«Наш украинский» Хеллоуин
29.10.2004 12:04
…Хеллоуина (с 31 октября на 1 ноября), которая известна тем, что в это время на свои шабаши собираются духи, ведьмы и прочие паранормальные личности.

Например, свое решение «идти в президенты» Виктор Ющенко публично объявил 31 октября 2003 года во время своего скандального визита в Донецк. Как доносят злые языки, во время его речи в небо взлетели с карканьем сотни городских ворон. Массовый митинг под стенами Центризбиркома его сторонники тоже наметили на хеллоуинскую ночь.

Впрочем, несколько театрализовать избирательную кампанию, в том числе и с применением элементов фольклора, в демократических странах весьма популярно, поэтому никаких претензий к Виктору Андреевичу в этом отношении быть не может. Однако раз уж речь зашла о совпадениях, то нужно вспомнить, чем обычно заканчивается ночь Хеллоуина в нормальных странах: наступает день 1 ноября, люди спокойно идут на работу или в школу, а ворчащие дворники метут с тротуаров смятые маски и разбросанный конфетти.

Не закончится ли точно так же митинг под окнами Центризбиркома, а вместе с ним вся «каштановая революция»?

«Это есть наш последний и решительный бой!»

К подготовке ночной акции активисты из стана «демократического кандидата» готовятся с не меньшим усердием, чем американские дети к хеллоуинскому карнавалу. Уже в сентябре можно было заметить, что агитационная стратегия штаба Ющенко серьезно изменилась. Ранее народу рассказывали лекции о подвигах Виктора Андреевича на посту премьера, о том, какой он уникальный и гениальный человек и отличный семьянин – словом, классический набор белого пиара, который используется для поднятия рейтинга кандидата.

Однако, похоже, план «Мессия» себя исчерпал, поскольку количество людей, верующих кудесников, в Украине ограничено. Поэтому все силы были брошены на критику премьера и «власти» в целом. Но эффективность «черного пиара» также оказалась невысокой, поскольку за последние годы власть не ругал только глухонемой. А «отравление» несчастного Виктора Андреевича испортило ему не только его физическое, но и политическое лицо. Даже среди его сторонников поползли разговоры, что ставить нужно было на всегда бодрую и решительную Юлию Тимошенко.

Зачеркнуть этот скандал можно только еще более крупным. Поэтому в активную разработку пошла версия о «готовящейся фальсификации выборов». Причем так же, как и в истории с «отравлением», она основывалась не на каких-то фактах, а исключительно на гипотетическом предположении. Тему расширили, добавив в нее слухов о «запланированном властью перевороте», а также страшилок о том, как будет всем плохо, если президентом станет не Виктор Андреевич. Словом, на то он и Хеллоуин, чтобы пугать людей.

Такая информационная стратегия дает оппозиционерам единственный более-менее «уважительный» повод не согласиться с их результатами, если они все же будут не в пользу В. Ющенко. Однако публичным несогласием потраченные на избирательную кампанию деньги не вернешь и утраченные надежды не воскресишь. В Минске несколько десятков оппозиционеров не соглашались с результатами референдума целую неделю – но это ничего не меняет. Действенный результат могут принести только либо пересмотр результатов голосования в пользу Ющенко, либо объявление выборов недействительными. Вопрос: как этого добиться?

Подать в суд? Однако этим можно будет добиться лишь повторного подсчета голосов. А если он выдаст тот же результат, то говорить о фальсификации будет столь же нелепо, как и о «биологическом оружии». Чтобы суд признал выборы незаконными, нужны очень серьезные нарушения.

Еще один вариант – давление на Центризбирком во время подсчета голосов. Для этого и планируется собрать под его стенами 600-тысячный митинг. Но нетрудно догадаться, что мирные пикеты окажут на ведомство C. Кивалова такое же влияние, как и шелест кондиционеров. Стало быть, остается грузинский вариант – захватывать здание (сразу или после долгой осады) и ломать мебель, провозглашая свои результаты выборов.

Но это является серьезным преступлением, которое карается весьма сурово. Так что прежде чем ломать стулья, нужно быть уверенным или хотя бы надеяться, что тебе за это ничего не будет, что повторится именно Тбилиси-2003, а не Москва-1993.

