Стройки без революций
15.11.2005 18:39

…реконструкция. - Многие ждут не дождутся, когда их переселят…»

Мы стоим во дворе дома по улице Лебедева. Убогое двухэтажное жилище барачного типа, построенное из шлакоблоков. Перекрытия – деревянные, лестницы – тоже. Крытая шифером крыша местами прохудилась, взялась мхом, а кое-где уже подрастают березки.

Здесь общие кухни и санузлы. Вода вместо горячей еле теплая, говорят жильцы. Батареи – тоже. Обращались в ЖЭК, сказали, все дело в коммуникациях. «Да в соседнем доме корни деревьев проросли в унитаз!» - добавляет одна из женщин.

«Мы читали публикации, что люди не хотят переселяться. Кое-кто не хочет, но не менее половины готовы уехать хоть завтра», - говорят жильцы.

Конечно, в этом районе есть кирпичные дома, в которых квартиры площадью 90 кв. м, и их владельцев они устраивают. «Все равно они во многих местах скреплены металлическими балками, - не соглашается другая женщина. - Перекрытия деревянные, того и гляди, окажемся в подвале».

Спрашиваю, устраивает ли их получить новую квартиру в полтора раза больше. Оказывается, нет. Дома старые, в квартирах живет несколько поколений. «Мы готовы взять квартиры в другом районе, только раздельные. Инвестору это обойдется в такую же сумму», - предлагают свой вариант люди.

В общем, надо вести переговоры. И жильцы, и инвесторы заинтересованы в том, чтобы прийти к общему знаменателю.

То же касается и проблемных строек. Если бы застройщики еще на стадии проекта провели общественные обсуждения будущего строительства, они избавились бы от многих проблем. Но даже сейчас кое о чем можно договориться.

«Мы будем предлагать понизить этажность, уменьшить количество подъездов», - говорит главный архитектор г. Киева Василий Присяжнюк.

Иногда строители обещают что-то сделать для жильцов соседних домов – благоустроить двор, предусмотреть объекты соцкультбыта. Возможно, это будет компенсацией за неудобства, связанные со стройкой.

Жильцы также могли бы зафиксировать свои права на придомовую территорию. Для этого ее надо приватизировать. Заниматься этим должно общество совладельцев домов. Впоследствии придется платить налог на землю, зато здесь уже никто ничего не построит.

Сейчас приватизировано 85% квартир. А вот чердаки, подвалы, другие помещения остались ничейными. Равно как и дворы. Теоретически город имеет право строить там, что сочтет нужным. Посему и говорят об уплотнении застройки. Или о возведении «точечных» объектов. И хотя градсовет согласовывает их неохотно, да и «Правила застройки г. Киева» требуют комплексного подхода, никто не застрахован от того, что завтра у него под окнами не вырастет новая высотка.

И наконец, люди должны знать, на что им можно рассчитывать. «При реконструкции «хрущевок» есть три варианта, - говорит Василий Присяжнюк. – Либо отселение за счет инвестора, либо капитальный ремонт зданий за счет их жильцов. Или дома будут ремонтироваться за счет городского бюджета и впоследствии использоваться как социальное жилье». Надеяться на то, что сегодня вы откажетесь переселяться, а завтра вам ЖЭК все переделает, вряд ли приходится.

Пока что переговоры идут вкривь и вкось. «После оранжевой революции у людей сложилось впечатление, что все можно решить только акциями протеста», - говорят застройщики.

Но это не так. И подтверждение этому – стройобъекты, на которых месяцами местные жители протестуют, а власти ничего не могут сделать. И вряд ли приходится винить инвесторов – им эти участки выделили, они потратили средства, и немалые, на подготовку проектов. Виноваты те, кто давал разрешения.

Пострадали и жильцы. Например, суд решил взыскать 400 тыс. грн. с тех, кто препятствовал строительству на одном из проблемных объектов. И, возможно, застройщики и жители договорились бы, если бы не профессиональные революционеры, которые разжигают ненависть и провоцируют драки, при этом оставаясь в стороне. Они, в отличие от строителей и жильцов, не заинтересованы в том, чтобы ситуация была урегулирована. Им нужна нестабильность, при которой они зарабатывают себе политический (и не только) капитал. Только нужны ли они нам?