Раз-два-три-четыре-пять, начинаем выбирать!
16.04.2004 08:50
выбором дело не станет. Правда, остается и обратная сторона медали – порой уже выбрав товар и сполна за свой выбор расплатившись, приходит его счастливый обладатель домой и вдруг задает себе простой вопрос: «А зачем мне это нужно?» И вслед за ним проскальзывает мысль: «А может, стоило выбрать что-то (кого-то) другое (другого)? С более перламутровыми пуговицами (более человеческим лицом)?» И невдомек «маленькому» украинцу, что это «другое» в большинстве своем – то же самое, а отличия (в лучшем случае) состоят в рекламе, упаковке и, порой, в длительности гарантийного срока. Но зато какая эйфория от самого процесса выбора и (поначалу) от самой покупки!

Весьма сходные чувства охватывают большую часть налогоплательщиков и при подготовке к самому дорогостоящему приобретению – нового Президента Украины. Разница с выбором в супермаркете состоит разве что в том, что товар зачастую сам себя, любимого, рекламирует. Или же самые догадливые из потенциальных кандидатов вдруг сообразят-таки, что лучше объединиться вокруг одного – самого что ни на есть аппетитного для электорального покупателя. Тогда авось и им что-нибудь достанется, при условии, конечно, что избранный в качестве «брэнда» коллега не забудет благодеяния и по справедливости воздаст своим коллегам в случае победы на выборах. С другой стороны, всегда остается соблазн продаться в одиночку – и для самолюбия приятно, и (что еще более важно) ближайшее окружение лидера всегда спокойнее воспринимает его сольное выступление, нежели выход в коалиционной массовке. Оно и понятно – делиться плодами победы мало кому хочется.

Вот, в принципе, и все «секреты» самопродажи. Теперь посмотрим, как они применяются на украинской политической кухне.

Рано пташечка запела…

Радость, охватившая оппозиционную «двойку» после неудачного для большинства голосования по политреформе 8 апреля, была вполне понятной. Процесс внесения изменений в Конституцию, которому украинских правым уже нечего было противопоставить, за исключением вялых и немногочисленных уличных массовок (где вы, КПУ и СПУ со своими социально-активными бабушками?) и периодических взываний к Западу, вдруг дал осечку аж в шесть голосов! Впору, конечно, кричать о «решающей» победе!

Впрочем, «подарок», сделанный «непримиримым» отельными представителями мощных центристских фракций (Регионов и ППУ-ТУ), не проголосовавших за реформу, был столь приятен, что вместо размышлений над истинными причинами и (что важнее) следствиями его преподнесения, правая оппозиция около недели находилась в состоянии, близком к эйфории. «Независимые» масс-медиа запестрели новостными сообщениями и «аналитическими» материалами, в которых однозначно доказывалось: недобор шести голосов 8 апреля – яркое свидетельство близкого краха парламентского большинства. Все благоразумные «олигархи» срочно отрекаются от всех связей с «режимом», перековываются в защитников демократии и, отталкивая один другого локтями, устремляются пополнять предвыборную кубышку «Нашей Украины».

Все остальные крупные, но менее благоразумные и дальновидные представители большинства все так же наперебой бросаются выдвигать собственных кандидатов в Президенты. Менее же мощным партиям, обделенным достаточно харизматичными лидерами, остается одна дорога – создать некую «третью» силу во главе с каким-нибудь известным, но «беспартийным» политиком. Кстати, в этой роли кое-кто не прочь увидеть спикера Владимира Литвина, до сих пор сохранившего завидный имидж лучшего «друга» оппозиции в провластном лагере. Более того, Владимиру Михайловичу буквально на днях удалось этот имидж еще больше укрепить.

Гут, Вольдемар, гут!

В своем выступлении 14 апреля перед представителями региональной прессы, Владимир Литвин сделал много достаточно громких заявлений. Тут и подтверждение того, что депутаты таки да – действительно недоголосовали за проект внесения изменений в Конституцию, «бачили очі, що купували», и про невозможность переголосовать судьбоносный для большинства проект ранее чем через год, как бы спикера ни «гнули». Но гораздо больше правую оппозицию (ну не для одних же представителей региональных масс-медиа сотрясал воздух Владимир Михайлович) должно было заинтересовать совсем другое заявление главы Верховной Рады, а именно, о невозможности выдвижения единого кандидата в Президенты ни со стороны оппозиции, ни от большинства.

