УССР или Украина: когда жить было лучше и где веселее?
22.06.2018 08:00

Каждый раз, когда Украина вляпывается в очередной кризис и уровень жизни украинцев вновь начинает стремительно падать, власть ставит на свой пропагандистский патефон заезженную пластинку «а раньше было еще хуже». Больше всего при этом достается «коммунистическому прошлому», которое нынче демонизируют все, кому не лень. Ведь чем дальше от нас это прошлое, чем меньше остается его живых свидетелей, тем проще сочинять о нём всякие небылицы. Причем не только мрачные: часть украинцев, не вписавшихся в нынешнюю «рыночную экономику», убеждают себя, что раньше, при социализме, жить было намного лучше во всём.

Два мира, два образа жизни

Сравнение жизни «тогда» и «сейчас» давно стало одним из самых любимых занятий украинцев, но зачастую это сравнение превращается в манипуляцию цифрами и историческими периодами. Например, берутся сталинские 30-е годы или дефицитный 1991-й, и тычутся в лицо оппоненту: смотри, сплошной голод и репрессии, тьма! Но ведь за семидесятилетнюю историю СССР/УССР были и «тучные» десятилетия, да и последние из них, 80-е годы, были не столь однозначны.

В равной степени и независимая Украина за свою 27-летнюю историю знала периоды и критических падений, и оптимистических подъемов. Тот же 2013-й год никак нельзя ставить рядом с 2015-м, слишком большая между ними разница по всем показателям – от доходов населения до уровня гражданских свобод.

Чтобы подойди к этому вопросу максимально объективно, мы будем сравнивать не два разных года (типа 1990 и 2017), а два периода: с 1980 по 1991-й, и с 2013 по 2017-й. Они схожи между собою тем, что начинались с экономического подъема, а заканчивались кризисом, который было не разрешить без кардинальной трансформации самой системы. Тотальный товарный дефицит конца 80-х, причины которого очень трудно объяснить (ниже вы поймете почему) удалось победить только после смены экономической модели - но ценой развала Союза и последующей гибели промышленного потенциала страны.

Какую цену придется заплатить за выход из нынешнего кризиса, в какой стране мы будем жить через 5-10 лет? Ответить на это вопрос сейчас так же непросто, как было непросто гадать о нашем будущем в 1990-м году. Более того, если тогда все видели выход из кризиса в независимости и рыночной экономике, то сейчас ни у кого нет ни четкого плана, ни даже туманных намеков. Политики лишь тянут время - делая вид, что они что-то делают, а народ привычно терпит и чего-то ждет. Долго так продолжаться не может, а чем закончится неизвестно.

Но сегодня мы отправимся не в будущее, а в прошлое Украины, чтобы еще раз сравнить его с настоящим. А чтобы не выглядеть голословными, как некоторое политики (не будет тыкать в них пальцами или чем-то другим), будем оперировать не лозунгами, а цифрами из официальной статистики. Некоторые из них вы увидите впервые, открыв для себя немало нового.

Жизнь с бородой

Вымирание современной Украины уже давно ни для кого не секрет, хотя секрет пытаются сделать из конкретных цифр сокращения населения. Считается, что именно поэтому после 2001 года не проводили новых переписей: они могут вскрыть пару миллионов «мертвых душ» тех украинцев, кто давно эмигрировал в Европу или Россию, но не сдал свой украинский паспорт – а потому формально числится живущим тут громадянином.

Но простое сравнение численности населения «тогда» и «сейчас» дает нам информацию только об общей численности населения. Эти цифры вы видели много раз, однако давайте еще раз повторимся. Как видите, стремительнее всего оно сокращалось даже не в лихие 90-е, а в относительно благополучные «нулевые». С 2014 года население страны подсчитывается уже без жителей Крыма. О чем нам не говорят: что в эти 42 миллиона входит и население Донецка и Луганска, отставшее за «поребриком» и частично уехавшее в Россию.

Население Украины, миллионов человек

1980

1986

1991

2000

2013

2015

2018

49,952

51,025

51,623

49,115

45,372

42,759

42,152

Более интересная картина получается, если распределить население по возрастным категориям, выделив детей и стариков. Так мы узнаем, что 1991 году в УССР проживало 11,091 миллионов детей до 14 лет включительно (21,5% населения) и 6,179 миллиона стариков в возрасте 65 и более лет (11,9% населения). Средний возраст украинцев составлял 36,6 лет (как здоровая температура). А вот на начало 2018 года в Украине проживало 5,812 миллиона детей до 14 лет (13,77% населения) и 6,540 миллиона стариков от 65 лет (15,49%). То есть в процентном отношении детей стало меньше более чем на треть, а стариков больше на четверть.

