Генеральная репетиция
12.04.2004 10:22
...провести трезвый разбор – что же произошло накануне Страстной пятницы под стеклянным куполом Верховной Рады?

«Но умнице-Фортуне ей-богу не до вас»

После того как вечером 8-го апреля на табло системы «Рада» появилась цифра «294», правая часть Верховной Рады утонула в волне ликования. Вразумительных комментариев от «Нашей Украины» и Блока Ю. Тимошенко пока ожидать не стоит. Непримиримая оппозиция столь изголодалась по подаркам судьбы, что насладиться нежданной «победой» ей просто необходимо.

Зато пресса, близкая к правым, уже успела подправить их эмоциональные комментарии насчет «победы», которую они едва ли не героически добыли в неравном бою. «Голосование 8 апреля не стало победой оппозиции (которая вместо обещанной «народной революции» собрала в этот день лишь очередной, не очень большой митинг под стенами парламента)», вынуждена была отметить «Украинская правда».

И действительно, что сделали украинские правые для того, чтобы «победить» политреформу? 8 апреля вокруг оранжевых палаток скучковалось около тысячи пикетчиков. Эта скудная массовка должна была изображать возмущение 48-ми миллионов украинцев по поводу «наступления» на лучшую в мире Конституцию. Правда, к моменту голосования озябшие делегаты давно разошлись. В сессионном зале противники политреформы неумело пытались придумать что-то оригинальное, но додумались лишь до того, что «нашли» в здании парламента «скинхэдов» с… удостоверениями службы госохраны. А система «Рада», несмотря на уверения самого Виктора Ющенко, что ее хотят злокозненно вывести из строя, продолжала работать.

Как говорят в народе, «не наївся – не налижишся». Даже если бы «двойке» удалось придумать нечто эдакое для показательного выступления в день голосования, это вряд ли повлияло бы на расстановку политических сил. А она по-прежнему такова: две трети парламента, весьма разные по идеологическим пристрастиям, объединились ради того, чтобы Виктор Андреевич, если он и воссядет на киевском престоле, не получил неограниченные президентские полномочия. Эта перспектива по-своему выстрадана каждым из членов коалиции. Поэтому сразу же после технического сбоя 8 апреля все сторонники политреформы подтвердили свое желание все же реализовать ее.

Что уж действительно сделали правые, так это не выполнили пожеланий Леонида Макаровича Кравчука, который заявил накануне: «Я хотел бы, чтобы было побольше острых протестов со стороны оппозиции. Это бы закалило большинство, и оно точно голосовало бы "за"». К сожалению, угодить первому Президенту у непримиримых уже не хватило сил…

«Пацан сказал – пацан сделал!»

Несмотря на свой нарочитый популизм, украинские левые партии показали себя наиболее зрелыми политическими силами, которые в полной мере умеют не только понимать, что им нужно, но и добиваться этого. Чего явно не скажешь об их коллегах – и справа, и из центра.

Коммунисты и социалисты положили в копилку политреформы 78 голосов. Их упреки в адрес партнеров-центристов, которые не уладили к моменту голосования свои внутрикоалиционные отношения и мобилизовали только 216 голосов (где же большинство в 232 депутата?!), более чем обоснованны. Так что блюдечко с голубой каемочкой, на котором лежат законы о пропорциональных выборах всей представительской системы, левые заслужили. Законы эти уже вступили в силу, и отменить их будет крайне сложно. А раз так, то центристы просто вынуждены продолжать отстаивать реформу, ибо пока от ее хода что-то выиграли только коммунисты и социалисты.

Кстати, поведение КПУ и СПУ в процессе политреформы и, особенно, в день голосования вполне может послужить этакой рекламной акцией преимуществ пропорциональной системы: если фракция состоит не из случайных перебежчиков, а из товарищей по партии, она ведет себя как разумный политический организм, а не как толпа местечковых князьков.

