Где украинцам жить хорошо?
02.02.2017 12:57

Если в Украине и дальше будет проводиться такие «реформы», как в последние три года, то воспользоваться их плодами смогут разве что одичавшие собаки, воющие среди руин заброшенных городов. Поскольку население страны стремительно сокращается не только по «естественным причинам» - если так можно назвать ускоренное вымирание из-за плохого питания, бесконечных стрессов, болезней, растущей преступности и непрекращающейся войны. Население из страны еще и выезжает – именно чтобы не голодать на мизерную зарплату, не подвергаться стрессам и не стать жертвой ограбления или артобстрела.

Число желающих податься в поиски лучшего мира за последние три года выросло более чем вдвое. Еще в 2013-м таковых было около 30%, и в основном эти люди желали очень высоких зарплат и европейского качества жизни. По данным опросов TNS Online Track, в августе 2014 года желающих уехать из Украины было уже 42%, а в середине 2016-го достигло 65%! Причем, среди молодежи число желающих «сделать ноги» доходило до 80%! И теперь уже граждане хотят просто мира, порядка и человеческих условий жизни. От стремительного обезлюдивания Украину пока что спасает лишь нерешительность и бедность её громадян: многим уехать просто не за что, многие бояться оказаться на чужбине бесправными бомжами.

«Эти люди остаются, но уходят в так называемую внутреннюю эмиграцию. Это означает, что человек, понимая, что он хотел бы уехать, но не может этого сделать по разным причинам, старается максимально ограничить себя от внешних контактов, от влияния всей этой среды на себя. Такие люди просто живут одним днем, не интересуются политикой, экономикой, заняты исключительно выживанием. Они не поддерживают политические и социальные структуры, а для любого государства это большая опасность», - считает политолог Алексей Якубин. Таким образом, далеко не каждый, кто остался в Украине, является её неистовым патриотом или доволен своей жизнью.

А насколько довольны своей жизнью украинцы, уже давно покинувшие родину и пустивши глубокие корни на чужбине? Даже невооруженным взглядом видно, что вполне – поскольку возвращаться обратно в Fatherland почти никто из них не стремится. Ну, за исключением нескольких авантюристов («потерявших» свои дипломы), которые приехали в Украину чисто порулить ею, как машинкой на парковом аттракционе. Им-то ничего не грозит: разобьют машинку – и уедут обратно в свою Америку.

Чтобы сравнить уровень жизни украинцев тут и там, сначала кратко опишем нынешнее состояние Украины. Итак: средняя зарплата 5400 гривен (196 долларов), минимальная зарплата 3200 гривен (116 долларов), уровень зарегистрированной безработицы 9,8%, уровень скрытой безработицы до 48% (официально работают только 52%), средняя социальная пенсия 1000 гривен (36 долларов), минимальная трудовая пенсия 1247 гривен (45 долларов), средняя трудовая пенсия 1940 гривен (70 долларов). Таким образом, по уровню доходов населения Украина стала самой бедной страной Европы, отстав даже от Молдовы. Как говорится, реформы идут!

Стоит заметить, что в Молдове живет одна из крупнейших диаспор украинцев, насчитывающая 427 тысяч человек (12% населения). Значительная часть из них проживает в Приднестровье – где украинский язык имеет статус официального, а вот Кишинев ему такого не предоставил. Правда, в Молдове особый статус имеет русский язык, но всё же часть тамошних украинцев (40%) являются украиноязычными, а значит обделенными в своем языковом праве. Политические же пристрастия молдавских украинцев разделяются между пророссийским (особенно в Приднестровье) и проевропейскими, причем последние даже пытаются мимикрировать под «великую румынскую нацию». А вот украинский национализм среди украинцев Молдовы популярности не получил.

Украинская диаспора по странам мира

2015-2016 г.г.

