Философия безработицы
08.08.2006 12:53

…пожалуйте получить работу. Не желаете – тогда вы тунеядец. И вас мы заставим пользоваться своим конституционным правом. И заставляли. И это к концу советской власти вызывало все большее раздражение, и не только у тех, кто не желал работать.

«…Не существует ничего такого,
чего люди боялись бы больше,
чем безработицы»


Улоф Пальме, «Шведская модель»


Философия безработицы

На кухнях, где в то время велись вольные разговоры, клеймили «право на труд» как не соответствующее потребности человека в свободе выбора. «Не будем закрывать глаза и на экономический вред от нашей паразитической уверенности в гарантированной работе, – писал популярный экономист накануне перестройки. – Реальная опасность потерять работу - очень неплохое лекарство от лени, пьянства, безработицы». Правда, надо отметить, что Николай Шмелев (это был он) тогда еще не до конца разоружился перед демократическими свободами, в нем еще тлел советский человек, не погашенный социал-дарвинизмом, и он ратовал за ограниченную безработицу, за «небольшую резервную армию труда, не оставляемую, конечно, государством полностью на произвол судьбы».

Позже Страна Советов, рассыпаясь на «незалежные» куски, вломилась в рынок. Но оказалось, что волшебная рука рынка, о которой так мечтали и которую так вожделели рыночные большевики, устроила нам кузькину мать массовой безработицы, и вопросы, например, о работе в Покрове, уже не кажутся риторическими.

Из конституций обретших независимость стран срочно пришлось изымать антирыночные формулировки о «праве на труд» и заменять их более прогрессивными. Например, в конституции РФ лаконичное «право на труд» заменено на витиеватое и не обременительное для властей «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Отцы украинской конституции еще более осмотрительны. В статье 43 Конституции Украины без околичностей прописано: «Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд…». Формулировка недвусмысленно намекает, что державе по барабану трудоустройство граждан, и тем более предоставление гарантированной работы. Только и берет на себя необуржуазное государство, что создает некие условия для осуществления ветхозаветного права человека трудиться в поте лица.

Включение в Конституцию подобной формулировки означает отказ от социальной ориентации державы. Отцам-основателям мнилось, что эта формулировка более соответствует общечеловеческим ценностям. И главной из них – свободе личности.

Свобода свободой, но когда кушать хочется, тут уж не до философствования. Шведский премьер-министр Улоф Пальме в своем бестселлере «Шведская модель» в середине 1980-х вразумлял чересчур уверовавших в рыночные ценности неофитов рынка: «Свобода предполагает чувство уверенности. Страх перед будущим, перед насущными экономическими пpоблемами, перед болезнями и безpаботицей пpевpащает свободу в бессмысленную абстpакцию… Hаиболее важным фактоpом увеpенности является pабота. Полная занятость означает колоссальный шаг впеpед в пpедоставлении свободы людям. Потому что помимо войны и стихийных бедствий не существует ничего такого, чего люди боялись бы больше, чем безpаботицы». Ни убавить, ни прибавить.

Увы, наши национал-дарвинисты перли напролом и получили кошмар безработицы. К сожалению, учитывая то, что мы строим не «шведскую модель», а под неусыпным патронатом Америки американскую, безработицу мы получили навсегда. И теперь вопрос лишь в том, чтобы ее привести в божеский вид. Это и есть сверхзадача украинского квазикапитализма.

Безработица в Украине

Какова реальная безработица в нашей стране – никто не ответит с точностью. Но ситуация с созданием государством «условий для полного осуществления гражданами права на труд» тяжелейшая. Иначе бы Виктор Ющенко не включал в свою предвыборную программу заведомо неисполнимые обязательства по ежегодному созданию 1 миллиона новых рабочих мест.

Теперь Виктор Андреевич наверняка клянет себя за, мягко скажем, необдуманные предвыборные обещания. «Оранжевые технологии», деньги Америки и душки Березовского вознесли бы его на трон и без заведомого предвыборного трепа. Но слово не воробей, и приходится имитировать многотрудную работу по созданию новых рабочих мест.

Умиляет сама официальная цифра безработных. У нас получается парадоксальная ситуация. Америка в результате тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., обвалившего промышленное производство на 46%, получила массовую безработицу. По данным правительственной статистики, в 1933 г. (пик кризиса) в Соединенных Штатах насчитывалось 12,830 млн. полностью безработных (все население составляло 124 млн. чел.), а доля безработных в общей численности рабочей силы страны достигла 24,9%. Каждый 9 - 10 житель Америки являлся изгоем.

