Сколько стоит разрушить репутацию?
04.07.2018 12:07

Эксперт по информационному рейдерству на кейсе компании «АТБ» рассказала о новых форматах репутационных войн в отечественной экономике

Воевать без оружия сегодня стало нормой. Причем это касается не только политического фронта, но и экономической сферы. Информационные войны против бизнеса, которые не всегда заметны рядовым гражданам, давно стали инструментом рейдеров. Нередко они наносят ущерб не просто конкретному предприятию, а целой отрасли украинской экономики. Стратеги таких войн не брезгуют никакими методами. Нередко полем боя становится даже парламентская трибуна. Карманные депутаты, проплаченные митинги, черный пиар – все это арсенал современных информационных рейдеров, положивших глаз на чужое имущество.

В связи с масштабами деятельности корпорации «АТБ» ее кейс, вероятно, является самым показательным и живо обсуждается экспертным сообществом. С 2014 года на различных интернет-ресурсах, имеющих сомнительную репутацию, стали появляться публикации, дискредитирующие корпорацию в глазах общественности. Это, как правило, материалы, рассказывающие о связях компании с террористами ДНР и ЛНР, о реализации некачественной продукции, о жестоком обращении со своими сотрудниками и так далее. Подобные статьи не подтверждаются фактами или доказательствами, ведь целью является нанесение максимального ущерба деловой репутации «АТБ», а не конкретные действия в юридической плоскости (например, обращение «недовольного» покупателя в суд).

О том, сколько стоит «заказать» успешный бизнес, какими технологиями и методами ведутся репутационные войны, мы поговорили с Татьяной Урванцевой, экспертом по информационному рейдерству центра «Всеукраинский социологический союз».

– Одним из наиболее популярных методов «разгона» слухов и сплетен сегодня является работа с социальными сетями. На примере «АТБ» мы видим активность в формате фейсбучной страницы «АТБ-мордор». Насколько эффективен такой инструмент?

– Ведение страничек в социальных сетях – это абсолютно нормальный и достаточно успешный бизнес. Есть множество компаний, которые вполне легально предоставляют подобные услуги. Как правило, обращение к ним «влетит в копейку». Но на рынке полным-полно «свободных художников». Это обычные копирайтеры, которые в частном порядке берут на себя наполнение и поддержание жизни конкретной страницы. Если говорить именно об аккаунте «АТБ-мордор», то тут работают профессионалы с четко поставленной задачей.

– Сколько может стоить такая работа?

– В среднем подобный пакет услуг обойдется примерно в 10 тысяч гривен ежемесячно. Очевидно, что в проекте занят не одиночка, а целая группа авторов и администраторов. Внимательно рассмотрите саму страничку и ее «архив». Прослеживается четко разработанный тематический план с заданными временными рамками размещения постов. Вбросы не ситуативны. Они продуманы и происходят по графику.

– На основании чего можно сделать такой вывод?

– Цель этой фейсбучной группы – дискредитация «АТБ» через якобы разоблачения торговли некачественной продукцией. Причем делается это в максимально наглядной и устрашающей рядового пользователя форме. То кто-то находит плесень в твороге, то червей в фарше, то зубы в салями и так далее. Все это делается с фейковых аккаунтов, ведь никаких официальных жалоб в государственные органы по контролю качества не поступает. Учитывая, что десятки адвокатов за подобные истории ухватились бы моментально (кто ж откажется отсудить что-нибудь у «АТБ»?), реальных дел нет. Но сеть от таких сообщений, как говорится, трясет. Будто в анекдоте, когда ложечки нашлись, но осадок остался. В данном случае – «осадок» на репутации компании.

– Вы говорите о фейковых аккаунтах. А как понять, что они фейковые?

– Достаточно просто. Во-первых, они максимально безлики. Фото на аватарке либо отсутствует, либо представляет собой что-то нейтральное: животное, пейзаж, мультяшный персонаж и пр. Кроме того, в ленте у такого «пользователя» вы не найдете фотографий этого человека или изображений с друзьями, знакомыми, родственниками. Другими словами, никак нельзя идентифицировать личность. Даже если такой аккаунт ведет ваш друг, вы не догадаетесь об этом, посетив страничку. Во-вторых, у таких пользователей либо вообще нет «друзей», либо их очень мало – преимущественно бизнес-аккаунты, которым все равно, кого добавлять в свои списки. В-третьих, обратите внимание на ленту публикаций. Это негативные посты о «заказанном» предприятии… и, собственно говоря, все. Возможно, еще несколько репостов чего-то нейтрального или такого же негативного.

