Эра разочарования
04.05.2004 10:36
Оружия массового поражения (равно, как и украинских «Кольчуг») в Ираке так и не обнаружено, данные в этом плане американской и британской разведки, как полагают независимые эксперты обеих стран, оказались, мягко говоря, преувеличением. А над политическим будущим группы антитеррористов-интернационалистов Дж. Буша Второго и Тони Блэра возник большой знак вопроса.

Багдадские миражи

К этому следует добавить также неудачу американских компаний в попытках прибрать к рукам иракскую нефть и за счет ее экспорта как-то поправить свои экономические дела – иракские партизаны регулярно устраивают диверсии, взрывая нефтепроводы. Более того, похоже на то, что со временем обстановка в Ираке все более обостряется и ожесточается. Число нападений с применением оружия на представителей союзных вооруженных формирований и просто на иностранцев только возрастает. К этому добавились очаги организованного военного сопротивления, больше похожие на вооруженное народное восстание, пусть и с религиозной окраской, плюс массовые похищения иностранных граждан вообще.

Прибавьте к этому ожесточение, сменившее первоначальную надежду тех же иракцев на нормализацию жизни в стране. Но, похоже, в планы американской администрации забота о самих иракцах как-то не входила. Как-то не подумали в администрации Дж. Буша об этом, больше заботясь об интересах Hаlliburton и иже с ней нефтяных акул американского бизнеса. А ожесточенность иракских повстанцев, называемых почему-то экстремистами, выливается в ответную месть иностранцам. Круг замкнулся. Это не говоря уже о непростой обстановке в Афганистане, где производство наркотиков только растет, а руководители талибов как-то спокойно разгуливают на свободе, даром что их ловят всем тамошним миром во главе с Америкой и при участии НАТО.

Янки – гоу хоум!?

Но вернемся к Ираку. Здесь обращает на себя внимание масштабность антиамериканских акций. Прежде всего, это выступление шиитов во главе с Муктадой Садром – этот харизматический духовный лидер даже объявил, что не боится отдать жизнь в борьбе с США, и призвал народ к вооруженной борьбе с оккупантами. Миролюбивые янки отреагировали оперативно, объявив его вне закона, после чего за шиитским лидером была начата охота.


С 5 апреля в ответ на убийство иракцами четырех американских гражданских специалистов началась масштабная спецоперация американских войск «Бдительная решимость» и уличные бои в блокированном бронетехникой городе Эль-Фаллуджа. Попытка штурма была отбита защитниками – в ответ янки применили запрещенные кассетные бомбы, которые их авиация сбрасывает на центр города. До сих пор особого успеха спецоперация не принесла. С другой стороны, вооруженное выступление шиитов, поддержанное суннитами в других местах, не на шутку встревожило американцев. В итоге все возрастающие потери среди гражданского населения страны – боевые действия идут главным образом в урбанизированных районах – приводят к тому, что даже те из иракцев, кто ранее поддерживал союзников, сегодня переходят на сторону восставших.


Нельзя не обратить внимание и на запланированную на 30 июня с.г. передачу союзниками власти в Ираке иракским же представителям. На фоне обострившейся борьбы суннитских и шиитских лидеров за первенство в стране, это грозит вылиться в гражданскую войну, куда как более кровопролитную, чем даже события начала апреля – слишком много накопилось в Ираке противоречий. Так, например, почти 60% населения страны составляют шииты, подавляющее большинство которых настроено против американцев и их союзников. Из противостоящих им суннитов (это около 30% населения, причем при Саддаме именно они занимали господствующее положение в стране) на стороне союзников готовы выступать не более одного процента.


Еще есть курды, непримиримые с любой властью в Багдаде, о них разговор особый – но и среди этого, не любимого и шиитами, и суннитами нацменьшинства, к тому же активно выступающего за создание независимого Курдистана (а друзья-американцы им в этом отказали) – и они далеко не все в восторге от происходящего. В целом, остается отметить, что по данным российских экспертов, до 90 – 98% населения Ирака выступают против пребывания в стране американцев и их союзников.


Получается, что с приходом войск союзной коалиции шиитское большинство населения Ирака получило исторический шанс захватить власть в стране. Для этого им нужно только одно – изгнать американцев. Именно этим объясняется неожиданная на первый взгляд, но вполне закономерная активность шиитского имама, умело использующего антиамериканские настроения населения. В случае выступления против союзников более широких масс населения, можно ожидать, что 130-тысячному воинскому контингенту США и их союзников будут противостоять многократно превосходящие их силы повстанцев, численность которых, по разным оценкам, может колебаться от 500 тысяч до 3-х и даже 4-х миллионов вооруженных бойцов!


Нельзя сбрасывать со счетов и вполне вероятную поддержку или даже военную помощь иракским суннитам со стороны других арабских стран, а шиитам – со стороны соседнего шиитского Ирана. К возможным последствиям такого варианта развития событий следует отнести вполне прогнозируемое ухудшение обстановки не только внутри самого Ирака, но и на Ближнем Востоке в целом. Причем помимо политических и экономических потерь для самих США, которые окажутся в положении затяжного кризиса, это несет прямую угрозу существованию светских мусульманских режимов в целом ряде арабских государств.

Право силы

В итоге выходит, что на американских штыках к власти в Ираке могут быть приведены исламские ортодоксы и в регионе может возникнуть «второй Иран» (мало Вашингтону головной боли с одним). Следовательно, о передаче власти марионеточному правительству в Багдаде 30 июня 2004 года пока говорить рановато, коль скоро американские власти поговаривают об увеличении своего воинского контингента. Ситуация до боли знакома – так было при уходе янки из Вьетнама, из Сомали, при уходе советских войск из Афганистана, наконец. Вспомним, что талибы в Афганистане воцарились именно тогда, причем при поддержке США и их союзников.


Но, судя по всему, Белый дом вовсе не намерен уступать и не собирается терять свои позиции в Ираке. Об этом Буш-младший заявил на совместной с Тони Блэром пресс-конференции 17 апреля. Действительно, отступать им обоим некуда. Ведь, по большому счету, вопрос упирается не столько в громко декларируемые Америкой демократические ценности и права человека или борьбу с распространением оружия массового уничтожения, сколько в нефть, вожделенное черное золото, питающее экономику США. Цены на нее растут, и никому не дано знать, когда и на какой отметке они остановятся.

Вот и старается Белый дом удержаться при своих интересах, стремясь заодно переложить бремя ответственности, как это уже было в Афганистане, на союзников по НАТО или даже на ООН. Благо, новоявленные НАТОвцы в лице бывших стран-участниц Варшавского договора и прибалтийских республик из кожи вон лезут, чтобы засвидетельствовать свое расположение, и посылают в Ирак свои, правда, немногочисленные войска. К слову, Украина тоже оказалась вовлеченной в эту разборку, и дело даже не в том, что наши миротворцы в Эль-Куте были вынуждены применить оружие против иракцев, прикрывая эвакуацию местной проамериканской администрации.

Перспектива развития событий угрожает поставить украинских миротворцев, в чьи задачи вовсе не входит ведение боевых действий, в ситуацию, когда именно через их зону ответственности – доселе относительно спокойную иракскую провинцию Васит – могут пойти основные потоки помощи восставшим шиитам со стороны Ирана – патрулирование участка границы возлагается именно на наших парней…