страна

украинская диаспора,

тыс. человек

средняя зарплата в стране, $

Россия

1 985

570

Молдова

427

250

Казахстан

302

630

Беларусь

156

369

Грузия

8,4

340

Канада

1 270

3 676

США

925

4 580

Бразилия

32

504

Италия

219

3 100

Германия

168

4 576

Испания

90,9

2 720

Португалия

66

1 378

Польша

31

1 180

Израиль

54

2 625

Австралия

34

5 209

В Российской Федерации живет крупнейшая в мире диаспора украинцев: лишь по официальным данным 1,985 миллиона. И это без учета огромного количества украинских гастрабайтеров и беженцев – которых, вообще-то, никто никогда точно не подчитывал. Стоит так же заметить, что большинство украинцев, перебравшихся на ПМЖ в Россию, официально не отказались от своих украинских паспортов (чтобы не платить огромную госпошлину), а потому у себя на родине до сих пор числятся гражданами Украины.

Россия далеко не самая благополучная страна мира, да и заработки в ней намного ниже европейских, особенно после последнего рублевого кризиса: тяжелый труд вахтовика в сибирской тундре там оплачивается так же, как работа полотера в германской больнице. Однако российские зарплаты все равно в разы выше украинских, а главное, что украинцев всегда привлекала в России отсутствие эмиграционных и социальных барьеров. Не нужно виз или загранпаспортов, легкость трудоустройства, наличие у многих в России родственников или знакомых, отсутствие языкового барьера, признание украинских дипломов – словом, никаких проблем, с которыми украинцы сталкиваются в других странах.

Минусом можно назвать посредственную медицину (хорошую в больших городах, но ужасную в глухой провинции), особенно при отсутствии страховой карточки (гастрабайтеры сильно рискуют), которая, опять же, лучше украинской (в силу лучшего финансирования). Кроме того у самой большой украинской диаспоры в России нет никаких собственных «национальных плюшек»: ни собственной автономии, ни украиноязычных СМИ, ни официального статуса украинского языка даже на региональном уровне. А в последнее время в РФ преследуются и украинские национальные организации (и их отдельные члены).

Впрочем, для большинства российских украинцев, особенно уже давно там проживающих (и тем более родившихся и выросших) это не является проблемой. Прежде всего потому, что т.н. национальное самосознание у них имеет совсем иной смысл, чем у националистов Украины: это мирное пение «несе Галя воду» за праздничным столом, а не воинственные выкрики «слава нации!» во время факельных шествий. Число русскоязычных среди тамошних украинцев достигает 80% (в городе почти 100%), а многие из них и вовсе уже считают себя русскими. Поэтому Киеву не стоит рассчитывать на их поддержку в украино-российском конфликте. Но тем, кто торопится выкрикнуть в их сторону «зрадники!», стоит вспомнить немцев США (крупнейшая белая диаспора Штатов), которые в двух мировых войнах воевали против Германии.

Находящаяся рядом Беларусь менее привлекательная для украинцев, как и далекий Казахстан: в основном, из-за слухов о тамошних авторитарных режимах. Тем не менее, уровень жизни украинцев там довольно стабилен, хотя и заслуживает оценку «четыре с минусом». Там есть гарантированный минимум, о котором могут только мечтать граждане Украины-2017, однако для желающих большего будет несколько неуютно. Минусом считается отсутствие какого-то специального статуса украинского языка - что, опять же, не вызывает возмущений, поскольку украиноязычных украинцев в Казахстане всего 26%, а в Беларуси и вовсе 4%. Уточним: это процент тех, кто действительно использует украинский язык в ежедневном общении, а не те, кто лишь считает его родным. Правда, в Казахстане этот недостаток компенсируется наличием бессчетного множества украинских культурно-этнографических организаций.

Украинцы Казахстана

И всё же Казахстан – одна из немногих стран, откуда обратно в Украину вернулись тысячи украинцев, и еще больше хотели бы это сделать. Ими двигали: желание вернутся на родину и этнический дискомфорт на чужбине (43%), личные мотивы (23%), этнический дискомфорт, боязнь вспышки национализма и исламизма (20%), социально-экономические проблемы (14%). Правда, если десять лет назад о возвращении подумывали до 60% казахских украинцев, то сейчас их число снизилось почти до нуля. Причину, наверное, озвучивать не нужно.

Канада давно уже прозвана второй родиной украинцев из-за их самой многочисленной и старейшей в дальнем зарубежье. В этой стране проживает 276 тысяч выходцев из Украины, переехавших туда с 1945 года по настоящее время, и около миллиона украинцев во 2-4 поколении, родившихся уже в Новом Свете. Украинцы составляют 3,6% населения страны, а в провинциях Саскачеван и Манитоба до 12% местных жителей.