Любопытны данные о рождаемости в 80-е годы. Её пик пришелся на 1986 год, когда в УССР родилось 792 тысячи будущих граждан Украины, а вот уже в 1990-м число новорожденных упало до 657. Соответственно, умерших тогда было 565 и 629 тысяч. Причем интересно то, что положительный прирост шел только за счет города, где и рожали больше, и умирали меньше, а вот в селе наблюдалась стойкая отрицательная динамика (сейчас наоборот). Сравним с показателями 2017 года: 458 тысяч родившихся и 640 тысяч умерших на всей территории Украины, 395 тысяч родившихся и 583 тысячи умерших без учета Крыма и ОРДИЛО. Вымирание украинцев, начавшееся в 1992 году, стремительно продолжается!

А вот мрачная статистика по количеству убийств и самоубийств. В 1980 году в УССР были убиты 3,1 тысячи советских граждан, в 1986-м число убийств резко снизилась до 2,1 тысячи, но в 1990-м взлетело до 4 с лишним тысяч. При этом, в течение 80-х годов статистика самоубийств была практически стабильной: каждый год счеты с жизнью сводили около 10 тысяч человек (плюс-минус несколько сот). Криминальная статистика нашего времени намного мрачнее – ниже приведены данные по убийствам без учета жертв военных действий на Донбассе.

А вот нынешняя статистика суицидов утонула в клокочущем море политических разборок. Известно, что в 2013 году самоубийство совершили 9367 человек, но далее из статистики выпали Крым и Донбасс, зато в неё вошли самоубийства военнослужащих – и всё это с эмоциями оспаривается сторонниками и противниками нынешней власти.

Очень большая путаница возникает и при публикации данных об уровне детской смертности. Под это определение попадает сразу три категории смертности: неонатальная (младенцы до 28 дней), младенческая (младенцы до 1 года) и непосредственно детская (до 5 лет). Иногда их путают, иногда этими цифрами просто манипулируют. Попробуем в этом разобраться!

Согласно украинской статистике, коэффициент младенческой смертности (число умерших детей в возрасте до 1 года на тысячу родившихся) в последнее десятилетие советской власти был следующим: 16,6 в 1980 году; 14,8 в 1986 году; 12,8 в 1990 году. Данные ЮНИСЕФ (детский фонд при ООН, полностью контролируемый США) совсем другие: там заявляют, что 1990-м году коэффициент составлял 20. Американцы клевещут? Нет, просто оказалось, что ЮНИСЕФ привел данные по коэффициенту детской смертности (детей до 5 лет), а она всегда выше младенческой раза в полтора.

Согласно данным ЮНИСЕФ, в независимой Украине коэффициент детской смертности в 2000-му году снизился до 17, в 2010 году был уже 15, а в 2015 вдруг резко упал до 12,6 (наверное, благодаря целебному воздуху Майдана). Коэффициент младенческой смертности намного ниже: в 2010 году он составил 9,1; в 2013 году упал до 7,9; а в 2015 году даже чуток подрос до 8, и это уже данные украинской статистики. Кстати отметим, что резкое снижение уровня детской смертности в целом произошло в период «царствования» Януковича, а не после Майдана – но ЮНИСЕФ почему-то оперирует лишь 2010 и 2015 годом.

Но оставим политику и сделаем полезную отметку: в современной Украине уровень детской смертности в полтора рази ниже, чем в УССР! Это очень добрая весть, и снова никакой политики – просто за 27 лет уровень медицины и фармакологии не стоял на месте даже у нас. Огорчает лишь то, что мы и в этом отстаем от Европы, где коэффициент детской смертности колеблется от 3 (ФРГ, Франция) до 5 (Британия) и 6 (Польша).

