Дни «Страшного Суда»
29.11.2004 15:57
…известно, что ничего сверхъестественного, способного разрядить ситуацию, высший орган Фемиды сделать не может. Снять напряженность может только договоренность между политическими элитами.

Однако на восьмой день кризиса, в котором схлестнулись две мощные политико-экономические группировки, пока не видно даже намека на компромисс. Чтобы понять, что именно мешает мировому соглашению, восстановим хронологию событий.

26 ноября. В Мариинском дворце лидеров противоборствующих сторон усадили за стол переговоров целых семь посредников. Помимо Леонида Кучмы и Владимира Литвина мирить двух Викторов приехали аж четверо эмиссаров Европы: президенты Польши и Литвы, генсек ОБСЕ Ян Кубиш и верховный комиссар ЕС по внешним вопросам Хавьер Солана. Россию представлял спикер Госдумы Борис Грызлов.

Главный итог трехчасовой беседы – совместное заявление в несколько пунктов, единственным «не общим» местом из которого является обязательство сторон не прибегать к силе. При этом участники встречи отказались что-либо комментировать. Лишь Солана и Квасьневский сообщили, что Виктор Ющенко пообещал снять блокаду с правительственных зданий.

Однако по сию минуту осада Кабмина и Администрации Президента продолжается. Прибыв с переговоров на Майдан Незалежности, «оранжевый» вождь заявил, что отпустит протестующие массы «только после победы».

Сторонники Виктора Януковича в то же время соблюдали договоренность, не прибегая ни к каким блокированиям. Проведя митинг возле Центрального вокзала в Киеве, они разъехались по домам.

27 ноября. Под крики оранжевой массовки состоялось экстренное заседание Верховной Рады. На нем было принято чисто политическое, как потом заявили все участники, постановление из 11 пунктов, которое лишь продемонстрировало, кто готов к уступкам, а кто стоит на своем.

За то, чтобы признать выборы недействительными, проголосовали 255 депутатов, в том числе и некоторые представители центристской коалиции. В этом отношении они решили пойти навстречу «оранжевым» и снять напряженность. Они также поддержали обращение к Президенту с просьбой отправить в отставку ЦИК и внести новые кандидатуры, а также планы усовершенствования голосования по открепительным талонам и на дому.

Однако те вопросы, которые были бы свидетельством шага навстречу со стороны оппозиции, не были поддержаны практически ни одним представителем «Нашей Украины», БЮТ или СПУ. Это, в частности, пункт о том, что оппозиция отзовет своих сторонников с улиц и сядет за стол переговоров, о том, что к участникам акций протеста не будет применяться сила, если они не нарушают законы, а также просьба к иностранцам воздерживаться от вмешательства в украинский кризис. Евгений Червоненко энергично дирижировал, как по какому вопросу голосовать. Поэтому ни от давления улицы, ни от силовых акций, ни от дружеской помощи извне оппозиционеры решили не отказываться.

28 ноября. В Северодонецке состоялся съезд депутатов советов 18 областей, который признал решения ЦИК легитимными, а Виктора Януковича – законно избранным Президентом. Никаких решений об автономии там не принималось, однако весь процесс консолидации юго-восточных (и ряда центральных) регионов стал этаким «симметричным» ответом на действия оппозиции в западных областях и в столице.

Еще с начала недели целая вереница местных советов Западной Украины приняли решения о признании Президентом Виктора Ющенко (хотя для этого не было абсолютно никаких формальных оснований) и стали силовым путем отстранять от власти губернаторов. Реакцией на этот процесс стал похожий бунт на востоке (Луганск, Донецк, Харьков, Одесса), где местные советы даже стали грозить прекращением перечислений денег в бюджет (аргумент, который западные самоуправления при всем желании привести не могут).

В тот же день за пределами «оранжевого» Киева состоялось заседание Совбеза, которое также обошлось без сенсаций. Участники ограничились констатацией призывов к ненасилию, посетовали на убытки, которые терпит экономика (20 млн. гривен в день, между прочим) и осудили незаконные решения местных властей по обе стороны Днепра.

В чем сила, брат?

Итак, сохраняется опасность, что стороны смогут прийти к компромиссу, только войдя прежде в непосредственный физический контакт друг с другом.

