Как Сенниченко “взял” у Ахметова и развел Богдана, Гончарука и Милованова
04.12.2019 11:18

СМИ переполнены сообщениями, что связанный с Ахметовым “оппоблоковец” стал и.о. директора стратегически важного госпредприятия “Электротяжмаш". Странно, если учитывать вражду Рината Ахметова и Игоря Коломойского. Многие публикации попахивают джинсой. Но не в этом дело. Автором схемы называют зампреда ФГИ Сергея Игнатовского. На самом деле ее провернул лично глава ФГИ Дмитрий Сенниченко. И бывший директор Костюк, и новый Бусько – два “брата-акробата” из одного “цирка” – ахметовского. И решалось это все на юбилее юрфирмы Саенко–Харенко.

История о том, как председатель ФГИ Дмитрий Сенниченко обслужил интересы Рината Ахметова, очень показательна. Начнем с того, что ни Сенниченко, ни его заместитель Игнатовский не являются людьми Андрея Богдана или Алексея Гончарука.

Бывший управляющий директор Jones Lang LaSalle в Украине и СНГ Сенниченко пришел из команды “Прозорро” Максима Нефедова, бывшего первого заместителя министра экономразвития и торговли, а сейчас председателя Государственной таможенной службы.

Сергей Игнатовский – в прошлом партнер юридической фирмы «Саенко–Харенко», которая делегировала во власть главу Государственной налоговой службы Сергея Верланова, а до этого экс-председателя ЦИК Татьяну Слипачук.

О Слипачук широко известно, что она связана с бывшим харьковским депутатом от БПП Александром Грановским, который при Петре Порошенко был правой рукой Игоря Кононенко, "смотрящим" за правоохранительной и судебной системой Украины. Но это так, к слову.

Перед назначением премьер-министр Алексей Гончарук поставил новому главе Фонда госимущества задачу очистить Фонд от групп влияния. "Мы хорошо проинформированы о сути процессов, которые тут работали. Необходимо повычищать всех товарищей, которые представляют различные группы влияния", – сказал он.

Сенниченко в своем первом интервью, опубликованном на LIGA.net 4 ноября, заявил, что его основная цель – избавиться от компаний-присосок, передать предприятия частному собственнику и привлечь инвесторов. "Мало в Европе мест, где можно купить (а мы сейчас будем делать прозрачные аукционы) как в супермаркете что-то: объект недвижимости, предприятие. Моя задача – создать такой супермаркет, чтобы там по полочкам было все выложено, подписано и можно было туда заглянуть и купить", – делился он своими мечтами.

Выглядело все очень красиво. Но последующие действия Сенниченко показали, что он либо слабак и не может отказать “группам влияния”, либо сам процесс их обслуживания на глазах руководства страны вызывает у него приятное повышение адреналина в крови.

По "Электротяжмашу" глава ФГИ сработал настолько очевидно, что даже удивительно, как ему все удалось. В чем суть комбинации? "Электротяжмаш" – производитель электрооборудования для тепловозов, электровозов и дизель-поездов. Предприятие выпускает также генераторы для электростанций, модернизирует электродвигатели, генераторы, системы управления.

Бывший директор Дмитрий Костюк (в прошлом аналитик ДТЭК) сразу после назначения был назван “Украинской правдой” смотрящим от Рината Ахметова. Костюк усовершенствовал схему своего “папередника” Владимира Глушакова, уволенного в 2015 году, суть которой заключается в покупке материалов по завышенной стоимости, продаже заводской продукции по дешевке через прокладки в Англии, Чехии etc. и дальнейшей перепродаже ее втридорога с оседанием денег в нужных оффшорах.

Схема осуществлялась в интересах ахметовских структур с помощью первого вице-премьера, министра экономразвития Степана Кубива и его госсекретаря Алексея Перевезенцева. И страшно раздражала владельца 5% акций харьковского предприятия «Турбоатом» российского миллиардера Алексея Мордашова.

Его концерн "Силовые машины", который объединяет Ленинградский металлический завод, завод "Электросила", НПО ЦКТИ им. И. Ползунова, Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток и "Энергомашэкспорт", производит аналогичное оборудование. Но "Электротяжмаш" умудрился зайти на мордашовскую территорию, и с 1 сентября 2015 года по 31 января 2017 г. через британские прокладки Industrial Field Limited и Pitfield Traders Ltd поставил продукции в Россию на 2,5 млрд. грн. Получателями выступили предприятия на территории Российской Федерации ООО "Элмаш-ЛТО", "Энергоэнжам", ООО "АЕ5000" и другие.

