Тени «Торнадо»: кто устраняет участников событий 2014 года?
17.11.2017 13:07

Вы заметили, что в Украине сложилась традиция величать всех участников боевых действий на Донбассе «героями АТО»? А ведь такая практика ставит на одну доску и тех, кто несколько месяцев оборонял Донецкий аэропорт, и тех, кто провел это время в тылу, собирая деньги на блокпостах либо вообще мародерничал по коттеджным поселкам. Они ставят рядом с ними даже изуверов из батальона «Торнадо», главарь которого тоже называет себя «героем АТО», причем «незаконно репрессированным коррупционерами и предателями». А ведь некоторые украинцы ему верят, точнее, хотят верить! И, разумеется, они ни за что не поверят в то, что мы вам сейчас поведаем…

Помните, когда во время вынесения приговора «торнадовцам» те впали в истерику и угрожали судьям, выкрикивая «я выйду по любому и…»? Похоже, что они действительно верили в то, что скоро будут освобождены. И не потому, что под стенами суда собрались их организованные «побратимы», утроившие беспорядки в защиту «репрессируемых героев». Просто у «Торнадо» существовали очень высокие покровители. И этот батальон отнюдь не был неконтролируемыми «махновцами», ударившимися в грабежи и насилия! Хотя осудили их именно в таком качестве.

Однажды в Торезе

Эта история случалась 23 мая 2014 года. Тогда некоторые украинские СМИ разразились победной новостью: украинский флаг вновь поднят над городом Торезом, батальон «Украина» нардепа Олега Ляшко освободил здание горсовета, «во время зачистки городского совета Тореза в ходе перестрелки были убита два сепаратиста». И это был лишь один эпизод из целой эпопеи «Олег Ляшко борется с сепаратистами», в ходе которой разъезжавший по Донбассу с группой «черных человечков» нардеп то задерживал неких сепаратистов (а потом допрашивал их), то захватывал «базы боевиков», то уничтожал «российских наемников». Однако всё это было одним сплошным спектаклем – к сожалению, кровавым.

Позднее в других, менее «патриотических» СМИ появилась более подробная и объективная информация о происшедшем. Как оказалось, никакого «освобождения» Тореза не было, поскольку в тот день его практически не от кого было освобождать: на весь город было несколько сепаратистов, игравшихся в свою «республику». Вот почему автомобили с людьми Ляшко въезжали в город беспрепятственно. Впрочем, добавим, этому также способствовало то, что среди них было несколько коренных торезцев, отлично знающих все дороги.

Обошлось без штурма и зачистки горсовета. Лишь возле него был застрелен единственный, на тот момент, боевик в городе – «ополченец» из соседнего Шахтерска Роман Симонян (возможно связанный с армянской ОПГ Армена Саркисяна, чьи люди поддержали сепаратистский мятеж в Горловке). Затем люди Ляшко беспрепятственно зашли в открытый горсовет, где тут же застрелили сидевшего за столом сидевшего за столом Юрия Павлова. Затем подняли украинский флаг и тут же спешно покинули горсовет и вообще Торез - после чего в город уже действительно вошел отряд боевиков-сепаратистов.

Горсиполком Тореза, 23 мая 2014 года

убитый – Юрий Павлов

Вошедшие в Торез боевики, в порыве мести, первыми делом разгромили два объекта, и это были вовсе не офисы местных «проукраинских активистов». Первый – это дом местного криминального бизнесмена Владимира Маркова, одного из главарей мафии Тореза, в которую входили и бандиты, и бизнесмены, и городские власти, и местные менты. Владимир Марков годами «крышевал» местные «копанки», имея с них огромный доход. А помогали ему в этом двое людей, ныне известных на всю Украину: жестокий бандит Руслан Абальмаз (в 2011 году взявший себе фамилию жены Онищенко) и коррупционный бизнесмен Виталий Кропачев, который занимался экономической частью угольных схем Маркова. Кстати, в начале 2014 года группа отморозков Абальмаза-Онищенко как раз базировалась в доме Маркова, обеспечивая ему охрану (в виду неспокойной ситуации в стране). Вот почему он подвергся нападению боевиков «ДНР».

Руслан Абальмаз, он же Руслан Онищенко

Вторым объектом был офис Виталия Кропачева - боевики его разгромили и разграбили. Но почему они мстили именно им? Через несколько месяцев после событий в интернет была слита информация о том, что до начала мая 2014 года Руслан Онищенко собирался поддержать «ДНР», создать в Торезе собственное «ополчение» и даже готовились обеспечить охрану референдуму 11 мая. Но потом знакомые Онищенко из СБУ, а также Кропачев, убедили его перейти на другую сторону - а заодно слить организаторов референдума в Торезе.