На уступки, в частности, не хочет идти оппозиция. В речах, которыми вожди «оранжевых» подогревают своих сторонников на Майдане, четко следует установка на победу – не перевыборы, не борьба с фальсификацией, а именно избрание Президентом Украины Виктора Ющенко. Ни единой примирительной или компромиссной нотки там пока не прозвучало. Напротив, в воскресенье, 28 ноября, Виктор Андреевич сказал, что оппоненты сами принесут ключи от АП и Кабмина. А Юлия Тимошенко и другие «генералы» чуть ли не ежевечерне устраивают разминку мерзнущему народу, сообщая, что сегодня будут «штурмы», «разгоны» и «прорывы».

Каковы же силы двух сторон? Что есть в их политическом арсенале на данный момент?

Оранжевые

Адепты оппозиции имеют физический перевес в столице и западно-центральных регионах. Это позволяет им давить на оппонента и на власть, а также изображать картинку «всеобщей поддержки Ющенко». Тот факт, что штаб Виктора Януковича так и не решился привлечь своих сторонников к участию в уличных акциях в столице, дает оппозиционерам психологическое преимущество. А хорошо организованная масса, подогретая речами и укрепленная подготовленным ядром, в решающий момент может сыграть незаменимую роль. Тем паче, что информационная «оранжевая» атака вызвала панику в рядах столичной элиты, и многие, включая некоторых сотрудников МВД и СБУ, потянулись приносить верноподданнические поклоны «новому государю».

Еще одним козырем в рукаве «оранжевых» является западная «демократическая общественность». США и ЕС, хотя и не признали Виктора Ющенко Президентом (не могут же они идти на такой шаг, основываясь на данных экзитпола!), однако оказывают психологическую поддержку оппозиции. На сцене Майдана то и дело появляются иностранные парламентарии, которые приветствуют «освобожденный народ».

В то же время, повысив до предела градус эмоций, «оранжевые» способствовали мобилизации и своих оппонентов, которые ранее вели себя довольно апатично.

Бело-голубые

В багаже команды Виктора Януковича – решение Центризбиркома, которое, по принятому по инициативе самой же оппозиции закону, невозможно отменить – разве что если угрожать членам ЦИК расстрелом. Сергей Кивалов после того, как парламент обратился к Президенту с просьбой уволить Центризбирком, в отставку подавать отказался, а потребовал доказать, в чем он конкретно виноват. Это и является предметом рассмотрения Верховного Суда. По словам самого Кивалова, его ведомство лишь подбивало цифры на основании присланных окружных протоколов, все эти протоколы, в том числе в Луганской и Донецкой областях, подписаны в том числе и представителями Виктора Ющенко, и к тому же в обозначенные законом сроки ни один из кандидатов не подал в ЦИК жалобы.

На стороне Виктора Януковича также безоговорочная поддержка региональных и экономических элит Юго-Востока, которые действительно обладают огромным влиянием на экономическую ситуацию в стране. В случае необходимости обеспечить прибытие в столицу достаточного количества сторонников новоизбранного Президента не составит большого труда. Однако от этого бело-голубая сторона пока воздерживается как от крайней меры, небезопасной для гражданского мира.

На стороне Януковича также поддержка со стороны России и ряда других государств, в том числе такого тяжеловеса, как Китай. Россия вполне в состоянии если не полностью нейтрализовать, то, по крайней мере, ослабить западное давление, если возникнет наглядный пример беспорядков в Украине, ставящих под угрозу поставки газа и нефти в Западную Европу.

Победителей не будет

Сильные и слабые стороны двух лагерей вполне понятны, и ни один из них не имеет явного преимущества. При этом все обстоятельства принуждают их искать компромисс – ведь даже в том случае, если состоится повторное голосование, вряд ли стоит ожидать существенных изменений в раскладе сил, и ни одна из команд не согласится с проигрышем. Поэтому вопрос требует более широкого компромисса, при котором удовлетворены были бы интересы обеих сторон.

Однако «оранжевая» сторона предлагает своим оппонентам только почетную капитуляцию и тем самым заставляет их бороться из чувства самосохранения (вплоть до автономизации Юго-Востока). А «бело-голубые» выдвигают идею консенсуса в рамках политреформы, в которую можно было бы добавить, скажем, положения о переходе к федеративному устройству Украины (дабы учесть интересы и Запада, и Востока). Но пока оппозиция отказывается видеть в противоположной стороне равного противника, и наиболее реальным вариантом остается, увы, сила…