Кто тут самый оппозиционный?
15.12.2004 14:05
...стояния» на Майдане можно назвать для политического ландшафта страны поистине революционными. В первую очередь, благодаря тому, что распространение «оранжевой лихорадки» привело к радикальной смене ролей основными политическими «артистами», столь вдохновенно использующими электоральное поле в качестве большой театральной сцены…

Сбой в программе

Буквально три недели назад все было просто и понятно, как оранжевая ленточка на заборе. Была власть («преступный режим»), которую оппонентам было очень удобно клеймить позором. Власть, как ей и положено по законам жанра, обладала и административным ресурсом, и благосклонностью многих телеканалов и газет, и контролем над силовиками. И за все, понятное дело, отвечала.

И была оппозиция. Как будто бы правая, хотя, если внимательно вслушаться в ее лозунги, было бы правильнее называть ее левой. Оппозиция, как и положено, позиционировалась как «демократическая альтернатива» существующему режиму. Как принципиально новая элита, способная в одночасье изобразить компактный рай в отдельно взятой стране, а всех, кто этому мешает, «отправить на нары». У оппозиции как будто бы не было ничего (по крайней мере, если исходить из предвыборных речей ее вождей): ни особых денег (главный оппозиционный лидер даже вынужден был побираться на залог в ЦИК по друзьям), ни админресурса, ни собственных СМИ. И все ее, по законам жанра, угнетали и обижали.

Расстановка сил, в принципе, не отличающаяся новизной. Как и вся предвыборная кампания, происходящая по заранее «откатанной» в уже ставших жертвами «народной демократии» странах. Да и развитие ситуации после выборов тоже было вполне прогнозируемым. Оппозиция не делала никакой тайны из того, что, ежели чего, будет вырывать зубами и не даст власти «отобрать победу у народа».

Однако дальше все пошло неправильно. «Грузинский сценарий», как и прогнозировали многие политики, в Украине не прошел. И потому, что у самих «революционных» вождей запалу не хватило, и потому, что «народный кандидат» на самом деле никак не мог похвастаться 95-процентным рейтингом своего грузинского «коллеги».

«Революция» из стремительной, нахрапистой акции, коей она казалась вначале, переросла в долгоиграющий процесс ведения политических переговоров и заключения политических сделок, что и привело в свою очередь к рокировке и политических сил, и политических имиджей…

Оппозиция без позиции?

За полторы недели до повторного голосования, мы имеем оппозицию, которая, собственного говоря… оппозицией уже и не является, поскольку благополучно растеряла свои отличительные черты «бедной, но честной» политической силы.

Во-первых, Виктор Ющенко, прежде олицетворявший собой лицо радикальной оппозиции, не идущей ни на какие соглашения с властью, сразу несколько раз подряд пожал руку действующему Президенту Украины и заключил с ним ряд соглашений.

Во-вторых, Виктор Андреевич обзавелся административным ресурсом. В первые же дни «народного восстания», еще до того, как ЦИК столь неосторожно объявила победителем второго тура другого Виктора, на верность В. Ющенко присягнули отдельные органы местного самоуправления, некоторые из которых поклялись исполнять «приказы и распоряжения» только «народного президента». Среди прочих «поцеловали руку» некоронованному «царю» обл- и горсоветы, а также множество более мелких гор- и райсоветов в Волынской, Львовской, Ивано-Франковской, Киевской, Тернопольской, Хмельницкой, Винницкой, Черновицкой, Житомирской областей.

Кроме того, Виктор Андреевич как-то внезапно овладел сердцами столичного чиновничества. В дни «оранжевой революции» клясться в верности новому кумиру приходили десятки мелких и средних служителей «преступного режима», офицеры и генералы МВД и СБУ, прокурорские работники. А глава пресс-службы МИД Маркиян Лубкивский принес даже поклон от 400 дипломатов.

Административная машина дружно присягнула тому, кто ушел из нее всего три с половиной года назад. Замглавы АП Василий Базив даже сказал в интервью газете «Financial Times»: «Я думаю, что у Украины уже есть президент. Это - Виктор Ющенко. Я думаю, что 50% государственных служащих уже говорят об этом в слух, а 80 - 90% так считают».

Таким образом, в «третьем туре» голосования Виктору Ющенко уже не придется сетовать на тотальное использование против него административного ресурса коварными врагами. А возможно, даже придется доказывать, что он не использует его сам. Пользуясь случаем, так сказать.