– Почему вы думаете, что администраторы и модераторы «АТБ-мордор» соблюдают определенный график публикаций?

– Тут не надо быть экспертом. Посмотрите сами. Ежедневно появляются 4-5 сообщений с «разоблачениями». Обновление постов ведется строго три раза в неделю. При этом вбросы носят массовый характер, то есть они осуществляются в определенное время – один за другим. Конечно, это говорит о том, что посты пишут не простые покупатели, обнаружившие «крамолу», а администраторы группы. Они получают зарплату, соблюдают инструкции, имеют «темники» и работают по графику.

– Давайте отойдем от социальных сетей и обсудим другие каналы распространения дезинформации. Что сегодня пользуется особым спросом?

– В случае с «АТБ» важной характеристикой информационной войны являются темы атак. Помимо уже указанного якобы низкого качества товаров это проблемы с персоналом (непрофессионализм работающих и недовольство уже уволенных), а также обвинения в связях с сепаратистами ДНР/ЛНР и торговле на оккупированных территориях. Обращаю вниманию на последнее. С подобными темами работать и легко, и сложно одновременно. Поясню. Легко – потому что они лежат на поверхности и за счет спекуляции на патриотических чувствах украинцев моментально распространяются. Сложно – потому что с подобными публикациями попасть в приличное СМИ нереально. Адекватный редактор такого никогда не пропустит. И дело даже не в возможных судебных исках, а в профессиональной и гражданской позиции. Но обойти такую трудность можно через вирусное распространение материалов.

– Что вы имеете в виду?

– Технология вирусного распространения материалов такова: явная дезинформация размещается на собственной «ручной» интернет-площадке. Иногда такие сайты так и называют – «сливные». После такого слива информации в сеть создается новость или статья со ссылкой на первоисточник. Вы, наверняка, встречали подобные формулировки в сети: «Этот человек – идиот», – сообщает издание ИКС», «По информации журналистов портала ИКС, человек уличен в идиотизме». После этого данная новость или статья размещается на более приличном ресурсе, а с него републикуется на десятках еще более приличных порталов. Таким образом, от изначального «сливного» сайта мы вроде бы отгораживаемся, а от судебного иска уходим, сославшись на источник, который, в свою очередь, сослался на другой источник… и так до бесконечности. Зато необходимый информационный шум создан.

– А для чего он нужен заказчику информационной атаки?

– После вбросов в Интернет и СМИ такого рода «нужных идей», в дело вступает улица. Диванные эксперты разгоняют истерику в виртуальной плоскости, после чего передают эстафету офлайновым «активистам». Тут главное создать «ядро» недовольных. Это, как правило, проплаченные горлопаны и статисты. А потом можно подтянуть пенсионеров, участников боевых действий, представителей незащищенных слоев населения и пр.

– Почему именно эти категории?

– Все просто. Сегодня, действительно, сложилась такая ситуация, что общественное мнение зачастую формируют прикормленные «активисты». Вы можете наблюдать, как на разные акции ходят одни и те же люди – каждый раз с новыми лозунгами. Это и есть проплаченное «ядро». Но, не разобравшись в ситуации, к ним могут присоединиться действительно неравнодушные люди, поверившие в подобную ложь. Также в толпе можно найти и тех, кто просто недоволен ситуацией в стране и психологически ищет выход своего недовольства в доступной форме. Но, подчеркну, картинку создают именно проплаченные и – уже можно так говорить – профессиональные «активисты».

– Можно ли бороться с такими явлениями?

– Можно и нужно. Однако на уровне одной компании – пусть даже такой сильной, как «АТБ» – это весьма сложная задача. Тут надо централизованно проводить разъяснительную работу. Информационная гигиена, о которой политики твердят нам четвертый год кряду, должна стать нормой для государства. Учить с малых лет украинцев работать с информацией, анализировать сведения, подвергать сомнению услышанное и думать собственной головой – это приоритетная задача.

Марина Фурсова