Кавказский связной
30.11.2004 09:54
…Саакашвили, который стал символом нового поколения лидеров, и сравнивают ту ситуацию с «оранжевой» революцией в Украине. Проводить параллели между Грузией и Украиной стали сугубо в политической сфере. Обе революции можно считать народными, и вызваны они не только неправильными действиями власти, но и вмешательством извне. Единственное отличие в том, что страны, которые вмешивались, отличаются.

Экономические подоплеки грузинской революции вполне очевидны. Отсутствие сырья и рынков сбыта, наряду с военными действиями, привело к остановке 60 – 70% производственных мощностей и сельского хозяйства республики. В результате массовой безработицы и внутренней нестабильности из Грузии выехало свыше миллиона человек, т.е. 20% населения. В Украине же «оранжевые» события фактически имеют политические, а не экономические причины.

Саакашвили можно назвать 100% американским ставленником, но в то же время он продолжает политику старой власти – пытается загнать непокорные территории, заигрывает с США и под этим прикрытием играет на нервах России. Традиционно грузинская экономика держалась на туризме и явно зависит от геополитических настроений сверхдержав, тогда как Украина диверсифицирована и во многом самодостаточна. Намерения Грузии интегрироваться в НАТО и ЕС более иллюзорны, чем у Украины, которая географически близка к вышеуказанным образованиям.

От СССР Грузии досталась устаревшая инфраструктура фабрик советского периода, морские и горные курорты, которые при всей своей живописности лишены электричества и отопления. Среди импорта главное место занимают нефть и нефтепродукты, табачные изделия, природный газ. Экспортируются металлолом, марганцевая руда, сплавы черных и цветных металлов, минеральные воды, орехи.

Положение Грузии усугубляется тем, что страна не может сделать выбор в пользу той или иной направленности своего внешнеполитического курса, так как находится в непосредственной зависимости от России и США. США являются гарантом пребывания у власти нынешней элиты и поддерживают строительство трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан. С другой стороны, от Москвы Тбилиси зависит в экономическом плане. Грузия, как и Украина, никогда не была особо податливой для российского капитала, но и западному капиталу трудно дойти до «места назначения».

Проблемным местом обеих стран является энергозависимость. Как и Украина, Грузия, практически не имея своих энергоносителей, выступает в качестве транзитной страны. Но даже нефтепровод Баку – Джейхан не имеет для страны существенного экономического значения, так как в год будет приносить не более $10 – 15 млн. (Украина на транзите «поднимает» куда большие деньги!).

В последнее время в Грузии участились проблемы в энергосфере – аварии и подрывы линий электропередач, в которых негласно обвиняются российские спецслужбы. С учетом того, что грузинская энергетика принадлежит россиянам, это выглядит странным. В прошлом году РАО «ЕЭС России» заплатило американской AES Corporation за грузинские энергокомпании AES Mtkari, AES Khrami и AES Telasi $23 млн. Отметим, что ранее совершенная покупка обошлась AES Corporation в $260 млн. и привлечение 60-миллионного кредита ЕБРР. Однако РАО «ЕЭС России» выплатило еще и долги грузинских энергокомпаний. Это приобретение позволяет РАО контролировать 20% генерации и 35% сбыта электроэнергии в Грузии. Перед уходом американские энергетики прямо сказали, что причина этого – неблагоприятный инвестиционный климат.

Наиболее капиталоемкие статьи грузинского импорта из России – поставки электроэнергии и природного газа. Средняя доля газа в общем объеме импорта в 1995 – 2002 гг. составляла 51%, около 20% занимала продукция машиностроения. Российской «Итере» принадлежит 100% акций национальной компании «Грузгаз» и 12 региональных компаний. Кроме этого, в марте 2003 г. «Итера» приобрела 90% акций химкомбината «Азот» в г. Рустави и приступила к его реабилитации и модернизации. Российский же товарный рынок является главным для грузинских вин и минеральной воды, сельскохозяйственных и иных продуктов питания, ферросплавов.

Грузия в последние годы не была особо податливой для России, но не была явно открытой для влияния США. Политика Шеварднадзе (для Кремля) была скорее компромиссом, чем решением. После того как США фактически установили (хорошо это или плохо – вопрос открытый!) на Кавказе свой режим, позиции Грузии несколько изменились. В стране даже деньги появились – бывшие чиновники правительства Шеварднадзе «по-хорошему» вернули государству до $500 млн.

В 2003 финансовом году (01.10.2002 г. – 30.09.2003 г.) США оказали Грузии помощь в размере $110,4 млн. (за тот же период Украина получила $188,5 млн.), которые были, в основном, направлены на обеспечение парламентских выборов и подготовку военных. За это время американские инструкторы подготовили 2 тысячи бойцов спецподразделений (притом, что Вооруженные силы страны насчитывают около 20 тыс. военных – одна полноценная дивизия). Этот обученный спецназ, перешедший на сторону Михаила Саакашвили, является не только оплотом государственности, но и средством давления на непокорных «беглянок» вроде Аджарии. Но уже в прошедшем финансовом году Грузия стала крупнейшим в СНГ получателем помощи от США.

США в свою очередь имеют в кавказском регионе свои интересы, прежде всего в энергетической сфере. Для этого им нужны стабильные госструктуры в Грузии (небезызвестный Джордж Сорос, по некоторым данным, собирался даже платить зарплаты грузинским чиновникам), а также твердые гарантии «непроходимости» ее территории для террористов всех мастей. Учитывая, что все страны, через которые предполагается проложить магистраль Баку – Джейхан, являются небезопасными, вполне логичным выглядит желание американцев оградить себя от повторения «иракского сценария» с его перманентными диверсиями на нефтепроводах и объектах инфраструктуры.

Однозначно, что нынешняя ситуация в Украине более благоприятна, чем в Грузии, но это плюс… последней – она деловита и беспокойна, несмотря на отдаление от центров «бизнеса». А значит страна хочет в этой жизни чего-то большего, чем быть просто ареной столкновения чужих интересов.