«США навязывают нам<br> подконтрольного себе политика»
20.12.2004 09:05
…которые доказывают этот факт. 15 декабря на сессии Верховной Рады он обнародовал некоторые детали финансового вмешательства США в предвыборную кампанию в Украине. Теперь Валерий Дмитриевич любезно поделился подробностями с читателями From-UA.

From-UA: – Почему Вы не обнародовали свой доклад о финансовом влиянии иностранных государств на выборы в Украине раньше?

В. Мишура: – Временная следственная комиссия по изучению фактов вмешательства в избирательную кампанию путем финансирования негосударственных организаций, которые получают иностранные гранты, была создана 11 декабря 2003 года. За это время она ни разу не собиралась в кворумном составе, и мы не могли принять решение.

В самом начале, когда комиссия создавалась, фракции социалистов и «Нашей Украины» не голосовали. Естественно, у журналистов это зародило определенные подозрения. Представители БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ, которые вошли в комиссию, с самого начала торпедировали ее работу.

Блокирование работы комиссии привело к тому, что мы не могли подготовить доклад, который удовлетворял бы всех. 25 мая 2004 года я подготовил 15-минутное выступление о деятельности комиссии. Поскольку не удавалось собрать кворум, мы не могли узаконить доклад, и я выступал лично от себя. Материалов было собрано достаточно много.

Мои основные выводы заключались в том, что западные страны, в лице негосударственных организаций, продвигают на наше идеологическое и политическое поле свои политические и социально-экономические ценности. А люди, которые здесь работают, представляют из себя лоббистов западных интересов. По существу это вмешательство в наши внутренние дела.

В среду, 15 декабря, мне удалось договориться с несколькими фракциями и выступить второй раз. Толчком поступило выступление американского конгрессмена Рона Пола. Хотя и до этого сигналов из-за рубежа было много. Например, в сентябре этого года в Вашингтоне состоялась конференция, на которой заместитель госсекретаря США Пола Добрянски сообщила, что они направили $13 млн. на обеспечение честных и прозрачных выборов в Украине.

From-UA: – Каким образом средства США поступали в Украину? Какие организации в этом участвовали?

В. Мишура: – У нас существует около тысячи негосударственных организаций. Многие из них – это филиалы или представительства организаций западноевропейских стран и Соединенных Штатов: Национальный демократический институт, Международный институт Freedom House, Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Чарльза Мотта и т.д. Они финансируются из-за рубежа.

Наибольшее количество грантов украинским организациям дал Международный Фонд «Відродження», Национальный фонд поддержки демократии и Мировой Банк. Они и в числе тех 5, которые дали наибольшие гранты. Лидируют здесь США.

В Украину средства поступали по-разному. Комитет избирателей Украины, например, получает деньги через частных лиц.

From-UA: – Какие проекты получили приоритетную поддержку США и почему?

В. Мишура: – Я в своем выступлении в среду, 15 декабря, называл четыре направления, по которым они работают.

Первое – это просвещение избирателей, работа с оппозиционными кандидатами и организациями, разработка стратегии избирательной кампании, подготовка наблюдателей, членов избирательных комиссий, мониторинг общественно-политической ситуации, изучение внутренней ситуации, взаимоотношений между партиями и т.д.

Второе – работа с руководителями органов местного самоуправления, чтобы, дескать, развивать инициативу снизу. На самом деле это приводит к уменьшению управляемости из центра. Третье – создание и поддержка так называемых независимых средств массовой информации. Четвертое – поддержка негосударственных организаций и развитие их сети. Это четыре главных приоритетных направления.

From-UA: – Почему, на Ваш взгляд, США поддерживали избирательную кампанию лишь одного кандидата? Как это могло повлиять на выборы?

В. Мишура: – США почему-то взяли на себя роль державы, которая диктует свои условия по всему миру. Они заинтересованы в установлении подконтрольных им режимов. Это иногда переходит всякие границы и превращается в навязывание режимов и политиков, которые будут подконтрольны Соединенным Штатам.

Об этом свидетельствуют высказывания посла США в Украине Джона Хербста. Он говорит, что «нашими искренними друзьями могут быть только те, кто разделяет наши интересы и наши ценности». Это то, чего дипломат не должен делать.

Что касается Виктора Ющенко, то он может быть контролируем наиболее полно, он будет реализовывать те задачи, которые перед ним ставят. Поведение его и фракции «Наша Украина» свидетельствует о том, что он четко ориентирован на Запад.

