От «слави» до «зради»: низвергнутые кумиры украинцев
19.12.2016 09:07

Надежду Савченко с торжественным негодованием изгнали из фракции «Батькивщина». Выглядело это довольно абсурдно, поскольку Савченко являлась первым номером избирательного списка партии и политическим знаменем, с которым «Батькивщины» шла на выборы 2014 годы и восстанавливала свой политический рейтинг в 2015-м. Так что если бы у украинских политиков была совесть и ответственность, то «Батькивщина» должна была бы сложить свои депутатские мандаты в полном составе – и покаяться перед народом за то, что привели в Раду «зрадницю» (в смысле Надежду, а не Юлию Владимировну).

Однако Савченко это не первый и не последний персонаж украинской истории, который сначала был вознесен толпою на постамент героев, а затем низложен этой же толпой как злодей. Более того, случалось и так, что свергнутые кумиры вновь реабилитировались и набирали популярность. Так что как бы потом «Батькивщине» не пришлось извиняться и уверять, что партию попутал бес… или бесовка.

От героев былых времен…

Самый большой урожай героев собирают во времена смуты и войны. И это понятно: когда в стране царят мир, согласие и достаток, то героем может стать лишь отважный пожарный, а кумирами становятся звезды шоу-бизнеса. Но когда стабильность рушиться, то мятущейся толпе нужны лидеры, указывающие ей путь, и герои, чей пример подтверждает правильность выбранного курса.

Увы, политика – штука переменчивая, и поэтому привязка к ней героев и кумиров делает их временными. Как только герой выходит из своего образа, он перестает быть героем. А такое случается нередко, вот почему на этот счет есть мрачная, но верная поговорка: вечный герой – это мертвый герой. А вот когда политическая погода в стране меняется, то старые герои забываются или даже превращаются в злодеев – если они были героями противников нынешней власти или политической идеологии. Вот по такому принципу и происходит «декоммунизация»!

Политическим лидерам еще труднее. Они могу потерять поддержку, даже если ни на шаг не отступают от своей стратегической линии - когда та заводит экономику, общество, страну в тупик и кризис. И уж тем более рискуют быть низвергнутыми, если начинают лавировать между векторами. Так «живые и легитимные» оказывались выброшенными из Украины и заканчивали свою карьеру далеко в «екзилі» еще сто лет назад.

Политическая звезда последнего гетмана Павла Скоропадского блеснула всего на несколько месяцев. Летом 1918-го он был невероятно популярен: вместо болтовни и имитации Центральной Рады, украинцы получили первого реального лидера новосозданной державы. При Скоропадском реально работали украинские органы власти - от министерств до уездных рад, были сформированы полиция и служба безопасности (Державна Варта), формировалась регулярная армия, появилась украинская Академия наук, начался процесс создания официальной грамматики и словаря украинского языка (завершенный лишь при большевиках). Однако уже осенью против Скоропадского начали готовить «майдан»: и национал-патриоты, и красные (большевики, эсеры, анархисты), и масса местечковых атаманов. Тогда же началась его дискредитация, в ходе которой его национал-патриоты изображали его «москвофилом» и «украиножером», а красные - кайзеровской марионеткой.

В итоге Скоропадский закончил так же, как и Виктор Янукович. Точнее, это Виктор Янукович дважды заканчивал так, как Павел Скоропадский. Однако звезда пришедшему ему на смену Симону Петлюре погасла еще раньше, хотя вначале он был невероятно популярным политиком и лидером. До тех пор, пока украинцы не узнали его поближе.

Петлюра торжественно въехал в Киев в декабре 1918 года, а уже в декабре 1919-го он бежал из него, профукав всё: державу, армию, экономику, поддержку масс. При этом недолгая власть Директории запомнилась лишь повальной украинизацией и мощной информационной войной, бомбардировавшей мозги киевлян ядреной смесью пропаганды, дезинформации и самых фантастических обещаний – вроде того, что УНР скоро станет членом Антанты и Франция пришлет ей на помощь Марокканскую дивизию.

