискованное

Чтобы лучше понять альтернативную версию этого события с «выгоревшей травой по соседству с президентом Порошенко», нужно несколько ближе познакомиться с личностью Владимира Костерина. Есть все основания полагать, что здесь имел место факт запугивания с использованием боевого вертолета и касалось это, в первую очередь, именно его.

Начиная с 2001 года, имя Владимира Костерина ассоциировалось у рядового украинца с телеканалом «Тонис» – это был первый «зеленый» канал на постсоветском пространстве, который ежедневно рассказывал зрителям о не очень рейтинговых, но очень жизненных экологических проблемах в Украине и мире. В 2006 году Владимир Костерин возглавил Партию Зеленых Украины (ПЗУ), сменив на этом посту Виталия Кононова. В парламент «зеленые» не попали, но показательно то, что по окончании выборов областные организации ПЗУ несколько лет подряд вели во многих регионах Украины судебные дела, связанные с защитой экологических прав простых жителей. Эта формулировка звучит свежо и сейчас, а тогда она вообще озадачивала как чиновников, так и судей.

В 2010 году из-за давления «семьи» Януковича В.Костерин вынужден был покинуть Украину, уехав в Швейцарию. Там он создал международный фонд «Сокращение рисков», миссия которого – продвижение инновационных экотехнологий и разработка управленческих решений. Находясь за границей, бизнесмен вел активную общественную деятельность, в частности в 2011 году инициировал приезд в Украину президента ПАСЕ Мевлюта Чавушоглу и депутатов ПАСЕ на конференцию о государственно-частном партнерстве в сфере сокращения рисков.

Владимир Костерин и Мевлют Чавушоглу

Имея в партнерах фонд Богдана Гаврилишина, организовал презентацию доклада Римского клуба «Синяя экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест», под авторством Гюнтера Паули.

В 2015 году фонд «Сокращение рисков» стал предоставлять целевые гранты общественным и юридическим организация для защиты экологических прав украинцев. Один из таких грантов выиграла юридическая фирма «Императив плюс» (г. Вышгород), которая стала заниматься наиболее резонансными проблемами в Киевской области – пожаром под Васильковом на нефтебазе БРСМ, что привело к гибели шести человек и загрязнению окружающей территории токсичными веществами, и Трипольской ТЭС, которая только в 2014 году выбросила в воздух более 76 тыс. тонн опасных веществ.

По данным ГУ Госсанэпидемслужбы в Киевской области, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от Трипольской ТЭС составляют 82,8% от всех выбросов промышленных предприятий Киевской области. Перечень опасных веществ отображает всю «таблицу Менделеева» (свинец, хром, диоксид азота), а также пепел, сажу и пыль, что приводит к частым пылевым бурям в г. Украинка.

«Мы сделали запрос по Трипольской ТЭС, и представляете себе наше удивление, когда в официальном ответе Госэкоинспекции говорилось, что с июня 2015 г. данная информация отнесена к конфиденциальной и не может быть предоставлена. Это же прямое нарушение норм Конституции Украины», – возмущается директор «Императив плюс» Александр Лупейко.

По сути, Государственная экологическая инспекция не просто самоустранилась от выполнения своих прямых обязанностей, а покрывает загрязнителей, в то время как во многих регионах Украины сложилась угрожающая экологическая ситуация.

Начиная с ноября 2015 г., было проведено несколько пресс-конференций в Киеве и г. Украинка. На одном из таких мероприятий, состоявшемся 26 декабря 2016 г., Александр Лупейко говорил о давлении, оказываемом на экологов: «В адрес работников моей фирмы и руководителей швейцарского фонда «Сокращение рисков» пошли конкретные угрозы. На эти угрозы у нас будет достойный ответ. Говорю это как бывший прокурор и следователь по особо важным делам».

Параллельное следствие не позволит спустить дело «на тормозах»

Адвокат потерпевших Александр Лупейко имеет веские основания считать, что это дело хотят замять. Так, например, следователь Обуховского районного управления Национальной полиции Украины в Киевской области Олег Горбаченко, который приехал на вызов со следственно-оперативной группой, четыре дня – с 6 мая по 10 мая – не вносил это дело в Единый реестр досудебных расследований. Адвокат подал жалобу в Обуховский районный суд Киевской области на бездействие следователя Горбаченко.

«Как только установлен фант преступления, нужно сразу по горячим следам проводить следственные действия. Если это был пьяный экипаж из агропромполитики, значит, нужно сразу было обследовать членов экипажа на предмет употребления алкоголя, посмотреть журнал полетов и тому подобное. А через 4 дня и алкоголь уже выветрился, и в журнал полетов можно внести любые нужные записи, заметая все следы. Поэтому мы будем вести параллельное следствие, чтобы это дело не было спущено «на тормозах».

Между тем, Владимир Костерин на своей странице в фейсбуке отметил «Власть должна начать обеспечивать в Украине систему воздушной, наземной и экологической безопасности, в том числе – защиту от техногенных угроз», и инициировал электронную петицию на странице Президента Украины о необходимости проведения заседания СНБОУ относительно угрожающей экологической и техногенной ситуации в Киевском регионе и Украине в целом.

В этом документе, в частности, говорится, что высокий уровень заболеваемости населения Украины и низкая продолжительность жизни, по сравнению со странами ЕС, нуждаются в эффективных государственных решениях и изменении социально-экономической модели в соответствии с принципами устойчивого экологически безопасного развития. Автор называет крупнейших загрязнителей и главные потенциально опасные объекты Киева и области и требует, чтобы СНБОУ приняло неотложные действенные меры.

Есть надежда, что на этот раз Владимир Костерин получит ответ от граждан Украины, которые поддерживают его инициативу, а не от очередных «пьяных лесорубов на танке».

Но если перевести разговор в более серьезную плоскость, то следует констатировать полную неэффективность экологической политики государства и значительные пробелы в системе национальной безопасности. Нездоровые тенденции, когда руководители общественных организаций, отстаивающих конституционные права своих сограждан на жизнь в экологически безопасной среде, подвергаются неприкрытой агрессии коррупционной системы, подвергая также угрозе жизнь своих семей – недопустимы и ведут нашу страну в небытие. К счастью, украинское общество уже породило много здоровых конструктивных сил, которые способны преодолеть эти вызовы.