Его приход к власти будет означать ускорение вступления в НАТО. Будут быстрее реализовываться различного рода экономические проекты в нашей стране. Например, американцы и западные структуры очень много вложили в нас, чтобы распаевать, или, лучше сказать, разогнать наш аграрный сектор. Они участвуют в приватизации некоторых наших предприятий.

В. Ющенко, будучи премьером, реализовывал эти вещи. Например, он подписывал меморандум с Международным валютным фондом, где было четко сказано, к какому времени какие предприятия приватизировать, что продать. Он уже показал, что будет осуществлять, прежде всего, американские интересы.

Как повлияло это на предвыборную кампанию - мне сложно сказать, комиссия не фиксировала эти моменты. Единственный вывод, который могу сделать: существует хорошо оплачиваемая система создания в Украине плацдарма американских интересов. Прежде всего, через негосударственные организации.

From-UA: – Есть ли доказательства, что средства из-за рубежа шли на поддержку «оранжевой революции»?

В. Мишура: – Я не называю происходившее революцией, поскольку революция – это изменение общественно-политического строя. Я могу говорить только об «оранжевом путче». То, что мне удалось увидеть – экипировку, палатки, питание, которое было организовано десятниками, сотниками, комендантами, надо было предварительно готовить.

Так что лагерь В. Ющенко заранее планировал эти вещи. Это делалось не за один день, тем более что Виктор Андреевич начал свою избирательную кампанию еще в 2000 году.

From-UA: – Насколько все это законно, и какие есть правовые механизмы для предотвращения таких правонарушений?

В. Мишура: – Сегодня негосударственные организации действуют в рамках украинского правового поля. Но в законах существует такая масса щелей, что через них сегодня в Украине можно делать что угодно. Я плохо себе представляю, чтобы в США действовала неправительственная организация, получающая деньги из Украины, и вела работу против тамошнего правительства.

Я обращался к Кабинету министров с тем, что нужно регламентировать деятельность организаций, которые получают иностранные деньги, и следить за тем, как они реализуются. Пока взаимопонимания я не получил.

Когда моя комиссия была создана, первый телефонный звонок я получил из американского посольства. Там интересовались, как будет работать комиссия, чем она будет заниматься. Когда я делал запросы в целый ряд организаций с просьбой предоставить материалы, это вызвало неудовольствие у представителей различных американских структур, которые работают у нас. Были даже запреты. Это неофициальная информация из моих источников.

From-UA: – Была ли ваша информация доступна компетентным правоохранительным органам Украины? И принимали ли они какие-то меры для пресечения такой деятельности?

В. Мишура: – Безусловно, она была доступна. Я использовал очень много открытых источников, я привожу, откуда взята та или иная информация. Кому-то нужно было лишь обобщить эти моменты и обратить на это внимание и Президента, и тех, кто ответственен за то, чтобы Украина была самостоятельным государством и политика формировалась здесь, у нас. Увы, какие-либо меры не были приняты.

From-UA: – Почему вообще стала возможна подобная практика финансового влияния на политические процессы из-за рубежа, и как от этого можно застраховаться?

В. Мишура: – Это связано с тем, что у нас нет бюджетных средств для развития своих структур гражданского общества. В принципе, деятельность негосударственных организаций – вещь положительная, если она служит развитию гражданского общества и сознания людей. Но когда создаются «независимые» СМИ, которые соответствуют интересам не общества в целом, а каких-то олигархических кланов, украинских или зарубежных, я этого не воспринимаю.

Сегодня негосударственные организации являются одним из каналов опосредованного финансирования тех или иных оппозиционных сил. Я приводил пример, когда Фонд Конрада Аденауэра проводил в начале этого года семинар для руководителей штабов Виктора Ющенко. Такие вещи можно и нужно пресекать. Если вы хотите честные и прозрачные выборы, нужно приглашать представителей штабов всех кандидатов.

Возможным это стало и потому, что Украина, в свете новых геополитических реалий, занимает особое место. Интерес к ней проявляется с разных сторон, в том числе с Запада и Востока.

Негосударственные организации всасывают наши высококвалифицированные кадры, подкармливают их. Таким образом, они переманивают на свою сторону специалистов, которые становятся представителями американских идей в нашем обществе.

Избежать этого можно так же, как борются с коррупцией в рядах милиции: хорошей заработной платой и четким отбором кадров. Репрессивными методами преодолеть это явление очень сложно, потому что всегда будут находиться лазейки, чтобы это продолжалось.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!