Вот только кому он её слил? По идее, показания Онищенко против сепаратистов Тореза должны были бы приобщиться к уголовному делу, открытому прокуратурой и СБУ. Но вместо следствия и суда состоялась какая-то непонятная расправа: в Торез ворвалась группа «черных человечков» Ляшко, которых навели и сопроводили люди Онищенко, которые лишь на полчаса захватили горсовет, застрелили находившегося там Юрия Павлова (возможно, он был организаторов референдума в городе), похитили некие документы – и быстро убрались из города. Всё это было похоже не на «освобождение», а на некую спецоперацию. Но кто был её заказчиком?

Дело было в Мариуполе

А теперь перенесемся в 9 мая 2014 года в Мариуполь. События того дня стали второй охапкой дров, брошенной в костер украинского конфликта – второй, после трагедии 2 мая в Одессе. И хотя в следующие три года украинская власть старательно пыталась эти события забыть, они внесли свою лепту в исторический процесс - к сожалению, не в пользу Украины.

Что тогда произошло? Была попытка освобождения города от сепаратистов силами новосозданных батальонов «Днепр-1» (Юрий Береза) и «Азов» (Билецкий, Мосийчук). Попытка неудачная, в ходе которой погибло более 20 человек: один украинский силовик, остальные сплошь сепаратисты (по версии Геращенко-Авакова). На самом деле было трошечки иначе: случилась и перестрелка с реальными боевиками-сепаратистами, но и была открыта стрельба по цивильным. Вот почему большинство погибших были местными мирными жителями: одни участвовали в шествие на День Победы, другие блокировали украинских силовиков, третьи просто вышли из пивной поглядеть «шо там такое?».

В основном толпа была настроена «антикиевски», что нетрудно понять по её выкрикам в адрес «азовцев» и «черных человечков». Однако повод ли это стрелять в невооруженных людей, пусть и обзывающих тебя «педерастом»? Ни к чему, кроме еще большего усиления сепаратистских настроений в Мариуполе, это не привело. Более того, освобождение города затянулось до середины июня.

Многочисленные очевидцы утверждали, что 9 мая по толпе стреляли именно «черные человечки». А таковыми в «Мариупольской операции» были две группы: это вышеупомянутые люди Ляшко, называвшие себя батальон «Украина» (он так и не был зарегистрирован), и «рота Иисуса Христа», созданная из членов «Братства» Дмитрия Корчинского. Один взвод этой роты «работал» с людьми Ляшко, другой, под командованием Дмитрия Линько (одесский активист «Братства») вошел в Мариполь в составе «Азова».

То есть, получается, мариупольских мужиков покрошил взвод «братчиков»? Что, по мнению некоторых журналистов, вполне соответствует как провокационным принципам «Братства», так и личным характеристикам самого Линько, замешанного в историях со смертельным исходом задолго до события 2014 года.

От «Шахтерска» до «Торнадо»

Стоит еще раз подчеркнуть, что в мае 2014 года официально не были зарегистрированы ни батальон «Украина», ни «рота Христа», то есть они были типичными незаконными вооруженными формированиями. На каком основании они получили оружие, из которого потом убивали людей, в том числе гражданских - совершенно непонятно! Однако молчание МВД и СБУ по этому поводу совершенно объяснимо: в СМИ сообщалось, что они выполняли «особые поручения», исходившие из самого МВД, причем кураторство над ними якобы осуществлялось через Антона Геращенко.

Легализация исполнителей произошла лишь 16 июня 2014 года – когда из людей Ляшко, роты «Христа», взвода «Правого Сектора» и примкнувшим к ним членам ОПГ Онищенко и знакомых ему милиционеров был создан батальон «Шахтерск». Первоначально возглавил его Андрей Филоненко - протеже Ляшко, Онищенко же занимал в нем должность заместителя командира по боевой подготовке. Интересно, что Дмитрий Корчинский, реальный лидер «братчиков», числился в роте «Христа» лишь рядовым. Точно так же рядовым записался в «Шахтерск» и Виталий Кропачев – хотя он был не только одним из главных спонсоров батальона, но и человеком, у которого Абальмаз-Онищенко несколько лет ходил в качестве Малюты Скуратова. То есть, выходит, что настоящие игроки спрятались за погонами рядовых, выставив вместо себя командирами своих марионеток.

Бойцы батальона «Шахтерск» Руслан Онищенко и Виталий Кропачев

Кстати, «Шахтерск» изначально был сформирован именно как батальон патрульной полиции особого назначения в составе МВД (у них даже парадная форма была милицейская), то есть как подразделение тыловой зачистки и специальных операций, а не боевая часть. Но участвуя в зачистках, «шахтерцы» показали себя даже не «махновцами», а какими-то дикарями. По свидетельству одного из командиров батальона «Днепр-1» Владимира Шилова, «шахтерцы» то по глупости устраивали перестрелки друг с другом, то бежали с позиций, то воровали у других батальонов технику и вооружение. Но в МВД на всё это смотрели сквозь пальцы, пока они продолжали выполнять «особые поручения».