Еще одно хорошая новость - сегодня чуточку повысилась средняя продолжительность жизни украинцев. Трудно поверить, но это действительно факт! Правда, сейчас речь идет лишь об ожидаемой продолжительности жизни - величине теоретической и не всегда оправдывающей надежды. Но, увы, вся доступная статистика дает цифры лишь по этой категории! Итак, в 80-х годах средняя ожидаемая продолжительность жизни составлял 70,1 год (65,6 у мужчин и 74,6 у женщин), в 2010-м она упала до 67,68 лет (по данным ООН), а вот в 2016 году выросла до 71,5. Немного, но ободряюще! И всё же украинцы на целое десятилетие отстают в продолжительности жизни от развитых стран мира.

Деньги давай!

Уровень доходов населения – основной показатель уровня жизни любой страны мира. Да, сегодня некоторые украинцы могут похвастать доходами в сотни тысяч и миллионы гривен, шикарными особняками, дорогими иномарками и дорогущими швейцарскими часами. Но сколько в Украине таких «хозяев жизни»? Не говоря уже о том, за чей счет они имеют свои сверхдоходы. В то же время миллионы украинцев живут на мизерную зарплату или перебиваются временными заработками, а их родители еле сводят концы с концами на нищенскую пенсию. Впрочем, а может в УССР было тоже так же плохо?

Таких богатеев тогда ещё не было: все доходы предприятий шли не в карман олигархов, в бюджет и на социальные расходы, не было и наживающихся на всём посредников-паразитов со своими фирмочками. Но зарплаты четно работавших украинцев были, по нынешним меркам, не впечатляющими. Опять же, чтобы подойти к этому объективно, необходимо сравнивать не два разных года, а два периода.

Например, средняя зарплата в 1980-м году была всего 155 рублей, а в 1990-м уже 247. Её стремительный рост начался в середине 80-х, в период попытки большого экономического скачка – который закончился уже в конце десятилетия разбитым носом товарного кризиса. Еще в 1986-м в УССР на улицах городов бойко продавали заморские цитрусы, в магазинах можно было найти импортные соки и сигареты, в универмагах «выбросили» большие партии настоящих джинсов (не «левис», но всё же) и электроники. Но уже в 1988-м всё это исчезло, за новой мебелью записывались в многомесячные очереди, а на продукты постепенно начали вводить талоны.

При этом в 1990-м году больше всего получали работники промышленных предприятий (277 рублей), строители (309), руководящие чиновники (304) и работники сферы науки (312), меньше всех учителя (176), медработники (162), работники сферы услуг (185) и культуры (143). Неудивительно, что тогда именно преподаватели, медсестры и библиотекари чаще других ходили на митинги демократов и национал-патриотов, требуя свержения коммунистов и выхода из СССР!

Самая спорная тема - это размер пенсий в Советской Украине, потому что в современных СМИ о них ходят в основном лишь слухи и домыслы. Ведь почти все советские пенсионеры давно отправились в лучший мир, а их внуки, ныне почесывающие седеющие бородки над клавиатурой ноутбуков, в 80-е годы еще бегали пешком под стол. Почти никто не помнит, сколько же на самом деле получали их дедушки и бабушки, зато предостаточно желающих изобразить жизнь советских пенсионеров беззаботным раем или голодным адом.

Что ж, заглянем в статистические справочники. Размер средней пенсии в УССР долго был весьма скромен: 53 рубля в 1980-м году и 67 рублей в 1986-м, и только в 1990-м он вырос до 103. Но это в среднем. Самой маленькой была пенсия в связи с утратой кормильца: 34,6 рублей в 1980-м, 41 в 1986-м и 57 в 1990-м. И получали такую пенсию от 1,2 до 1,4 миллиона жителей республики (их число менялось с годами).

Численность пенсионеров-инвалидов была стабильной: 1,313-1,380 миллиона. Но тут разброс размеров пенсии был очень большой. Пенсия инвалидов 1-й группы (профболезни и травмы) в течение десятилетия выросла с 85 до 127 рублей, а вот пенсии инвалидов 3-й группы лишь с 44 до 60 рублей.

Из оставшихся пенсионеров по возрасту около трети (2,16 миллиона стариков в 1980 году и 3,6 миллиона в 1990-м) получали минимальную пенсию. Её размер тоже менялся: от 38 рублей в начале 80-х до 70 рублей в конце. На минимальную пенсию были обречены все, кто не имел достаточно рабочего стажа (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), получал зарплату ниже минимальной (если работал лишь на полставки или «подрабатывал»), а также большинство колхозников.