После того, как харьковский магнат, собственник группы DCH Александр Ярославский в кулуарах Первого инвестиционного форума в Мариуполе заявил, что его интересует приватизация "Электротяжмаша" и "Харьковоблэнерго", у Ахметова встревожились. И поняли, что если не подсуетиться, завод перехватит Ярославский и сдаст своим русским друзьям в металлолом.

Но договориться с министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофеем Миловановым не удалось. Ни по сохранению Костюка, ни по назначению директором “Электротяжмаша” генерального директора ММК им. Ильича Тараса Шевченко (которого взяли на работу в “Метинвест” исключительно из-за имени и фамилии). Когда Милованову привели на собеседование Шевченко, он возмутился и сказал подчиненным, мол, почему, вместо одного человека Ахметова вы мне “парите” другого?

К тому же ситуацию держали на контроле премьер-министр Украины Алексей Гончарук и глава Офиса президента Андрей Богдан, который курирует все вопросы, связанные с интересами Игоря Коломойского. А интерес Коломойского тут очень прост – ослабить Ахметова везде, где только можно.

Поэтому вышли на Сенниченко, который, будучи заместителем главы “Укрпочты” Игоря Смелянского, выходца из ахметовского ПУМБа, активно помогал Грановскому, близкому к “Саенко–Харенко” во время парламентских выборов в Харькове. По поручению Смелянского курировал масштабный ремонт харьковских отделений “Укрпочты” с заменой мебели, установкой пандусов и даже табличек со шрифтом Брайля. Проект рекламировали как заслугу Грановского. Это ему не помогло, выборы он все равно проиграл, но сам факт – показателен.

Сенниченко в общении с ахметовскими был сама любезность. И тут же подключил к делу своего зама Сергея Игнатовского из “Саенко–Харенко”. При помощи друга из Минэкоразвития Павла Кухты и за немалые грошики они перетянули “Электротяжмаш” в подчинение ФГИ. Первая часть проекта – побег от Милованова – удалась. Надо было переходить ко второй – заменить одного менеджера Ахметова на другого и при этом не получить по голове от Коломойского.

Сложности возникли с кандидатом. Виктор Бусько, “оппоблоковец” и “регионал” до мозга кости, был доверенном лицом Александра Вилкула на президентских выборах.

Сенниченко с Игнатовским обратились к технологам. Те рекомендовали позиционировать Бусько как высокого профессионала, способного поломать коррупционные схемы “папередников”, отвязав его от принадлежности к “Метинвесту”. Дескать, какая разница, кто где работает. Все предприятия в стране принадлежат каким-то олигархам. Главное – профессионализм и человеческая порядочность.

С такой характеристикой глава ФГИ и его заместитель взяли Бусько за руку и повели представлять гостям на празднование 15-летия основания фирмы “Саенко–Харенко”, готовя почву под его назначение. Бусько клялся, что с позорным «оппоблоковским» прошлым покончено навсегда. Доверчиво рассказывал, что это была вынужденная мимикрия. Иначе бы ему не дали работать в Запорожье. Обещал в случае назначения немедленно сдать мандат депутата облсовета (что он и сделал) и крайне профессионально развернуть схемы в том направлении, куда укажут, до грядущей приватизации.

Все шло по плану. Но тут внезапно появилась съемочная группа канала «1+1», установила треногу с камерой у входной двери и начала интервьюировать выходящих гостей. Цели застукать заговорщиков у журналистов не было. Всего лишь немного испортить праздник “Саенко–Харенко” как одной из трех основных юрфирм, работающих по контракту с Минюстом против Коломойского в международных судах.

Однако руководители ФГИ этого не ожидали. И совершенно не собирались светиться перед заседанием Кабмина в компании Бусько. Пришлось Сенниченко чуть ли не в окно вылазить на задний двор. В объектив “плюсов” он не попал, но незамеченным не остался. Ни для Коломойского, ни для Богдана. Есть о чем поболтать с Джокером. В скором времени…