В-третьих, не получится у Виктора Андреевича и пенять на «информационную блокаду» и отсутствие в Украине «честных» средств массовой информации. Телеканалы, объявившие, что они «вместе с народом», теперь составляют львиную долю в отечественном телеэфире. Овеянные духом «свободы» телевизионщики с большой охотой демонстрируют общественности деятельность оппозиции. Проблемы с медиа-ресурсом имеет как раз Виктор Янукович, которого, например, «очистившийся от скверны» канал «1+1» называет «провластным кандидатом», хотя в таком случае Виктора Ющенко можно называть, в порядке равноправия, «проамериканским». Кроме того, миссию «революционных агитлистков» добровольно или не очень перебрали на себя многие газеты, а также интернет-издания. Так что с информационным обеспечением финального (будем надеяться) этапа затянувшейся предвыборной кампании у В. Ющенко все в ажуре.

Кроме того, Виктор Андреевич смог добиться формирования крайне удобного для себя состава Центральной избирательной комиссии, не допустив туда ни одного представителя Виктора Януковича. Сделав так, сторонники Виктора Ющенко дали своему оппоненту возможность обвинять их в фальсификации выборов в свою пользу.

Делай, как я…

С другой же стороны мы имеем несколько иную картину. Бывший некогда единым кандидатом от власти Виктор Янукович остался практически без всего. А точнее, оказался точно в таком же положении, в котором был перед «первым вторым туром» его оппонент.

Во-первых, у Виктора Федоровича есть несколько восточных регионов, в котором его считают своим.

Во-вторых, его поддерживает только один телеканал - ТРК «Украина», который точно так же пытаются «глушить» оппоненты. А вот чего у него нет – так это возможности пользоваться для предвыборной кампании статусом премьер-министра, поскольку В. Янукович ушел в отпуск.

Кроме того, в отличие от Виктора Ющенко, фактически сблизившегося после 21 ноября с Президентом, Виктор Федорович от действующего главы государства отдалился, перебрав также на себя некоторые ключевые тезисы оппонента. В частности, на тему того, кто на самом деле является новой властью, а кто – хорошо забытой старой.

Мы его теряем!

По всей видимости, резонно обеспокоившись безвременной потерей своего столь нежно взлелеянного имиджа, «Наша Украина» пытается наверстать упущенное, истошно доказывая общественности, что «с властью никто не договаривался». Так, «наш украинец» Роман Зварыч категорически отверг информацию о том, что принятие в среду пакета законов относительно политреформы и относительно особенностей применения Закона о выборах Президента является результатом каких-то договоренностей с Леонидом Кучмой о предоставлении ему определенных гарантий. «Никаких договоренностей с Кучмой не было. Никто не рассматривал возможность проведения таких переговоров», – бил себя кулаком в грудь депутат. Более того, он пообещал, что команда Виктора Ющенко после победы начнет в Верховной Раде процедуру привлечения Л. Кучмы к ответственности.

Сам Виктор Ющенко, спохватившись, заявил, что в случае избрания его на пост Президента даст добро на уголовные преследования за некоторые политические и экономические преступления. В то же время «милостивый государь» пообещал избавить от уголовного преследования тех чиновников, которые помогали в фальсификации выборов, но потом раскаялись и отказались в этом участвовать.

Виктор Янукович, в свою очередь, принял на вооружение другую тактику. Он не упускает случая (в лучших традициях команды В. Ющенко) в довольно резких словах и выражениях раскритиковать как нынешнюю, так и прошлую (которую олицетворяет собой Виктор Андреевич) власть.

Оппоненты поменялись местами. А это означает, что, во-первых, Виктору Януковичу, как бы там ни было, будет сложнее осуществлять свою предвыборную кампанию, поскольку на оппонента стало работать куда больше факторов. В то же время у него есть преимущество в виде нового неожиданного имиджа, могущего избирателю если не понравиться, так уж точно его удивить.

У Виктора Ющенко же появились дополнительные ресурсы для эффективного ведения предвыборной кампании. Однако среди его свежеприобретенных минусов – некая смазанность устоявшегося годами сильно оппозиционного имиджа. А также то, что теперь, в случае победы оппонента, у Виктора Андреевича не будет ни единого повода стенать о «массовых фальсификациях», неравных возможностях и всеобщем заговоре…