Сравнивая грузинскую «розовую» с возможной украинской «каштановой» революцией, следует отметить, что у сторонников Саакашвили, идущих на Парламент, на руках был полный набор козырей:

  • а) поддержка народа;

  • б) полная поддержка Запада;

  • в) абсолютная непопулярность Э. Шеварднадзе, который не имел никакой поддержки как внутри страны, так и за ее пределами.

    По сути, с негласного одобрения «мирового сообщества», они просто легко взяли власть в свои руки под предлогом «фальсификации выборов». Но, восхищаясь успехами Мишико, украинская оппозиция забывает, что Украина не Грузия, и что сейчас не 2001 год…

    Войны за демократию: атаки клоунов

    Начало 2001 года было наиболее благоприятным периодом для украинских правых, которые тогда еще не были в оппозиции к власти, а сами являлись ее составной частью. Совместно с социалистами, которые поставляли для уличных акций значительную часть массовки, они реально имели шанс добиться отставки Леонида Кучмы – в результате чего и.о. Президента стал бы Виктор Ющенко.

    Во-первых, широкие слои населения еще не отошли от последствий обвала 1998 года, сохранялись задолженности, были низкими зарплата и пенсии, что отнюдь не способствовало популярности Леонида Кучмы, но помогало пиарщикам Виктора Андреевича.

    Во-вторых, премьер-«реформатор» имел за собою поддержку Запада, а вот имидж власти в то время был подкошен скандалом вокруг журналиста Гонгадзе и «пленок Мельниченко». Эти два козыря позволили начать акцию «Украина без Кучмы», стратегия которой строилась на расчете, что Президент, не имея опоры и испуганный угрозами Запада, добровольно отдаст власть не вождям улицы, а представителям власти с «человеческим лицом». Т.е. Виктору Ющенко.

    Однако Леонид Данилович получил поддержку России, для которой замена пусть и не очень сговорчивого Л. Кучмы на явно прозападного В. Ющенко не устраивала. Консолидировалась и бизнес-элита, заинтересованная в сохранении своих позиций. Это решительно изменило расстановку сил. Теперь Запад не мог откровенно давить на украинского Президента, поскольку тот бы просто резко увел Украину к России. Ссориться с Москвой было не выгодно, и смену киевской власти отложили до выборов.

    Возможно, именно поэтому Виктор Ющенко, которого уговорили подождать, и подписал обращение, в котором оппозиционеры сравнивались с фашистами. Не слишком он упирался и когда уходил в отставку – видимо, реально рассчитывая, что скоро вернется на легальных основаниях.
    Но когда популярный В. Путин поддержал Леонида Кучму, к последнему вернулось если не доверие, то уж точно лояльность жителей Востока и Юга Украины, которые к тому же были не в восторге от «национально-озабоченных» министров В. Ющенко и не собирались класть за его правительство свои животы.

    Как только закончилась эта интрига, ее публичная часть – акция «Украина без Кучмы» – стала ненужной и осталась без поддержки высоких сфер. Не в меру распоясавшихся демонстрантов отходили дубинками омоновцы, остальные, видя бесперспективность протестов, разошлись по домам.

    Следующей стратегией правые избрали победу «Нашей Украины» на парламентских выборах 2002 года. Судя по своим рейтингам, они рассчитывали создать свое правительство и даже сделать президенту небольшой импичмент. Но, набрав в сумме неплохое количество процентов, они проиграли битву за одномандатные округа – и оказались в оппозиции. В итоге у правых не выдержали нервы во время распределения портфелей – и осенью 2002 года они начали акцию «Восстань, Украина».

    В этот раз единственную поддержку правые получили только у Запада, который без устали слал в Киев меморандумы и комиссаров. А вот поддержки масс в этот раз уже не было: несмотря на присоединение к акции пенсионеров-коммунистов, народу на митинги приходило немного, массовку с каждым днем было собирать все труднее. Причиной этого стало утомление от оппозиционной риторики и постепенное исправление властью своих ошибок – а значит, и снижение протестных настроений. А как только исчез объединяющий всех «общий враг», в массах четче обозначилось разделение по политическому принципу.