Поразительнее всего было то, что имея почти стотысячную армию, Петлюра проиграл войну 16-тысячному корпусу Овсиенко, действовавшему в союзе с Нестором Махно. После этого Петлюра потерял у украинцев всякий авторитет, и уже никогда не мог собрать в свою «армию УНР» больше 35 тысяч добровольцев (проводить мобилизации он не решался, боясь, что такая армия обратить штыки против него). А киевлян уже не удивляли последующие бегства Петлюры из Города в августе 1919-го и мае 1920-го. Крест на его политической карьере поставил договор с Польшей, отдававшей той всю Западную Украину. Так что последние годы своей Петлюра провел в эмиграции и пустых мечтах вновь вернутся в Киев во главе народного восстания.

Много позже, в 50-60-х годах, Петлюру вынули из чулана истории активисты украинской диаспоры Америки – и заново создали из него героя Украины, отважно сражавшегося за её независимость с многомиллионными ордами московских большевиков. И всё же его реальная историческая репутация была настолько подмоченной, что в пантеоне героев национал-патриотов Петлюра до сих пор находится глубоко в тени Бандеры и Шухевича.

«Разом нас багато!»

Одними из первых на сцене Майдана-2004 пред многотысячной ликующей толпой сторонников Виктора Ющенко показались бывшие советники Виктора Януковича: певица Руслана Лыжичко и чемпион мира Виталий Кличко с братом Владимиром. Звезды шоу-бизнеса и спорта, которых затащили в большую политику в качестве национальных героев. Вы, наверное, помните, с каким помпезным торжеством в 2004 все СМИ трубили про победу Украины на Евровидении: стремительный прорыв, мировое признание, первый шаг на пути в Европу! Складывалось такое впечатление, что Руслана не в песенном конкурсе первое место заняла, а высадилась на Марсе. И где же она сейчас, по прошествии 12 лет? Наверное, не каждый уже и припомнить кто такая Руслана Лыжичко!

Самой главной политической звездой тогда был, конечно же, Виктор Ющенко. Просто удивительно, как бывший глава Нацбанка и экс-премьер превратился не просто в кумира, а в настоящего национального мессию буквально на ровном месте. У тех же Русланы и Кличко были какие-то достижения, а что выдающегося сделал в своей жизни Виктор Андреевич? Построил пасеку? Но в том-то и специфика современной украинской политики, что первостепенную роль в ней играют не дела, а слова. Скажем больше: украинские лидеры возносятся на пьедесталы с помощью лозунгов и обещаний, и остаются там до тех пор, пока не пытаются их реализовать.

Вот Виктор Андреевич попытался – и что из этого вышло? В 2007 году Украине отказал Евросоюз, в 2008-м её не приняли в НАТО, и после этого Ющенко из мессии превратился в посмешище с рейтингом 5%. А теперь обратимся к такому вечно популярному украинскому политику, как Юлия Тимошенко с её традиционным кредо «я пыталась, но мне не дали». Юлия Владимировна переживет (в политическом смысле) не только своих нынешних коллег-политиков, но и следующих!

Неудачные попытки заняться «делом» погубили карьеру еще одной героини Майдана-2004: незабвенной и неподражаемой Прасковьи Королюк, известной всей стране как баба Параска. 65-летняя пенсионерка из западноукраинского села увлеклась политикой, в которую она вошла со всей своей колоритной простотой и прямодушием. Обвешалась оранжевыми ленточками, что рождественский дидух, моталась по Майдану, толкала лозунги – и стала одним из символов «оранжевой революции» (во всех смыслах). За это получила государственную награду (орден княгини Ольги), статус «совести нации» и доступ к элитной клиники Феофании.