Более того, В. Литвин обнародовал более чем солидный список будущих кандидатов в Президенты, в котором нашлось место каждому из лидеров оппозиции – как правой, так и левой, а заодно – и четырем представителям большинства: Виктору Януковичу, Анатолию Кинаху, Сергею Тигипко и Евгению Марчуку. И если в отношении кандидатов от оппозиции прогнозы Владимира Михайловича можно, по крайней мере на сегодняшний день, считать абсолютно точными, то по кандидату от большинства спикер, похоже, довольно-таки сильно ошибся. Вечером того же дня, по окончании заседания координационного совета, большевики таки определились с единым кандидатом, которым вполне предсказуемо и стал премьер-министр Виктор Янукович.

Пожалуй, на сегодняшний день более потенциально проходной кандидатуры большинство просто не могло выдвинуть без риска проиграть президентские выборы задолго до их начала. А то, что само время принятия этого решения дивным образом совпало с диаметрально противоположными высказываниями столь любимого оппозицией спикера, поневоле наталкивает на размышления о том, насколько оно было случайно. Только представьте себе: неудачное голосование 8 апреля, достаточно неуклюжие и противоречивые комментарии случившегося со стороны некоторых представителей большинства, включая самого главного координатора. Затем – почти неделя относительного молчания большевиков и бурной радости оппозиции. И, наконец, очередное революционное выступление «несгибаемого» спикера: реформа разбита, армия «большинства» разбегается, единого кандидата нет и быть не может… О том, кому на самом деле под прикрытием этой информационной «дымзавесы» на сей раз подкинул патронов Владимир Михайлович, – еще большой вопрос.

Выбери меня!

Итак, что же означает выбор большинства? Во-первых, лидеры группировок крупной промышленной и финансовой буржуазии не только не оставили надежду побороться за удержание и укрепление своей де-факто верховной власти в стране, но сумели договориться, в чем-то, возможно, поступившись своими амбициями. Во-вторых, выдвижение единого кандидата до, а не после внесения изменений в Конституцию, свидетельствует о решимости большинства общими усилиями бороться за полновесную президентскую булаву. Вряд ли этот прогресс можно объяснить тем, что национальная украинская буржуазия «вдруг» резко поумнела – скорее поумнеть ее вынудили обстоятельства.

Не взаимная симпатия, а реальная угроза лишиться основных источников своих доходов в результате давления мощного западного капитала и его передового политического отряда – прозападной оппозиции, – вот что толкнуло пестрых «большевиков» в объятия друг друга. Грядущие президентские (и парламентские 2006 года) выборы в Украине станут ареной решающих битв за власть не между левыми (коммунистами и социалистами) и новоявленными капиталистами. Борьбу будут вести представители двух групп новой буржуазии – национальной промышленной, отстаивающей свои заводы, фабрики, шахты комбинаты, банки, и прозападной (и отчасти – компрадорской), желающей не только сохранить заграничную подпитку в качестве «борцов за демократические идеалы», но и получить вполне осязаемый урожай на ниве передела собственности.

В случае победы первой – ей придется поумнеть настолько, чтобы усвоить, что сохранить и преумножить свои богатства в капиталистическом обществе она может только при условии непрерывных (и щедрых!) инвестиций в укрепление государства и совершенствование его международного имиджа. Если же победит вторая – ее представителям придется задуматься, чем расплачиваться за победу с друзьями и союзниками, а заодно – какое будущее ожидает Украину, экономика которой неизбежно подвергнется реструктуризации, с неизбежными же изменениями на рынке труда.

…А выбирать себе лидеров, и вместе с ними – свое будущее, так или иначе придется «маленькому» украинцу. Главное, чтобы выбор оказался удачным, и о деньгах, потраченных на покупку, не пришлось бы жалеть…