Интересно, что лишь 148 тысяч из них назвали родным современный украинский язык, а еще около 200 тысяч (потомки первых волн украинской эмиграции) используют в быту т.н. «канадский украинский» - представляющий собою старинные диалекты австро-венгерской Галиции, смешанные с польскими, немецкими и английскими словами. Тем не менее, в Канаде существует масса украинских школ и даже украиноязычный колледж, также в университетах есть кафедры украинского языка и культуры. Но все же тамошние украинцы старательно изучают английский – чтобы, как они сами признаются, в них не тыкали пальцами как в чужаков.

По всем критериям, Канада считается лучшей из всех стран мира, в которых украинцам удалось обрести свой дом. Хотя зарплаты там в среднем на четверть меньше, чем в США, а налоги чуть выше, в стране существует отголосок британского социализма 60-х в виде хорошо развитой системы социальных программ. Например, в Канаде бесплатная (бюджетная) медицина, умеренные цены на лекарства (по сравнению с США), больше возможности для бесплатного образования в высших школах и получения грантов и стипендий для учебы в колледжах. Однако все эти блага доступны лишь гражданам Канады. К счастью, стать ими намного проще, чем гражданами США или Израиля: в стране можно обосноваться по рабочей визе (официальное трудоустройство в канадской компании) или поступив на учебу в местный университет (после него там же можно найти хорошую работу). Через несколько лет «натурализации» заветный паспорт с красным кленовым листом станет вашим!

Украинцы «Канадщины»

Соединенные Штаты Америки приняли на свои просторы первых украинцев еще в 1882 году – это были бежавшие от голодной нищеты селяне Карпатской Руси и Галиции. Их потомки, осевшие в аграрных районах Огайо, давно уже позабыли о своем происхождении. В наши время большинство из 925 тысяч американцев украинского происхождения живут в штатах Иллинойс, Нью-Джерси, Нью-Йорк и Пенсильвания, предпочитая крупные мегаполисы и их пригороды.

Там же проживают большинство украиноязычных украинцев Америки - в основном это представители волны политической миграции 40-50-х годов прошлого века и их дети-внуки, а также украиноязычные эмигранты 1991-2016 г.г. Их точное число неизвестно, и по предварительным оценкам колеблется от 100 до 350 тысяч: подобный разброс вызван традиционной позицией многих украинцев: «украинский язык знаю плохо, но считаю его родным». Большинство родившихся уже в США украинцев язык родителей забывают (если только родители не члены националистических союзов), а среди эмигрантов новой волны преобладают русскоязычные украинцы-горожане.

Однако США – не лучший выбор для украинских эмигрантов, эта страна является лишь распаренным символом «больших возможностей». Те, кто ехал туда ради свободы, быстро ощутил на себе давление американской системы «традиций и единого верного мнения», идти против которых чревато: по сути, это тот же «совок», только в профиль. Те, кто ехал туда за длинным долларом, серьезно обеспокоены чудовищными расходами на жилье, образование и медицину. Даже не все из имеющих работу американцев имеют медицинскую страховку, а потеря работы означает и потеря страховки – и вот тут есть чему завидовать канадцам.

Интересно, чем думала нынешняя глава украинского Минздрава, когда задумала внедрять в Украине американскую систему здравоохранения? О какой коммерческой или даже страховой медицине можно говорить в стране, где средняя зарплата едва дотягивает до 200 долларов в месяц?! Старики горько шутят, что после «реформы Супрунихи» в украинских больницах из врачей останутся только патологоанатомы.

В Германии, к великому негодованию украинских национал-патриотов, среди 168 тысяч этнических украинцев очень мало носителей «материнської мови»: большинству из здешних украинских эмигрантов русскоязычные, а всего в стране насчитывается 3 миллиона русскоязычных «понаехавших» и еще столько же знающих русский язык на разговорном уровне. Тем не менее, многие выходцы из Украины сейчас преисполнены патриотизма и часто с важностью уточняют, что «мы не россияне».