Падение производства в Украине в результате политики отказа кормить «старшего брата» было еще более обескураживающим – более 60%. Однако, поди ж ты, количество безработных ниже отметки в 4 - 5% никода не опускалось. В данный момент Госкомстат выводит скрупулезную цифру безработных на уровне 2,9% (около 1 млн. чел.). С чего бы такая благодать? Ларчик открывается незамысловато. Американцам некуда было деваться от своего развитого капитализма. Чтобы драпануть за океан, откуда недавно приплыли в поисках лучшей доли, нужны были существенные средства. Украинцам проще. Как только ситуация показала, что обвал экономики в результате действий домотканых реформаторов случился всерьез и надолго и реформаторов не сдвинуть с шеи народа, электорат числом около 7 млн. дружно погрузился в вагоны, автобусы и отчалил ковать ВВП окрестным странам. Неужто эти миллионы отверженных числятся как «трудоустроенные»? Выходит, что так. Остается только провести «заробитчан» по графе «создание новых рабочих мест», и дело будет в шляпе. Предвыборный треп о создании пяти млн. рабочих мест окажется реализован с гаком.

Разные страны по-своему пытаются решить проблему безработицы. Опыт американцев, пожалуй, наиболее замечательный. Хотя понимаю, что для его реализации необходим Рузвельт. У нас рузвельты явно не проклевываются. Чаще случаются бабы Параски.

Положение с безработицей в США в тридцатые годы было нешуточным. Дело дошло до голодных смертей. Только в Нью-Йорке в 1931 г. было зарегистрировано около 2 тыс. таких случаев. Весь ужас безработицы блестяще описан в романе нобелевского лауреата Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Но у нас нет писателей подобных Стейнбеку, с чувством гражданского долга. Все больше драчи и яворивские, которым при любой власти хлебно.

Рузвельт железной рукой проводил государственную программу по обузданию безработицы. В стране была организована Администрация промышленно-строительных работ общественного назначения. С ее помощью работу получили миллионы человек, которые создали дорожную и городскую инфраструктуру страны. Работы охватили всю страну, уже к концу 1933 года в них задействовали более 3 миллионов человек, преимущественно молодых людей, более страдающих от безработицы. К 1935 году число занятых в программе доходило до 4,5 миллиона. Каждому работнику платили немного, но гарантированно, по одному доллару в день (здесь Рузвельту пригодился его опыт губернатора штата Нью-Йорк), с непременным условием ежемесячно отправлять 25 долларов домой.

Работающим предоставлялись бесплатно еда и жилье. Вкалывать на правительство можно было несколько лет, никого не увольняли, пока человек сам не находил более подходящую работу. Всего администрация гражданских работ до 1939 года заняла свыше 8,5 миллиона человек, они заработали $10,8 млрд. (разумеется, в тех ценах). Были построены и отремонтированы многие сотни мостов и аэропортов, тысячи зданий, не забывали о спортивных сооружениях и площадках. Провели тысячи миль автомобильных дорог, осуществили мелиорацию огромных территорий, очистили многие леса и парки и другие работы по благоустройству страны.

Почему бы нашим популистам не воспользоваться опытом любимой Америки и не организовать национальную программу строительства БАМов и прилегающих к ним дорожных сервисных комплексов? Здесь и Европа может помочь кредитами, которые мы страсть как любим брать. Пятилетка строительства современных автомагистралей позволит подвести к пенсионному возрасту, например, основное количество шахтеров из фатально гибнущей угольной отрасли.

Не нравится такая программа по трудоустройству – можно обратить взоры на наше сельское хозяйство, также пребывающее в перманентном кризисе. Не секрет, что в Восточной Украине присутствует дефицит тружеников полей, из-за чего порядка 30% сельхозугодий пришло в запустение. Организовывайте кооперативы, бригады и направляйте их на освоение «целины». Можно еще чего-нибудь придумать, если заниматься Делом, а не писанием басен в виде словоблудных «программ без цифр» и оголтелым рвачеством во власти.

Но уверен, ничего конкретного и внятного властями предложено не будет. Проблема безработицы в ряду других проблем отдана на откуп случаю и инициативе самих граждан. Спасение утопающих является делом самих утопающих – гласит буржуазная доктрина.