    Больше никто надрываться за высокие идеи демократии не хотел, и основными действующими лицами акции стали ее организаторы – оппозиционные депутаты, развлекавшиеся от души. На этом акция «Восстань, Украина» и завершилась…

    По следам попа Гапона

    Призывая сторонников Виктора Ющенко принять участие в акции под стенами Центризбиркома, ее организаторы словно не видят ее абсолютную бесперспективность.

    Во-первых, сегодня В. Ющенко имеет довольно ограниченную поддержку Запада. Любая дестабилизация обстановки в виде революции или прихода к власти радикальных антироссийских сил приведет к тому, что Россия не сможет нормально качать через украинские трубы свои энергоносители в Европу – а значит, запредельные цены на нефть поднимутся еще выше. Президент США Джордж Буш, получив в канун своих выборов открытую поддержку Владимира Путина, вынужден умерить аппетиты в украинских делах. Запад, конечно, хотел бы, чтобы В. Ющенко стал президентом Украины – но только без эксцессов и своими руками. Поэтому «верными союзниками» Виктора Андреевича в данный момент остаются только американские демократы и маловесомые европейские политики-идеалисты, больше пекущиеся о чеченских боевиках, чем о собственной экономике. Это, конечно, неплохая поддержка, но для осуществления «каштановой» революции ее будет недостаточно.

    Впрочем, их коллегам – белорусской оппозиции – не помогла даже поддержка Буша. «Бацька» в ответ на объявленные США санкции лишь пожал плечами.

    Во-вторых, Виктор Ющенко, несмотря на голословные заявления, не имеет всенародной поддержки в Украине. Успехи нынешнего правительства резко сократили количество протестного электората, и уж тем более немного осталось тех, кому «нечего терять». Для своих же избирателей В. Ющенко интересен не как обещающий накормить голодных «Мессия», а как национально-сознательный политик, как сторонник евроатлантической интеграции. Поэтому его основной электорат проживает в западных и отчасти в центральных областях, а его соратники имеют ярко выраженную правую политическую ориентацию, трудноперевариваемую на Востоке и Юге.

    В-третьих, попытка отнять власть у Виктора Януковича весьма рассердит Донбасс и прочие регионы юго-востока. За него, в случае чего, вполне сознательно готовы «подписаться» немало донбасской молодежи и шахтеров.

    В-четвертых, правоохранительные органы, обеспокоенные поведением слишком активных сторонников Ющенко, в частности членов «Поры», уже приняли все необходимые меры, чтобы не допустить уличных беспорядков и тем более проникновения посторонних в здание Центризбиркома. Поэтому тот, кто будет призывать собравшихся «идти на штурм», выступит в роли нового Гапона, обрекающего людей на гарантированные травмы и уголовное наказание.

    Наиболее реальная развязка приближающегося Хеллоуина – «революция мыльных пузырей». По данным, просочившимся в Интернет, уже в 14.00 организаторы одного из экзит-пулов, в число которых входит Институт политики Николая Томенко, допустят «утечку информации» о якобы «лидировании» Виктора Ющенко. Это и послужит поводом для разогрева толпы и заявлений, что не признает итогов голосования, поскольку они-де «сфальсифицированы», и обратиться к Западу с просьбой объявить президентские выборы недействительными, а к своим сторонникам – начать акцию протеста.

    Отдельные группы активистов и попытаются вместе с оппозиционными депутатами прорваться в Центризбирком, и милиция вынуждена будет применить силу. Возможны небольшие потасовки и задержания, которые будут провоцироваться, дабы продемонстрировать перед западными журналистами «репрессии» (главное, чтобы вблизи дежурил оператор с телекамерой). Однако основная масса собравшихся разойдется уже к 7 – 8 часам: кто на работу, кто отсыпаться, кто в американское посольство – плакаться в жилетку. Оставшиеся, в основном студенты из молодежных организаций и иногородние, наверняка начнут разбивать палаточный городок… ну а чем заканчиваются в Киеве палаточные посиделки, мы все хорошо знаем… Зима на носу…