Налоги и обязательные социальные взносы съедают более 40% немецкой зарплаты, а многие украинские эмигранты имеют там не такую уж и высокооплачиваемую работу. Однако это возвращается к ним высоким социальным сервисом: Германия имеет не только отличную и доступную для своих граждан медицину, но оказывает им такую архиважную услугу, как «помощь недееспособным» - то есть развитый сервис сиделок, оплачиваемых из федерального фонда. Так что если Канада привлекательна для молодых рабочих и студентов, а США - для жаждущих высоких заработков специалистов, то Германия это идеальна страна для пенсионеров. А также для украинцев, готовых работать сиделками и медбратьями.

Италия, Испания и Португалия – это земля обетованная для сотен тысяч жителей Западной Украины, поэтому среди украинцев этих стран процент украиноязычных самый высокий (более половины). За период с 1995 по 2015 год они подали в эти страны более миллиона заявлений на «легализацию», однако получить гражданство или хотя бы вид на жительство удалось лишь трети из них. Остальным приходится «заробитчанствовать» сезонно, полулегально и нелегально, при этом нелегалы не могут рассчитывать на приличную высокооплачиваемую работу – отсюда и их мечта о безвизовом режиме.

Украинцы Италии

Стоит заметить, что украинских нелегалов в этих странах нередко воспринимают как «работающих цыган». Эта ассоциация возникает, прежде всего, при взгляде на уличные «биржи труда» - с десятками галдящих гастрабайтеров. А вот немало получивших там вид на жительство украинцев и украинок освоили там бизнес по системе «от дома к дому» и «общественную работу» - просто донимая итальянцев и испанцев то предложениями купить кухонные наборы, то сбором средств в пользу голодающих жертв российских бомбардировок. И хотя уровень жизни в этих странах ниже, чем в той же Германии, основной поток украинской миграции в Европу направляется именно туда.

А как же Польша? Будучи ближайшим соседом Украины, к тому же не с самыми высокими в Европе зарплатами, Польша привлекает к себе десятки тысяч сезонных рабочих. А вот на ПМЖ туда до недавно ехали не слишком охотно. Удивительно, но польское гражданство имеет всего чуть более 30 тысяч украинцев – и почти все они местного происхождения. До сих пор Польша остается самой мононациональной (96,7% населения – поляки) страной Европы.

Примерно столько же украинцев проживает в Австралии, переехать куда весьма сложно не столько из-за расстояния, сколько из-за суровой миграционной политики. Поэтому большинство из 34 тысячи австралийских украинцев – это потомки беженцев из Западной Украины 1944-45 г.г. и тех остарбайтеров, которые не захотели возвращаться в СССР. Сначала они перебрались в западную Германию, потом в Великобританию – а уже оттуда в Австралию.

Украинец в Австралии (с визитом)

Средний подоходный налог в Австралии 20%, ставка налогов на продажу товаров и услуг (аналог НДС) варьируется от 7% до 22%, плюс еще около 5% уходит на социальные взносы. Но при тамошней средней зарплаты у австралийцев на руках остается более 2500 долларов (точнее, около 3300 австралийских долларов), которых вполне хватает на все радости жизни. А вот медицина в Австралии, как и в Канаде, бюджетная – то есть бесплатная для австралийцев. Но для визита к врачу нужно брать с собою не паспорт, а зеленую пластиковую «Medіcare Card», которая выдается все взрослым австралийцам (дети лечатся по карточкам родителей).

А еще немало украинцев живут в Южной Америке (Аргентине и Бразилии), в Израиле, они начали оседать на Кипре, в Турции и Эмиратах. Словом, где только наших нет - пожалуй, только в Африке! К сожалению, в подобие Африки, в наихудшем смысле этого слова, украинцы превращают собственную родину.

Но почему? В чем причина того, что чем дальше от Украины, тем лучше живут украинцы? Может быть в том, что теми государствами управляют не украинцы? Однако же среди министров и олигархов Неньки этнических украинцев не больше, чем было в ленинском Совнаркоме. Поэтому внятного пояснения той задницы, в которой оказалась наша страна, до сих пор не найдено – наверное, это еще один украинский парадокс!

Иван Пургин
Новости Украины – From-UA