Теперь левые, похоже, не прочь даже возглавить процесс триумфального возвращения политреформы. Александр Мороз уже выдвинул идею рассмотреть и принять другие законопроекты, уже побывавшие в Конституционном Суде. А Петр Симоненко согласился с мнением, что 8 апреля на голосование не был поставлен закон №4105, следовательно, его можно будет проголосовать в любое время.

«Когда в панах-товарищах согласья нет…»

Центристы оказались слабым звеном коалиции, договорившейся 18 февраля общими усилиями изменить баланс власти. И самое досадное – по причинам, скорее, организационно-этическим, нежели политическим. Ни одна из фракций или групп большинства не «переметнулась» к противнику. Тем не менее, две крупнейшие фракции – Регионы Украины и ПППУ-«Трудовая Украина» - не смогли обеспечить дисциплину в своих рядах и недодали в общую копилку соответственно 7 и 5 решающих голосов.

Похоже, правы те трезвые комментаторы с правого фланга, которые назвали результаты голосования 8 апреля не победой оппозиции, а поражением пропрезидентских сил.

Чтобы хоть немного воспользоваться неожиданно свалившейся фортуной, непримиримые проводят словесные контратаки. Их цель – разогреть противоречия внутри центристской коалиции. Юлия Тимошенко, например, со слезами радости на очах заявила о «личном поражении Виктора Медведчука», который, дескать, насиловал парламентариев голосовать за изменения в Конституцию. А тех, кто уклонился от голосования 8 апреля, причислила к сонму героев.

Тем не менее, о групповых перебежках из стана большинства в стан оппозиции пока почему-то не слышно. Ибо политреформа никогда не была делом Леонида Кучмы, Виктора Медведчука, Виктора Януковича или кого-либо еще из отдельных видных фигур центристского лагеря. Она была и остается инструментом, гарантирующим стабильность экономических позиций и сохранение собственности всей национальной промышленной буржуазии в случае прихода к власти команды, продвигаемой и поддерживаемой Западом.

Например, Леонид Данилович давно мог бы решить свои личные «послепрезидентские» проблемы путем договоренностей с Виктором Ющенко, который с радостью предоставил бы ему гарантии в обмен на легкое «престолонаследие». Для Виктора Медведчука, располагающего наиболее мощной партийной структурой, солидными медиа-возможностями и иными ресурсами, политическая перспектива вырисовывается в любом случае. Чего не скажешь о многих других разрозненных политико-экономических группировках, которые стали представлять собой некую силу лишь после того, как под совместным напором украинской оппозиции и Вашингтона додумались консолидировать усилия.

Роль СДПУ(о) , безусловно, самая неблагодарная, ибо кто же любит овчарку, которая лает на овец и покусывает их за мягкие бока с тем, чтобы уберечь отару от волчьих зубов. Однако без нее, пожалуй, не удалось бы собрать и 294 голоса.

Недобор считанных голосов в день решающего голосования – в каком-то смысле плод… успехов центристской коалиции. Регулярные тактические победы над оппонентами явно расслабили некоторых активистов пропрезидентского лагеря. Тревожные времена 2001 - 2002 гг. как-то забылись. Возникло опасное ощущение комфорта и веры в то, что «все будет хорошо», и кто-то это «хорошо» обязательно сделает.

Поэтому сейчас, наряду с поиском юридических оснований для возвращения к конституционному процессу, в центристских рядах происходит мягкое отрезвление. Вновь обострившаяся фантазия должна подсказать бойцам умеренного фронта, к чему приведет бесплатный подарок, который они преподнесли уже почти разгромленной правой оппозиции.

…Итак, генеральная репетиция состоялась. Каждая из сторон смогла понять, что она играет как-то не так. Правые противники политреформы могли бы сообразить, что их протестующие телодвижения приносят мало пользы и способны скорее сплотить врага. Левые вправе укрепиться в мысли, что теперь от них «все зависит», и вправе требовать от незадачливых партнеров из центра дополнительных уступок за союзническую верность. А центристам самое время заняться дисциплиной и мирным решением накопившихся корпоративных проблем, которые уж никак не должны отображаться на табло для голосования …