Оранжевая мифология
13.01.2005 17:28
…когда сильные мира сего наконец нацепят на себя долгожданную корону, и Украина снова обретет своего правителя, и все у нас будет, как у людей, и заграничные друзья не будут переживать, как же это мы так можем – чтобы нами никто не правил…

Когда начиналась «оранжевая революция», было немного неспокойно – а вдруг повторение голодных бандитских 90-х, а вдруг гражданская война, а вдруг… Поколение постарше, пережившее сталинские репрессии, великую отечественную, оттепель и годы застоя, все предупреждали – ты лучше не суйся, кто бы ни пришел к власти, потом рассчитается.

Дома предпочитали о политике не говорить, дедушка на вопрос «А ты за кого голосовал?», глядя в глаза, врал: «А я дома сидел, ноги не ходят ведь…» Хотя точно знаю, что свой выбор он сделал…

Но вот «революция» позади, «волеизъявление народа» свершилось так, как хотели. Народ ли? За процессуальной возней у главной кормушки мы наблюдаем уже с улыбкой – что ж им там еще делить-то? А ведь рано или поздно поделят, и тогда много маленьких царьков начнут издавать много маленьких указов, мифы о которых беспокоят уже сейчас…

Миф первый. Академический

– Ты поскорее защищайся, а то распустят к праотцам всю нашу Академию Наук и многолетний труд коту под хвост!
– Как распустят? Зачем?!

Среди киевской ученой братии уже вторую неделю наблюдается копошение. Не особо оранжевые ученые, доктора и кандидаты обеспокоены своим будущим, судьбой своего любимого заведения – Академии Наук. Мол, новое правительство решило, что Украине науки нужны, но очень независимо, а Президиум Академии, бесконечные его заседания, конференции – это пустая трата времени и денег.

Если ученым надо создавать свою науку и они считают себя такими умными, то пусть и создают. Автономно. А государственные дотации выделять перестанут, надо ведь чем-то кормить требующих справедливой зарплаты революционеров! Или не революционеров, а еще кого. Но никак не Академию Наук. Тем более что большинство ученых продались еще при старой власти. А новой «оранжевой» Украине продажная наука не нужна. Впрочем, как и не продажная…

Миф второй. Русскоязычный

«Говорят, наше издание, а потом и другие русскоязычные, прикроют», – жаловался коллега за дежурной рюмкой коньяку. Понятное дело, что это миф, и верить в него никто особо не будет, но на душе стало как-то неспокойно.

Коли журналист пишет на русском и у него есть свой стиль, то быстро переквалифицироваться для украинского издания ой как непросто. Да и потом – все «теплые» места давно разобраны, а украинских изданий не так и много. Переводить же свои газеты и журналы в национальный формат хозяева захотят вряд ли.

Уровень гонораров тоже настораживает – на неполитических пресс-конференциях с достойным уровнем и качественными фуршетами редко встретишь украиноязычного коллегу. Наконец, русские хозяева местных изданий привыкли раскошеливаться ради хороших текстов, все же в России журналист получает несколько больше. Будут ли такими же щедрыми их украинские последователи? Верится с трудом. Перспектива остаться без денег и многочисленных халтурок никак не радует. А ведь нас много…

Миф третий. Политический

«На тебе нет оранжевого? Ты не веришь в то, что жить станет лучше? А ведь мы победили, мы доказали, а вот такие, как вы…» Каюсь, история не была моим любимым предметом, но то, что «кто не с нами, тот против нас», как-то в голове отложилось.

Знакомые, не охваченные «оранжевой лихорадкой», о своих политических убеждениях распространяться перестали. Кто не «оранжевый», предпочитает отмалчиваться. В метро, рядом с молодым парнем, оклеенным наклейками «Пора», мне стало неприятно под его пристальным взглядом – искал оранжевую метку. Ее не было. А голове почему-то вертелась «ночь длинных ножей»…

Об этом мифе предпочитают не распространяться открыто, но он есть. В мыслях, в атмосфере, в будущем Украины. Светлом ли? С правителем, который рассеет все эти мифы? Или наоборот, мифы перестанут быть. Мифами?