Новогодние канонады
29.12.2004 16:00
Двое мальчишек покупают у пожилой матроны петарды без маркировки – делали их явно не на фабрике. «Потом еще зайдем», – обещают довольные покупатели. Маленькие – по гривне за пачку, большие – по две. Запрет на продажу «хлопушек» появился еще в 2001 году, и пока никем не отменялся. Взрывая петарду, можно не только «нарушить общественный порядок», но и покалечить себя или своего товарища.

По данным Центра общественных связей ГУМВД Украины в Киеве, в этом году 78 человек были привлечены к ответственности за нарушения правил торговли пиротехническими изделиями. Еще 152 киевлянина были наказаны за их использование: если «подрывник» не достиг совершеннолетия, штраф заплатят его родители. Более 140 тысяч изделий изъяли у нарушителей во время торговли, и свыше 20 тысяч – в момент использования...

Самое распространенное нарушение – продажа пиротехники без инструкции по использованию. Между тем она либо просто отсутствует, либо прилагается на родном языке производителя (польском, китайском, турецком). А правила обращения с «хлопушками» должны быть доведены до покупателя на русском или украинском языке.

Петарда снесла голову

Телефонный звонок выдернул сыщика из-за праздничного стола, где он с семьей мирно встречал наступающий 1985 год. Сообщение дежурного было кратким: убийство у новогодней елки в городе Немане. Прибыв на место, оперативная группа увидела оцепленное милицией место происшествия: на снегу в громадной луже крови лежала женщина без головы. По матери ползали двое детей четырех и шести лет и кричали: «Мамочка, вставай! Мамочка, проснись!»

Постепенно восстанавливалась картина происшедшего. Выяснилось, что зажигательную ракету калибра 40 мм, которой стреляют с руки, запустил над головами толпы какой-то военный. Множество свидетелей видели, как снаряд, описав пологую траекторию, снизился аккурат в центре площади. От прямого попадания жене старшего помощника районного военкома, державшей за руки своих детей, разнесло в куски череп. В суматохе стрелок поспешил скрыться.

На допросах 40-летний старший прапорщик одной из дислоцирующихся в городе воинских частей «косил» до последнего. И только когда ему предъявили неопровержимые доказательства в виде обнаруженных у него дома при обыске аналогичных ракет и других боеприпасов, которые он наворовал из своей части, стал давать признательные показания. Самое удивительное, что справедливость тогда все же восторжествовала. Прапорщик пошел под суд не по 106-й статье УК (неосторожное убийство), максимальный срок наказания по которой не превышал трех-двух лет заключения, а по другой, «воинской», карающей за профессиональное преступление, связанное с оружием. Трибунал дал преступнику семь лет «зоны».


Так развлекаются малолетки


За две минуты до полуночи 31 декабря в одном из советских городков раздался мощный взрыв в трамвае, подходившем к кольцу около Старого кладбища. Оказалось, что группа недорослей ковырялась в имитационной бомбе. Заряда, хотя и учебного, мало никому не показалось. Несколько десятков спешивших к праздничной елке человек получили серьезные повреждения, порезы от вылетевших стекол и ожоги (убитых, к счастью, не оказалось). Самое удивительное, что едва ли не легче всех отделались виновники взрыва. Они держали устройство в форме короткой толстой трубы, стоя по обе стороны от него. И направленная взрывная волна пошла в салон, калеча ни в чем не повинных пассажиров. Из компании в шесть человек перед судом предстали только двое, которые достигли к тому моменту 16-летнего возраста. Так предписывало гуманное советское законодательство.

Но самый серьезный инцидент произошел на новогоднем гулянье в Черняховске. Один из гостей празднества поспешил отсалютовать наступившему году зажигательной ракетой. Только тут, едва державшийся на ногах от выпитого, мужик бил почти в упор. Ярко пылающий снаряд, начиненный магниево-пороховой смесью, пронесся над толпой, сбивая людей, как кегли. Первый человек, в которого попала ракета, был убит наповал, второй умер немногим позже, третий получил тяжелые ранения, а четвертый – не опасные для жизни ожоги. Зрелище было еще то: на площади в ряд лежали четыре тела, а неподалеку от них кувыркалась в снегу догорающая ракета.