Есть ли жизнь на полигоне?
30.12.2004 10:30
…сгущаться тучи.

ЕЭП отменяется?

В московских «Известиях» 28 декабря появилось интервью Виктора Андреевича. Ставшие традиционными для любого украинского политика слова о том, что «лучше два раза поссориться с женой, чем один раз - с соседом», а также о «славянских корнях, родственных связях, культуре, языке», не могут, однако, замаскировать явно прохладное отношение вождя «оранжевых» к России, перспективе дальнейшего развития двусторонних связей и особенно к строительству Единого экономического пространства. Зато отчетливо чувствуется его крен в сторону Запада.

Еще задолго до выборов Ющенко, помнится, обещал, что, придя к власти, денонсирует Ялтинское соглашение о ЕЭП. Судя по всему, от своего намерения он не отказывается. Он говорит: «… Тема ЕЭП будет присутствовать на нашей первой встрече с Владимиром Путиным. Я готов сказать как честный экономист и политик: наши двусторонние отношения требуют формализации. У нас есть нестыковки в налоговой и торговой политике, в том, что касается движения капиталов и рабочей силы. Пока эти нестыковки остаются, нам трудно говорить о сближении. Мы будем рады, если новые принципы наших отношений окажутся приемлемы для Белоруссии, Казахстана и стран Закавказья. Наши отношения должны получить новую стратегию, в том числе и в ЕЭП».

Итак, вслух и прямо отказаться от ЕЭП он не может. По очень простой причине: идея ЕЭП очень популярна в украинском обществе и весьма приветствуется украинским бизнесом. Ведь ЕС, на который рассчитывает Ющенко, - это журавль в небе, от которого нас отделяет жизнь, как минимум, двух поколений, а ЕЭП – реальность сегодняшнего дня. Кроме того, ЕС – это навсегда подчиненное и зависимое положение, третьестепенная роль, а в ЕЭП Украина всегда будет играть роль «хоть и не первого, но далеко не второго» в силу своего стратегического положения.

Поэтому «новая власть», судя по всему, хочет «замотать» участие Украины в ЕЭП многолетними разговорами о пересмотре условий членства и функциях организации. Понятно, что достигшие тесного взаимопонимания Россия, Беларусь и Казахстан не смогут пойти на отказ от уже проделанного пути. Именно на это и делает ставку Ющенко, чтобы впоследствии заявить: мы, мол, так старались, но наших «благих намерений» не поняли. Да и как может «темная Азия» понять «просвещенную Европу»!?

Собственно, Ющенко уже ищет зацепки, чтобы направить дело именно по такому пути. Он продолжает: «В Украине абсолютное большинство документов, касающихся ЕЭП и его ратификации в парламенте, оказалось под сукном. Сегодня нет ни одного украинского депутата, который мог бы сказать, что видел соглашения по ЕЭП «от А до Я». Мы вроде понимаем, какого рода эти документы, но конфиденциальность многих встревожила. Мы должны узнать полное содержание этих бумаг. Может, они в какой-то части изменятся».

Вот и приехали: в парламенте проходила ратификация Ялтинского соглашения, каждый из народных депутатов, по крайней мере, в день ратификации, держал текст Соглашения в руках, а теперь, оказывается, руководителю фракции «Наша Украина» неизвестно, что в нем записано. Чудны дела твои, Господи! Но все становится понятно, если вспомнить особенно резкую реакцию США на вступление Украины в ЕЭП.

А вместо сердца… Северный Альянс

После этого не надо удивляться тому, что Ющенко не хочет решать внутри Украины те вопросы, от которых во многом зависит потепление отношений с Россией. «Известия» спрашивают вождя «оранжевой революции» о том, «каким должен быть статус русского языка», на котором «разговаривает половина жителей Украины». А он в ответ уверяет, что «язык - не повод для дискуссий». Прийти, мол, «сегодня в Раду с вопросом о русском языке - значит закрыть его лет на десять».

Не забыли «Известия» спросить также о том, какой будет стратегия Ющенко в отношении НАТО. Вместо того чтобы ответить на вопрос, Виктор Андреевич принялся пространно рассказывать о том, что он хочет предпринять в развитии отношений с Европой и вообще едва ли не со всем миром. «Ближайшая задача, которая будет поставлена перед моим правительством, - создание долгосрочной внешней политики, которая не заставит нас выбирать между Востоком и Западом. Мы должны подать Европе правильные сигналы, чтобы она поняла, чего мы хотим, – сказал Ющенко. - Наша цель - получить статус страны с рыночной экономикой. Мы намерены работать на европейском рынке, войти во Всемирную торговую организацию. Сегодня 55 процентов российского экспорта идет в страны ЕС. Я спрашиваю: можем ли мы сделать хотя бы половину того, что совершила Россия на европейском рынке? Наш путь в Европу ни в коем случае не противоречит отношениям с Россией. Мы научимся действовать как Россия - и на своем рынке, и на других».

Словом, обо всем, что угодно, только не о НАТО. Понятно, что сказав о своем горячем стремлении как можно скорее оказаться в Альянсе, в Москву уже можно особо не торопиться. Тем более, что Москва от того ничего не потеряет. В январе Путин встречается с Квасьневским, затем – с Бушем. И тот, и другой через своих послов передадут Ющенко, с чем можно появляться в Белокаменной, а с чем – лучше не ехать.


Жители полигона

Пока же самое здравое, что сказал Ющенко об отношениях с Россией, состоит в том, что «Украина гарантирует стабильную и непрерывную транспортировку энергоносителей». Но это не от добрых чувств к России. Попробовал бы Ющенко не гарантировать, не помог бы ему и Вашингтон - Европа на дыбы встала бы против такого фортеля. Наверное, поэтому о поставках энергоносителей он говорит уже не в «Известиях», а в тот же день в «Файненшл Таймс».

Вопрос с гарантией транзита энергоносителей через Украину в устах Виктора Андреевича отнюдь не случаен. По большому счету, именно контроль за перевалкой нефти и газа, обеспечивающих доходы российской казне и энергонезависимость от США – Европе, был основным мотивом вашингтонской стратегии в Украине. «Американцы, поддерживающие Ющенко в украинском кризисе, занимают выгодную позицию защитников демократии, в действительности лишь стремясь к осуществлению собственных стратегических замыслов, - говорит французский специалист по геополитике и стратегии Жерар Шельян. – Это было ясно в 2003 году во время «революции роз» в Грузии. Там к власти пришло совершенно проамериканское правительство, но я далеко не уверен, что коррупции стало меньше».

В свете сказанного надо отдать должное австрийской газете «Стандарт», которая, комментируя выборы в нашей стране, пишет: «Можно с уверенностью говорить, что Украина превратилась в первоклассный геостратегический испытательный полигон». На полигоне, как известно, стреляют. Здесь падают и разрываются снаряды. Отрабатываются новые, сверхсовременные приемы боя. Продвигается вперед военная наука и техника. Вот только жить на полигоне немного сложновато…