Тайны грузинского двора
15.04.2004 11:57
Ведь главной интригой голосования был не только вопрос о победителе, но и дальнейшая судьба побежденного, что в условиях суровой грузинской реальности далеко не маловажно. Да и непростое это дело – противостояние двух политических лидеров – Саакашвили и Абашидзе – последствия которого едва не привели к войне. Отсюда логичный вопрос: подержит ли народ Аджарской автономии Аслана Абашидзе, или тому светит политическое небытие?

В среду, 14 апреля, на административной границе Грузии с Аджарией, в местечке Чолоки и в городе Кобулети, вновь произошли столкновения сторонников лидера автономии Аслана Абашидзе с представителями оппозиционной «Нашей Аджарии», поддерживающей грузинского президента. Этот инцидент, в котором пострадали около 30 человек, возможно, и поставит точку на кратковременном перемирии между Тбилиси и Батуми.

Или-или

Грузинская статистика традиционно является «тайной за семью печатями» – вспомним, что именно статистический вопрос не так давно стал поводом для грузинской «революции роз» и привел к отставке Э. Шеварднадзе. Тем более что, как сообщается, Саакашвили удалось потеснить во время голосования Абашидзе на его же территории. Ведь за всей предвыборной словесной шелухой просматривается главное – борьба за контроль над финансовыми потоками, проходящими через Аджарию. Победа Абашидзе означала бы усиление его позиций, что в свете наличия у него многочисленных сторонников оружия угрожало бы дальнейшим осложнением отношений этой экономически благополучной автономии с Тбилиси. Итогом могла стать еще одна война.

Поражение Саакашвили означало бы конец, выражаясь языком советских времен, «триумфального шествия Михо» и процесса унитаризации единого грузинского государства: в таком случае к Абхазии и Южной Осетии прибавилась бы еще одна «горячая точка» – Аджария. А споткнувшись на Аджарии, харизматический борец с коррупцией, возможно, в перспективе будет вынужден распрощаться с политической карьерой – более сложные задачи в насквозь коррумпированной и к тому же нищей Грузии будут ему просто не по силам.

Кроме того, не будем забывать, что расположенный в Аджарии порт Батуми имеет стратегическое значение для грузинской экономики. Это, наверное, одно из немногих, зато реально функционирующих звеньев международного транспортного коридора ТРАСЕКА. Сюда сходятся паромные сообщения Закавказья (а через Каспий – и центральноазиатских республик) с Европой, прежде всего, с болгарской Варной и украинским Ильичевском. Порт приносит прибыль. Посему не лишены основания слухи, что контроль над этим объектом давал Абашидзе достаточно широкие возможности и даже основания рассчитывать в перспективе на власть и в самом Тбилиси.

Именно батумский Бабу («дед» – так называют президента Аджарии его сторонники) был до недавнего времени фактически единственным авторитетным политиком высокого уровня. Считается, что Абашидзе, лидер преимущественно мусульманской Аджарии, даже специально принял христианство, явно претендуя на потенциальное лидерство в масштабах всей христианской Грузии.

Итак, проигрыш для Абашидзе означал бы не просто конец его независимой политики, но и нечто большее. В отличие от своего друга Шеварднадзе, лидер Аджарии в случае поражения в меньшей степени может рассчитывать на гарантии со стороны Москвы и, тем более, Берлина и Вашингтона. Поэтому вполне резонно будет ожидать, что попытки расправы официального Тбилиси над непокорным «феодалом» не заставят себя ждать. Многочисленные родственники Абашидзе уже фигурируют в уголовных делах о коррупции, заведенных на днях, сразу же после известного пика противостояния двух лидеров.

Затишье перед бурей

Что касается итогов общегрузинских выборов, здесь все тоже было предсказуемо, и Саакашвили вполне обоснованно мог рассчитывать на победу. Его также поддержал Запад – почему бы и нет, коль скоро с западной же помощью этот политик был приведен к власти, а аж четверо министров в его правительстве ранее так или иначе официально сотрудничали с Фондом Сороса(!).

Как отмечают российские и западные СМИ, в выборах приняли участие практически все силы политического спектра нынешней Грузии – от Социалистической партии Грузии до Союза грузинских националистов.
При всем разнообразии партий, вне всякого сомнения, реальный шанс на победу имели только проправительственные силы, т.е. сторонники М. Саакашвили. И сразу же после объявления предварительных итогов, по сути означавших его победу, М. Саакашвили заявил о своей приверженности положить конец «беспределу в Аджарии»… Правда, позже президент несколько поубавил свой пыл – появились данные о якобы прохождении партией Абашидзе 7% барьера и, соответственно, получении права быть представленными в общегрузинском парламенте. Впрочем, примерно то же сообщалось и о некоторых других политических группах и партиях, участвовавших в выборах. Несмотря на завершение выборов, политические игры продолжаются – окончательные итоги не спешат оглашать ни та, ни другая сторона. Более того, по грузинской традиции, и победители, и побежденные обвиняют друг друга в подтасовках и прочих нелицеприятных действиях.

Согласно предварительным итогам, по Батуми победил Саакашвили, хотя в целом по Аджарии его поддержали не более 30% (Абашидзе – 63,5%). У аджарского лидера еще не все потеряно, и он еще рассчитывает пройти в парламент Грузии. Тем более, что победа Саакашвили была оспорена международными независимыми наблюдателями. В Тбилиси из-за нарушений тоже собираются аннулировать некоторые итоги выборов по Аджарии.

Что будет далее? С одной стороны, формально Саакашвили имеет все основания праздновать победу. С другой – Абашидзе не собирается сдаваться, поскольку далеко не все однозначно, и отступать ему, собственно, уже некуда.

К тому же сам Саакашвили попал в весьма двусмысленное положение – мало того, что упомянутый фонд Сороса, как уже отмечалось, присутствует в грузинском правительстве, так он вместе с несколькими американскими корпорациями намерен взять это правительство на содержание – всего на эти цели выделяется 5 млн. долларов. Заморскую зарплату будут получать как президент, так и премьер-министр, а также спикер парламента и рядовые министры. Это обстоятельство, мол, позволит им абстрагироваться от коррупционной реальности и сосредоточиться на решении государственных задач. Хотя, конечно, трудно понять, в чем разница – кто платит, тот и заказывает музыку. И какую заокеанскую музыку закажут для Саакашвили американцы – нетрудно догадаться.

И еще несколько штрихов к портрету: все изложенное позволяет предположить, что, по большому счету, столкновение Саакашвили с Абашидзе – не что иное, как попытка «зачистки» грузинскими руками наследия Шеварднадзе (и всей прежней эпохи) за американские деньги и в американских же геополитических интересах (по праву сильного, то бишь, по закону тайги?). Даром, что Сорос, говорят, поклялся свалить Дж. Буша – пока он «валит» президентов других стран. Вот и в Украине побывал…