Рота «Иисуса Христа»

Распад батальона «Шахтерск» произошел осенью 2014-го: сначала от него отделилась «Христова рота», переформировавшаяся в батальон «Святая Мария» (словно Корчинский почуял запах жареного), затем ушли члены «Правого Сектора», а потом 17 октября приказом Авакова «Шахтерск» был расформирован за мародерство. Но… «Шахтерск» умер – да здравствует «Торнадо»! Новый батальон сформировали через неделю. А уже 2 ноября 2014 года первые несколько «торнадовцев» были арестованы в Киеве сотрудниками СБУ.

По утверждения патриотов-радикалов, «Торнадо» пал жертвой коррупционеров, когда попытался бороться с т.н. «контрабандой угля». На самом деле личный состав батальона – это не те люди, которые борются с коррупцией или иными преступлениями. Эти специально отобранные люди сами преступали закон, выполняя заказы высокопоставленных лиц – которые устроили в Украине большой передел бизнеса, в том числе угольных схем. А одним из «смотрящих» от власти за новыми угольными схемами стал куратор и спонсор батальона Виталий Кропачев.

Это довольно интересная история, которою можно вкратце пересказать так: однажды Онищенко и его «Торнадо» стали больше не нужны людям из команды Авакова – и они оказались за решеткой, поскольку не успели вовремя обзавестись депутатскими мандатами, как, например, Дмитрий Линько и Игорь Мосийчук. Зато в Киеве потребовались услуги Кропачева, как опытного менеджера теневых угольных схем Донбасса.

Но зря «торнадовцы» грозили судьям расправой, обещая скоро выйти на свободу. Если Линько и Мосийчук хотя бы организовывали в их поддержку пикеты «побратимов» (в свободное от рейдерских захватов время), то Кропачев словно забыл о своем бывшем подручном Онищенко. Не вспоминают о них и бывшие кураторы из МВД.

Немного об «Айдаре»

«Торнадо» был не единственным батальоном, чьи бойцы стали «репрессированными героями». Его судьбу вполне мог разделить и «Айдар», созданный в качестве батальона территориальной обороны, а затем подчиненный ВСУ.

Уже в 2014 году «Айдар» имел весьма спорную и скандальную репутацию, в основном из-за того, что его бойцы часто любили похищать людей, которых они считали сепаратистами – даже тех, кто просто болтал языком или писал что-то на форумах и в блогах. Испортило ему репутацию и решение комбата Мельничука создать в занятом батальоном городе Счастье собственную «военную администрацию» - то есть распоряжаться городом (а заодно и находящейся там ТЭС), как собственной вотчиной. Плюс к этому «айдаровцы» заняли и разграбили находящийся рядом коттеджный поселок, в котором стояли дома богатых луганчан (жители поселка спешно покинули его). Это то, чтобы было известно в 2014 году.

После того, как Луганскую ОГА (в Северодонецке) возглавил Геннадий Москаль, батальон «Айдар» быстро оказался у него в немилости. Авторитета и полномочий Москаля хватило на то, чтобы пробить броню «героев АТО», за которой прятались «айдаровцы» (а ведь они участвовали в реальных сражениях, в отличие от «Торнадо»), и публично выдвинуть против них ряд серьезных обвинений, привлекая для этого военную прокуратуру. До Москаля этого никто просто не смел – любого местного тут же записали бы в «сепаратисты» и отправили «на подвал» (а может и в гости к самому «Айдару»).

Конечно, одной из причин этого были и жалобы местной «ватной» элиты, не без этого, но всё же истинной причиной дела против «Айдара» называли Счастинскую ТЭС – ключевое звено в угольных схемах области. «Айдаровцы» сидели на угольных потоках, утверждая, что «борются с контрабандой», и их решили убрать – чтобы не терять часть прибыли. Но, независимо от причин возбуждения дела, оно вскрыло реальные, просто вопиющие факты откровенных преступлений: начиная от похищений людей и грабежей, и заканчивая пытками и расстрелами пленных.

Некоторые обвинения против «Айдара»

К тому времени Мельничук стал нардепом (тоже Радикальной Партии), поэтому под следствие попали только некоторые солдаты и младшие командиры «Айдара». Впрочем, в кулуарах Рады не раз говорили о том, что как только Мельничук потеряет свой мандат (а это случится в 2019 году), то его уже будут ждать следователи военной прокуратуры. Если, конечно, он вовремя не уедет за границу…

И вот, возвращаясь к нашему вынесенному в заголовок вопросу, попробуем дать на него объективный ответ. Действительно, кто? Российские спецслужбы – как нас уверяют советники главы МВД? Коррумпированная предательская власть – как утверждают радикальные патриоты? Или же это устранение участников событий, начавших мешать своим нанимателям и вообще ставших лишними свидетелями? Мы ничего не будем утверждать, потому что нет никаких доказательств ни одной из версий. Вы можете сами делать выводы и строить предположения. Но, видимо, не зря последние покушения так не на шутку встревожили Олега Ляшко, Дмитрия Линько и других причастных к событиям 2014 года лиц.

Иван Пургин
Новости Украины – From-UA