Когда все дороги ведут в Киев
15.12.2004 18:25
Неужели «бандиты при власти»? Тогда почему жители столицы спокойно наблюдали за подобными акциями 4-летней давности во время «кассетного скандала»? Тогда митинги собирали максимум 15 – 20 тысяч (и это с коммунистами!).

Может, «фальсификации»? Отчасти. Но почему же киевляне не выходили на такие массовые акции, скажем, в 1999 или 2002 годах? Сомнительно, что тогда всё было намного лучше.

А может, это, как утверждает кое-кто «с другого берега», просто банальное желание потусоваться от скуки, такой себе «карнавальный голод» столичного буржуа эпохи постмодерна? Тоже маловероятно. Нынешняя, в целом сносная, игра киевского «Динамо», более-менее регулярные гастроли не самых «утильных» звёзд… В общем, при большом желании есть где «выпустить пар». Очевидно, корень не в этом.

Почему в Киеве «закипело»?

Из всех мировых «мегаполисов» Киев один из самых молодых, а значит самых быстрорастущих (вернее «быстронаполняемых»). Со всей Украины сюда массово съезжаются люди в поисках лучшей жизни. Такой массовый наплыв (а многие специалисты по демографии характеризуют его как беспрецедентный) в первую очередь связан со спецификой молодого украинского государства. Боязнь сепаратизации и развала страны в первые годы независимости привела к СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИИ государства.

И всё бы ничего, если бы страна была экономически сбалансированной. Но тот факт, что пять восточных областей дают почти 2/3 ВВП страны, а остальные двадцать – лишь треть, является несомненным минусом для Украины.

Для полного счастья не хватало только создания на востоке страны мощной экономической структуры, способной объединить «шахтёров» Донецка и Луганска с «металлургами» Днепропетровска и Запорожья. Говорят, первым эту идею в жизнь начал претворять Павел Лазаренко, за что и не в последнюю очередь поплатился. Но то, что не удалось «днепропетровским», к концу 90-х годов с успехом совершили «донецкие».

А если деньги «варятся» в одном месте, а фактически ВСЕ решения принимаются в другом, то есть два варианта: или гора (столица) идёт к Магомету, или Магомет («донецкие») идут к горе. Поскольку второй вариант более естественен, то становилось очевидным, что «шахтёры» в конечном итоге навяжут центральной власти своего человека в качестве премьера (тире «наследника»), и это будет как «залп Авроры» для штурма столицы.

На бытовом уровне и в «кухонных» разговорах тема «нашествия донецких» среди тех, кто причисляет себя к киевским «аборигенам», стала весьма популярной. Однако специфика буржуазной этики не позволяет вот так вот прямо, по рабоче-крестьянски, сказать во всеуслышание всё, что накипело. Эх, вот бы кто «заварил кашу», а мы уже «паровозиком» подтянемся и более удобным для нас языком намёков дадим понять этим «варварам», кто в Риме хозяин.

Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог?

Сказать, что Киев – это западный (латинский) город, я бы не решился. Впрочем, нельзя в полном смысле этого слова назвать его и русским (византийским) городом. Рискну назвать его своеобразным «полюсом» всей исторической христианской ойкумены.

Отсюда и ментальность киевлян. Здесь нет чётких правил игры. Здесь царство ситуативности и раздвоенности. Той самой, набившей всем оскомину, МНОГОВЕКТОРНОСТИ.

Нынешний союз киевлян с Западом тоже ситуативен. Это начало чувствоваться уже к исходу первой недели после злополучного второго тура президентских выборов, когда у многих «коренных» появилось плохо скрываемое раздражение в связи с массовым нашествием в столицу представителей галицких сёл и райцентров.

Так что слишком уж «горячим» патриотам русской идеи не стоит впадать в апокалипсическое настроение. Если «у них» всё получится, то это приведёт к наплыву украинских «пьемонтцев» в столицу (а в игре «свой тянет своего» они среди всех украинцев – безусловные фавориты), и вполне вероятно, что уже очень скоро мы увидим на Майдане сотни тысяч ТЕХ ЖЕ киевлян, но уже не с оранжевыми ленточками, а с православными хоругвями.

Операция – «федерация»?

Свою кандидатскую диссертацию мне довелось защищать во Львове. Первое, что поразило, когда я в прошлом году после 13-летнего перерыва приехал в этот город, это то, что из некогда культурной столицы западного края город превратился в типичную провинцию.

Патриотов города резко уменьшилось, а вот тех, кто «навострил лыжи» на Киев, мне довелось встречать практически на каждом шагу. Понять их можно: там ЖИЗНЬ, а в провинции, как известно, и дождь – событие.

Не хочется в очередной раз сыпать соль на раны ярым украинским «соборникам», но надо всё же признать: Украина разная. И это хорошо. Как разные Германия, Италия или США. За Януковича голосовали, в первую очередь, не «фальшивые бюллетени», «бандиты», «запуганные», «менш свідомі» и т.п., а те регионы, которые НИКОГДА по-настоящему не входили в состав Речи Посполитой, а посему были лишены всего того, чем так хвастается западная часть (братства, элементы Ренессанса, реформации и контрреформации, Магдебургское право и т.п.).

Но от этого они не являются «непродвинутыми». Они хотят жить так, как они привыкли, и имеют на это право. «Цивилизаторские» миссии не в меру «культурных» иезуитов 16 – 17 веков или «арийцев» прошлого века закончились плачевно. И если украинцы не научатся уважать выбор друг друга, то каждые последующие выборы в стране будут превращаться в clash of civilizations.
Виталий Билан<br>кандидат исторических наук