Время стричь купоны
29.11.2004 08:55
…повышение – это грустный момент для потребителей продукта. Но, в данном случае, рост пошлин на бензол, толуол, ксилол, масла, пропан, бутан, этилен, пропилен и прочие производные крекинга нефти мало колышет наш рынок – практически все они производятся на украинских НПЗ. Оно направлено главным образом на стимулирование внутреннего потребления.

Гораздо «веселее» для нас другое. С 1 декабря РФ вознамерилась еще раз существенно повысить ставку экспортной пошлины на сырую нефть до $101 за тонну. Напомню, до 1 октября существовала ставка $69,9, после (до 1 декабря) $87,9. За два месяца рост на 44%!

Междусобойчик

С некоторых пор Россия, достигнув уровня добычи жидкого углеводорода в 420 млн. тонн (в 2004 году будет 450 млн.), превратилась в крупнейшего мирового игрока на сырьевых биржах. И теперь к здоровью ее ТЭКа чутко прислушиваются на мировых биржах. Демонстративная экзекуция ЮКОСа, кроме цели выбивания причитающихся средств в копилку родного государства, еще и инструмент поддержания в тренинге сырьевых бирж. Потрепав ЮКОС, перейдут к следующему объекту дознания на предмет лояльности к фискальным органам, держа в поле зрения положение дел с ценой товара-товаров в мире. К тому же, по всей видимости, эпоха низких цен на нефть ушла в историю. Легкодоступные кладовые Плутона уже вычерпали почти до дна, теперь для добычи подтвержденных запасов необходимо значительное увеличение инвестирования в разведку и обустройство месторождений.

Мониторинг стоимости за сентябрь-октябрь российской марки Urals на мировых рынках сырья показал цену $40,137 за баррель (280 долл. за тонну). Себестоимость российской нефти, с учетом транспортировки по территории России, $12 - 15 за баррель (в среднем около 100 долл. за тонну). Просто грешно в сложившейся ситуации не стричь купоны. И рачительное правительство замахнулось на сверхприбыль нефтяных компаний. Экспортной пошлиной решено более чем уполовинить прибыль субъектов нефтедобычи. Таким образом наметили, не очень напрягаясь, заработать в госбюджет на экспорте 270 млн. тонн ископаемого топлива 27 млрд. долл. Если сюда накинуть ставку налога на добычу нефти (около $14 за тонну), то при подсчете доходов родственников аж в зобу дыхание спирает. Живут же люди. Впрочем, завидовать, право, грешно.

Чего ожидать в Украине?

Так долго ожидаемое благолепие от устранения 18% экспортного НДС омрачено резким повышением экспортных пошлин. Теперь первоначально рассчитываемая скидка от братьев-славян около $50 с тонны черного золота сожмется, как шагреневая кожа - до $25. И на том спасибо. Хотя и это еще не факт. А ну если оранжевое племя взберется на политический Олимп, мы тогда не только забудем о скидках, а и нынешние цены на топливо покажутся сладким сном.

Опыт работы украинского рынка нефтепродуктов показывает о жестком влиянии на него ситуации на мировых рынках сырья (Украина, к нашей радости, все больше интегрируется в мировое экономическое пространство, а значит, если туда пришла беда, то открывай украинские ворота) и особенно ценовой политике соседа, становящегося все более меркантильным.

Сейчас цены на ГСМ в Украине сопоставимы с российскими. Понятно, что этот курьез недолговечен. Соблюдение положений протокола, подписанного нефтяными компаниями и правительством 27 сентября о граничных ценах на нефтепродукты, невозможно в длительной перспективе, хотя бы по одной простой причине.

Известно, отечественная нефть удовлетворяет около 15% потребностей страны. 20 млн. импортируется из России. На середину октября цена нефти, поставляемой на заводы, в среднем с $302 на мировых биржах.

Нам бы нефть по $180...

Технология переработки нефти на русских заводах аналогична технологии украинских НПЗ. И там и у нас с тонны нефти получают 2,8% Аи-95, 11% Аи-92 и 22,6% дизтоплива. Ясно, что цена ГСМ в Украине рукотворна. Поэтому ситуация на нашем рынке жидкого топлива крайне напряженная. Админресурс правительства, сконцентрированный на недопущении роста цен на бензин и дизтопливо, как и следовало ожидать, привел к естественному результату — в большинстве своем бензозаправки в расчетах перешли на безнал. Дело в том, что отслеживать контролерам уровень цен при такой форме расчетов труднее, нежели наблюдать за ценниками на АЗС. К тому же накаты ценовых контролеров стимулировали хозяев автозаправок резко урезать отпуск горючки, особенно А-95 и ДТ, до «разумных» времен. Продавать популярный «пятый» и дизтопливо по протокольным ценам разорительно. Рентабельность продаж низкооктанового бензина едва дотягивает до 5%. А реализация бензина с октановым числом 95 и вовсе убыточна.

Однако бензин, который ВИНК поставляет своим АЗС, не из воздуха берется, а получается путем переработки по обычной технологии все той же дорогой, в соответствии с мировой ценой, российской нефти. Это значит, что рентабельность предприятия ВИНК такая же невразумительная или вообще выходит за пределы экономической целесообразности. Для сглаживания всплесков цен ВИНК в меру эффективен, но функционирование компании в режиме высоких цен на нефть для государства (для нас с вами) убыточно. Желательно, чтобы любое предприятие, пусть даже государственное, давало прибыль и не походило на собес.

Оптимисты настаивают на 10% подорожании бензина сразу после выборных баталий, а скорее всего в ближайший месяц, т.к. демократическое волеизъявление, судя по всему, переходит в перманентное состояние. Пессимистически ориентированные эксперты стращают 4 - 5 грн. за литр «пятого». Житейский опыт подсказывает, что истина ближе к середине.