Но в своей наивности баба Параска забыла, что сотворенному кумиру положено делать лишь то, для чего его создали. А она то ездила мирить Виктора Андреевича с Юлией Владимировной, то подзадоренная «антимедведчуковской» компании «оранжевых» напала на члена СДПУ (о) Леонида Кравчука, то начала участвовать в маршах национал-радикалов. После этого Виктор Ющенко перестал с ней встречаться даже с глазу на глаз, а президентская охрана дважды задерживала пытавшуюся прорваться к нему на публичных мероприятиях бабу Параску.

Нужно заметить, что Виктор Ющенко, сам будучи созданным кумиром, весьма надменно относился к своему окружению, считая, что «подобрал» этих людей чуть ли не с помойки. Такие нелестные упреки от него получали Юрий Луценко, Олег Тягнибок, Вячеслав Кириленко, Владислав Каськив и другие «герои Майдана». И ведь все они, один за другим, скомпрометировали себя в различных скандалах – тем самым убив во многих украинцах веру в то, что принадлежность политиков к «проукраинскому демократическому лагерю» является залогом их порядочности.

Від гідності до огидності

Новый урожай украинских героев и кумиров созрел в 2014 году, ставший переломным в новейшей украинской истории – к сожалению, не в лучшую сторону. Из этого хаоса смуты, войны и кризисов незанятной пока осталась только Небесная Сотня: и потому что мертвые герои остаются вечными, и потому что политический климат в стране еще не поменялся. Случится ли в Украине когда-нибудь «демайданизация» сказать трудно, однако нынешняя «декоммунизация», инициировав войну с прошлым, создала для этого все предпосылки.

Майдан 2014 году кардинально отличался от Майдана 2004-го и тем, что возглавившие его украинские политики так и не стали политическими кумирами украинцев. Видимо, прежнее разочарование «оранжевой» командой оставило в сознании украинцев глубокий след. Яценюк, Тягнибок, Кличко, а также Турчинов и Порошенко, пусть и вели второй Майдан к смене власти в стране, но не являлись его лидерами. Им приходилось управлять толпой через «сотников» и «волонтеров», и контролировать её при помощи специальных мобильных групп крепких парней («титушки» и «чоповцы» олигархов, поддержавших Майдан), «замаскированных» под обычных протестующих. Это они не позволяли Майдану выйти за рамки и заняться погромами бутиков или начать захватывать то, что не следовало.

Тем временем другая часть украинского общества вновь разочаровывалась в Викторе Януковиче. Он занимал пассивную позицию во время первого Майдана, и не решился выступить всеми имеющимися силами против второго, а затем и вовсе дал деру из Киева. В итоге единственный популярный политик Восточной и Южной Украины, много лет подряд удерживавший неплохой рейтинг, в одночасье превратился в «редиску» - оставив после себя на электоральном поле лишь развалины и смятение.

Однако украинцы словно малые дети: разочаровавшись в профессиональных политиках, они тут же начали создавать себе новых героев и кумиров из «простого народа». Одним из первых им стал «сотник Майдана» Владимир Парасюк, устами которого была отвергнута последняя попытка политической договоренности оппозиции и Януковича. Как он сам о себе рассказывал, в прошлом Парасюк был членом различных национал-патриотических организаций и проходил подготовку в неких военных лагерях. Однако это не помогло ему избежать в августе 2014 года плена (под Иловайском), из которого он вернулся путем обмена военнопленными: почему-то сепаратисты решили отпустить такой ценный «трофей».

Вернувшись в Киев, Парасюк избирался депутатом Верховной Рады, где прославился провоцированием нескольких драк, и возглавил группировку закамуфлированных «активистов», которые участвовали в некоторых силовых акциях в пользу Геннадия Корбана. В итоге героический образ неподкупного революционера быстро погас.

Недолго наслаждался своей славой и другой герой Майдана, лидер «Правого Сектора» Дмитрий Ярош. Против него сыграли два фактора: во-первых, он просто перестал контролировать разросшийся «Правый Сектор», под брендом которого в 2014-2015 г.г. нередко выступали банды хулиганов и даже ОПГ, а во-вторых, он самоотстранился от политики, не захотев стать лидером радикальной части протестного электората, и вместо этого начал активно сотрудничать то с Коломойским (олигархами), то с Банковой (властью).

