Рояль в иракских кустах
16.04.2004 12:06
...первый заложник из числа иностранцев. В Украине, которая уже смирилась со своей странной ролью в далекой войне, все более серьезным становится вопрос: выводить свой миротворческий контингент из Ирака или не выводить?

Благие начинания

Еще весной 2003 года, пока ООН долго и болезненно выясняла отношения со Штатами и Великобританией, Украина проявила активность и одной из первых отправила батальон химзащиты, который был дислоцирован в Кувейте, на границе с Ираком. А еще через некоторое время, после горячих парламентских дебатов, Украина дала согласие на отправку механизированной бригады в Ирак, в польский сектор. Конечно, кусок пирога достался с невкусной начинкой – один из самых опасных регионов на границе с Ираном. Но все же…

Все принимавшие на тот момент участие в «освобождении Ирака от режима Хусейна» ступали на горячий песок Аравийского полуострова под знаменем борьбы с террором. Но не только благие намерения руководили «великой двойкой» – США и Британией, а также к ним примкнувшими. У нефти запах хоть и специфичный, но зато в денежном отношении весьма приятный…

США, проявив поистине великую добродетель, допустили «к телу» страны, желавшие присоединиться к антихусейновской нефтедобывающей операции. И когда вся «грязная» работа была, вроде бы, закончена, началось самое интересное. А именно – дележ предполагаемой добычи. То, что на тот момент делили, по сути, шкуру неубитого медведя, мало кого волновало.

Где наша не пропадала…

Что двигало Украиной в принятии решения о введении наших солдат в Ирак? Понять это легче, чем в полной мере оценить возможные для нашей страны последствия.

Украину, всегда далекую от терроризма, не очень-то заботила нормализация в иракском обществе. Главным катализатором активных действий Украины в Ираке стали натянутые отношения со Штатами. Скандал, во время которого Украину обвинили в продаже установок «Кольчуга» Ираку, лучше, чем что-либо другое, подстегивал нашу страну к «дружбе» с Вашингтоном.

Надо сказать, что вариант неплохо сработал. Отношения между Украиной и Америкой заметно потеплели после того, как иракская пыль осела на сапогах наших солдат.

Но то все были еще цветочки…

Теперь же, спустя больше года, наконец-то поспели ягодки. Всерьез о последствиях введения украинского военного контингента в Ирак заговорили после публикации в прошлом году журналом Forbs карты, на которой были помечены государства-участники антииракской коалиции. И текстовки, цитирующие «Аль-Каиду»: мол, ни одна из означенных стран не защищена от угрозы теракта. Украина на карте была обозначена тридцать первым номером. Противники введения войск – в унисон: «Ага, мы же говорили!», остальные либо промолчали, либо пообещали «предотвратить».

Через некоторое время через СМИ было распространено заявление верхушки «Аль-Каиды», что с Украины-де угроза снимается, и впредь группировка не рассматривает ее как программную цель для терактов. Все вздохнули с облегчением.

Но лишь до следующей волны опасности. Если ежедневный террор в Израиле кажется простому украинскому обывателю чем-то «будничным», но безмерно далеким, то на сей раз терроризм подкрался куда ближе. И уже нельзя с уверенностью сказать, что его размах ограничится Испанией. Если уже даже в Польше всерьез опасаются терактов, то и Украине есть о чем задуматься.

В данном случае становится крайне популярной поговорка о том, что лучше «перебдеть, чем недобдеть». И недооценка приближения террора к Украине может иметь самые плачевные последствия.

Так что очередные попытки пересмотреть судьбу украинской бригады в Ираке не за горами.

Пока гром не грянет…

Особенно актуальной стала эта тема после того, как в Ираке был убит украинский миротворец Руслан Андрощук. Для украинского парламента его смерть стала очередным раздражителем.

В Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект постановления «Об отзыве миротворческого контингента Украины, направленного для участия в международной миротворческой операции в Республике Ирак», внесенный коммунистами Петром Симоненко и Игорем Алексеевым. Красной линией через проект проходит срочная необходимость немедленного отзыва украинского контингента из Ирака. Целесообразность этих шагов мотивируется резким обострением военной ситуации в Ираке.

Координатор парламентского большинства Степан Гавриш считает, что «нет никаких шансов», что по этому вопросу будет принято позитивное решение. Он подчеркнул, что все, кто голосовал за направление миротворцев в Ирак, четко понимают важность миротворческой функции Украины, и все понимают неумолимость рисков в связи с направлением украинских миротворцев в Ирак. Однако, по мнению координатора большинства, такие риски до конца просчитать невозможно.

Примечательно, что 7 апреля Верховная Рада Украины 255 голосами ратифицировала протокол совместных антитеррористических мероприятий в рамках СНГ. А, например, представитель фракции «Наша Украина» Николай Сокирко заявил, что, ратифицировав подобный документ, Украина лишь… подстегнет к действиям террористов. Значит, не вводом войск в Ирак Украина привлекла внимание террористов, а ратифицированием документа о борьбе с ними!
Положение фракции Виктора Ющенко по иракскому вопросу и вовсе двойственно. С одной стороны – большое искушение подыграть левым и настоять на выводе миротворцев, чтобы отношения между Вашингтоном и Киевом перестали быть столь лирическими. А с другой – иностранное (в т.ч. украинское) «пушечное мясо» действительно сейчас крайне необходимо американцам в Ираке.

Впрочем, какие бы заявления сейчас уже не делались, процесс «вывода-не вывода» войск из Ирака начинает напоминать очередную политическую игру в зарабатывание очков перед выборами.

И хочется, и колется

Быть или не быть украинскому контингенту в Ираке? Несмотря на поднятую шумиху вокруг взятия новых заложников и подписания «антивоенных» документов, это вовсе еще не говорит о том, что руководство Украины всерьез готово выводить миротворческую бригаду.

Ведь это абсолютно не выгодно официальному Киеву для нормализации отношений с США. Не случайно Джордж Буш и Колин Пауэлл в эти дни на перегонки рассыпаются в благодарностях и комплиментах украинским «союзникам в борьбе за демократию».

Но есть и другая сторона медали. В Ираке развернулась настоящая партизанская война. И, к сожалению, еще не один цинковый гроб могут доставить в Украину с берегов Тигра. Правда, существенным отличием пребывания наших военных в Ираке, в отличие, например, от афганской войны, является один немаловажный факт – все они подались в миротворцы добровольно и отнюдь не бесплатно. Увы, приходится признать, что участие в чужой войне – это бизнес не только государственный, но и личный, а пули не разбирают, кто перед ними «официальный» НАТОвский оккупант или «сочувствующий» миротворец.


Тем не менее, каждая такая трагедия будет добавлять очки в копилку сторонников вывода украинской бригады из Багдада. Тем более что отдачи от участия в иракских делах в виде экономических выгод теперь придется ждать долго – какая уж экономика в охваченной боевыми действиями стране...