Причем, размер пенсий у колхозников всегда получался примерно на 15% меньше, чем у рабочих и служащих, потому что он определялся отдельным законом, не предусматривающим дополнительные надбавки. Так что истории о сельских бабушках, получавших всего 32 рубля пенсии, вполне реальны. Но есть одно «но»: эти 32 рубля им выплачивали до 1980 года (а до 1970 ещё меньше). Размер минимальной пенсии для селян раз в несколько лет менялся в сторону повышения (в 80-х годах четыре раза), с 1980 они получали уже 38, потом 40 и т.д. до 1987-го, когда всем положили минимальную пенсию в 70 рублей.

Правда, при этом недоговаривают то, что сельские пенсионеры не платили за коммунальные услуги (электричество, воду, газ-уголь), имели право на получение в колхозе продуктов и корма для домашнего хозяйства, а также право торговать на рынке продуктами со своего хозяйства. Расторопные сельские семьи тут же сажали на базаре вышедшую на пенсию маму и машинами возили ей на реализацию молочные продукты, яблоки-груши, ягоды, овощи, зелень, семечки. Причем не только со своего сада-огорода, но и с колхозного. Но, конечно, далеко не все занимались таким успешным бизнесом.

Советские базары

Самые большие пенсии были в промышленности: в 1990-м году средняя пенсия бывших рабочих составляла 112 рублей, приближаясь к максимальному порогу (120 рублей). Но его можно было перешагнуть: за непрерывный 15-летний стаж работы или за длительный общий стаж (свыше 35 лет) к пенсии давали 10% надбавку, а за 25 лет работы на одном предприятии 20%. То есть максимально возможная пенсия в УССР достигала 144 рублей – причем это была пенсия не депутатов и судей, а сталеваров и шахтеров.

Теперь сравним это с современными пенсиями, не забывая при этом переводить гривны в текущий курс доллара (8 гривен в 2010-13 годах и 26 гривен в 2015-17). А заодно помня, что на минимальной и социальной (0,75 от минимальной) пенсии в Украине сидят почти 7 миллионов пенсионеров, то есть больше половины. На противоположной стороне – 300 тысяч «избранных» (депутаты, судьи, генералы, высокопоставленные чиновники) с максимальными пенсиями свыше 9 тысяч гривен каждому.

Размер пенсий в Украине, гривен

2010

2013

2015

2017

Средняя

1149

1508

1670

2446

Минимальная

723

894

949

1312

В начале 80-х бабушка-колхозница получала 38 рублей пенсии, в наше время её дочка получает 1312 гривен (50 долларов). Казалось бы, что нынешняя минимальная пенсии в долларах выглядит больше советской в «деревянных». Но вот вопрос: сможете ли вы сегодня покушать на доллар столько же, сколько в 1982 году на рубль?

Буханка «социального» хлеба сегодня стоит 8-9 гривен (35 центов), а в УССР стоила 16 копеек. Пол-литра кефира сейчас стоит 10-12 гривен (40-45 центов), а в УССР 12 копеек (стеклянная тара сдавалась). Котлета в недорогой закусочной – около 15 гривен или 57 центов, в советское время за 57 копеек вы могли купить две-три порции отменного мясного блюда с подливой. А «совковый» фруктовый компот за «пятак», стоявший в каждой столовой! Что сегодня можно купить попить за 5 центов - то есть за 1,3 гривны? Разве что стакан газировки без сиропа.

А теперь давайте сравним социальное расслоение украинцев тогда и сейчас. Составим две таблицы: одна покажет распределение населения УССР по доходу на члена семьи в 1988 году, а вторая - сколько бедных и обеспеченных у нас было в 2013 и 2017 годах. И тут, как говорится, без комментариев!

Население УССР в 1988 году по ежемесячному доходу (рублей),

в процентах от общего числа

До 75

75-100

100-150

150-200

Свыше 200

8,1%

16,8%

38,5%

22,4%

14,2%

Население Украины по ежемесячному доходу (долларов),

в процентах от общего числа

До 100

От 100 до 200

От 200 до 500

От 500 до 1000

Свыше 1000

2013 год

2,4%

30,4%

62,1%

4,3%

0,8%

2017 год

29,5%

57,9%

9,3%

2,9%

0,4%

Блеск и нищета украинцев

Продолжение: УССР или Украина: дума о колбасе и жилищный вопрос

Иван Пургин_ Новости Украины - From-UA