Так что из «народных героев» Майдана пока что свою репутацию сохранил лишь Михаил Гаврилюк – который оказался в героях лишь благодаря случаю: задержанный ОМОНом, он был раздет ими догола, но не смутился, и, не обращая внимание на мороз, гордой походкой вернулся к своим. Пять минут «стриптиза» обеспечили Гарилюка мандатом депутата Верховной Рады – где он благоразумно ничего не делает, чтобы не испортить свой сакральный образ «козака-характерника». Похоже, что за этой маской простоватости скрывается весьма умный хлопец!

Не оправдавшиеся надежды

Начавшаяся АТО тут же создала новую партию украинских героев – командиров возникающих один за другим добровольческих батальонов, многие из которых после Иловайска тоже предпочли окопам кресла Верховной Рады. Первым новым героем был Семен Семенченко, комбат №1, выбравший себе привлекательный образ загадочного человека в скрывающей лицо балаклаве – и рассказывал о себе разнообразные басни, называя себя то кадровым офицером, то крупным предпринимателем. И вот, в канун выборов, 1 сентября 2014 году он устроил шоу в прямом эфире, сняв свою маску… под которой вместо свирепого комбата оказался некий Константин Гришин.

После этого на Семенченко-Гришина одно за другим начали сыпаться обвинения в мошенничестве и аферах: начиная с незаконного получения звания майора и заканчивая бегством с поля боя под Иловайском путем якобы имитации ранения. Сегодня его не считают героем даже сторонники «партии войны», чтящие экс-комбатов как самых выдающихся патриотов современности. И они правы: стоит согласиться с тем, что Костя Гришин слишком уж переиграл, а между тем война это не шоу.

На досрочных парламентских выборах 2014 года в избирательные списки «Народного Фронта», БПП и «Самопомочи» попали два десятка комбатов и несколько нижних чинов, которых политики разбирали себе для повышения рейтинга своих партий за счет популярности «народных героев». И вот прошло два года, и от этой популярности не осталось и следа. Последним героем АТО с депутатским мандатом, чье имя еще регулярно появляется в колонке новостей, осталась Надежда Савченко. Но это ненадолго, поскольку развернувшаяся против неё компания старательно лепить из неё теперь уже антигероя: коварного предателя, засланного казачка Путина.

Тут уж Савченко виновата сама, поскольку должна была понимать, что Героя Украины ей дали не за то, что она позволила захватить себя в плен, а за главную роль в шоу «патриотка Украины против путинской империи зла». Как у всякого шоу, у него тоже был сценарий. Но Надежда сыграла по сценарию только первую часть, сыграла неплохо (хотя Станиславский бы не поверил), а вот после возвращения в Украину начала гнать отсебятину. Согласно своей роли, она должна была неустанно обличать в ПАСЕ путинский режим и рассказывать Конгрессу о планах Кремля по завоеванию мира, а в Верховной Раде требовать введения военного положения и войны до победного конца – и в качестве такого мега-патриота тянуть рейтинг «Батькивщины». А вместо этого Савченко поперлась на Донбасс с инициативами прекращения конфликта, пойдя наперерез официальной пропаганде власти и идеологии национал-патриотов.

Разумеется, что из-за одной Савченко, пусть даже говорящей вполне разумные и правильные вещи (к тому же соответствующие Минским договоренностям), политики не будут прекращать войну, которая им нужна. А она им нужна, иначе бы мир наступил еще бы в 2015 году. Из-за одной Савченко не будут менять свои доктрины национал-патриоты, которые продолжают ждать, что Россия скоро развалиться, и они, торжественными колоннами, войдут в Симферополь и Донецк для «зачистки ваты». И какие бы правильные вещи не говорила Савченко, у неё нет таких ресурсов, чтобы противостоять власти и национал-патриотам. А теперь не будет и поддержки украинцев, которой лишиться низложенный герой…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA