Восток – дело тонкое…
18.11.2004 10:10
…не наберет на Востоке Украины более 5% голосов, можно было предсказать еще два года назад – по итогам парламентских выборов. Общеукраинская «карта голосования» за правооппозиционные партии на парламентских выборах 2002 года практически соответствует такой же карте нынешних президентских.

Кто у кого чего украл?

По сути, даже общий результат Ющенко в 39 с «хвостиком» процентов – это сумма полученных баллов «Нашей Украины», БЮТа и ряда мелких «сочувствующих» им партий, помноженных на более высокую явку. Так что позиции правых за это время не изменились.

Но вот то, что вместо красных флагов на Востоке и на Юге зареяли новые для Украины сине-белые полотнища штаба Виктора Януковича – это действительно удивило многих, особенно в штабе «народного кандидата».

Разумеется, что проигравшие попытались и это пояснить пресловутой «фальсификацией». Однако в случае Ющенко такое предположение опровергается веским аргументом – нельзя «украсть» то, чего у него нет и никогда не было. А вот что касается Александра Мороза и особенно потерявшего 2/3 своего электората Петра Симоненко, то здесь следует вспомнить выборы 1999 года – не менее значительные, чем нынешние.

Тогда Петр Николаевич находился в более трудном положении, чем сейчас, практически не имея ресурсов и противоборствуя как с действующей властью, так и с вставшими на ее сторону правыми. Даже «мировое сообщество» было настроено против него – вот уж когда фальсифицировать выборы (если было такое намерение) можно было без опаски. Тем не менее, полученные им на Востоке (и Юге тоже) результаты были очень хорошие, там его поддержали до половины и более избирателей. Теперь же выборы контролировали тысячи наблюдателей, каждое нарушение становилось известным – и массовую фальсификацию можно было обнаружить без труда. Но подобного никто не заметил.

Так что «перебежку» к Виктору Януковичу электорат восточных регионов совершил совершенно добровольно. Однако пояснить это только повышением пенсий было бы правильным лишь отчасти, хотя бы потому, что на Донбассе живут не одни старики…

Пасынки Вселенной

При всех заявлениях политиков, что «не нужно делить Украину на Восток и Запад», все же следует признать, что западные, центральные и восточные ее регионы отличаются по менталитету и политико-экономическим интересам их населения. Тот, кто этого не понимает, будет до глубокой старости чесать затылок, силясь понять, почему жители Львова или Луганска голосуют именно так, а не наоборот. Более того, проведение государственной политики, не учитывающей этих особенностей, навязывание стандартов, неприемлемых для галичан или луганчан, как раз и чревато созданием общественного напряжения и угрозы раскола общества.

Впрочем, о настроениях и предпочтениях жителей западных областей известно всем и хорошо. И центральная власть часто шла им навстречу. А вот Восток все эти годы оставался либо terra inkognita, либо окутывался всевозможными домыслами, а то и просто оставался без внимания. Дескать, плавите там у себя металл, рубите уголь – ну и славно, это и есть ваша задача по «розбудове державы». Об участии Востока в формировании внутренней и внешней политики, государственной идеологии и речи не шло – этим занимались либо вислоусые галицкие «патриоты», либо столичная бюрократия. Национально-несознательного «схидняка» старались или не пущать к подобным святыням, или же, допуская, окружали массой «контролеров» и советчиков.

Разумеется, что принимаемые в центре решения иногда не соответствовали интересам Востока. Но на его возражения внимания не обращали, а в возникающих в результате проблемах обвиняли «красных директоров», «неизжитую советскую идеологию», «многолетнюю русификацию» и т.п. Таким образом, на Восток и Донбасс, в частности, наклеивали ярлыки «последнего бастиона Совдепии» и (в лучшем случае) «тяжелого наследия социализма». На неофициальном уровне отдельные политики и поддерживающие их умники выражались похлеще, считая, что с населенным «москалями» и несознательными украинцами Востоком нечего цацкаться. Говоря проще, они считали, что у Индустриальной Украины не может быть своих интересов. Достаточно вспомнить, какие бурные эмоции (вплоть до буйных припадков) у них вызывали и вызывают темы статуса русского языка, экономического и политического сближения с Россией.

Таким образом, в течение двенадцати лет промышленный Восток, дающий большую часть национального продукта, жил на положении пасынка. Более того, в отличие от Галичины, которая находила поддержку не только в Киеве, но и в ряде западных стран или в Крыму, привлекающего московских политиков, Восток Украины не смог найти достаточно верных «друзей» и за границей.

Сделать прорыв в сближении с Россией стало возможным только в 2002 - 2003 годах, когда наконец промышленная экономическая элита взяла власть под свой контроль и стала проводить консолидированную политику. И то, что этим занялось правительство Виктора Януковича, при котором к тому же произошел производственный рост, привлекло на его сторону работников промышленных предприятий Юго-Востока, для которых наиболее важны стабильная работа и высокий заработок. Этот аргумент, конечно же, перевесил фантомную «евроинтеграцию».

Кроме того, правительство выполнило часть экономических программ левых, в частности – дать людям работу и повысить зарплаты, что и увело от них работников заводов и шахт. Повторим – в данный момент люди выбрали синицу в руке. Возможно, потом, когда рабочие смогут «отъесться» после многолетних «реформ», они будут требовать приближения зарплат к мировому уровню – и тогда снова пробьет час левых партий, в задачу которых как раз и должны входить отстаивание подобных вопросов. Поэтому так уж отчаиваться Петру Николаевичу и Александру Александровичу, право, не стоит.

Национализм восточного обряда

То, что учиться, работать и пользоваться СМИ на родном языке удобнее, чем на государственном, никто отрицать не станет. А тем, кто хочет спокойно пересекать границы и иметь полные права в другом государстве, куда они ездят работать или гостить к родственникам, очень пригодилось бы двойное гражданство. Поэтому эти два вопроса для жителей восточных регионов не причуда, а насущный жизненный интерес. В. Янукович – не первый, кто пообещал их решить, что также подняло его рейтинг. Вопрос в том, почему избиратель Донбасса или Запорожья поверил, что это сделает именно премьер-министр, а не лидеры КПУ или ПСПУ?

Вероятно, одной из причин стало то, что коммунисты никогда не набирали достаточного количества голосов в парламенте, чтобы проголосовать эти изменения. Виктор Федорович же заявил об этом веско, как о неизбежном, к тому же сыграл роль и такой психологический фактор – в таких делах действующему премьеру верят больше, чем «профессиональному» политику. Более того, Россия уже продемонстрировала, что готова быстро принять закон о двойном российско-украинском гражданстве. Что и убедило избирателя.

Специфика этой президентской кампании в том, что избиратели Украины уже в первом туре разделились на два лагеря. Раздел произошел по все той же условной линии разграничения интересов Запад - Восток, и оба лагеря подняли своих кандидатов скорее как знамена, чем вождей. А честь знамени, как известно, охраняется, поэтому все попытки убедить оппонента, что его кандидат не прав (или что похуже), обречены на провал и превращаются в обычную перепалку.

Первыми это сделали прозападники и сторонники украинских правых, «воздвигнув» в качестве хоругви Виктора Ющенко. И его результаты – это показатель политической мобилизации западно-центральных регионов, в том числе и еще одно подтверждение политического (или идеологического) единодушия «Пьемонта Украины» – Галичины.

Не секрет, что от Востока ожидали пассивности в отношении «ставленника власти» и значительного количества протестных голосов в пользу левых. Но неожиданные результаты первого тура показали, что регион в этот раз не стал голосовать «против», он проголосовал «за» - то есть, отдав Януковичу 60 - 80%, он поднял его как знамя своих интересов и своей… идеологии. О которой все эти годы было мало слышно, которую не описывали в книгах отцы-основатели. Но тем не менее она существовала, поскольку существовали вполне материальные интересы региона, которые и формировали некоторые идеи, которые можно назвать «украинским национализмом восточного обряда».

Юго-Восток и его жители хотят быть русскоязычным регионом Украины – с полным набором соответствующих прав. Довольно теплое отношение жителей региона к своему прошлому, неприязнь к НАТО и лично к США – это не атавизм советских времен, это мышление людей, привыкших жить в великой стране и желающих видеть таковой и Украину. Имеющих свой набор моральных ценностей (а не «общемировых»), умеющих работать и считающих, что они могут сделать самолет или танк не хуже, чем немцы или американцы. Отсюда и отношение к Западу как к конкуренту, а не образцу для подражания и поклонения. Все это как раз и толкало их долгое время в основном отдавать свой голос КПУ, которая была единственной, кто выражал подобные взгляды.


Как только Виктор Янукович перестал подражать предшественникам, лепетавшим о «евроинтеграции» и «демократии», вышел из образа преемника и обозначил свое отношение к знаковым для Востока вопросам – Юго-Восток, образно выражаясь, прокричал ему «любо!». Инициативы группы руководителей предприятий-гигантов, объединившихся в Промышленную лигу «Юго-Восток», по понятной причине были поддержаны десятками других предприятий – не только и не столько руководящим звеном, сколько работниками. В акции в поддержку Виктора Януковича и против прихода к власти Виктора Ющенко 17 ноября приняли участие около 400 предприятий и 100 тысяч человек. Объединяющее звено, которое может помочь промышленному Востоку занять достойное место в Украине, а его «национализму» стать если не государственной идеей, то хотя бы достойным конкурентом национализму западному, найдено…