Карабахское решение украинского вопроса - новый план Путина?
12.11.2020 16:06

Очередная война за Нагорный Карабах оказалась очень скоротечной. Она закончилась столь же неожиданно, как и началась, а условия мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном стали почти сенсационными. Однако украинцев больше волнуют не кавказские разборки, и даже не участие в них России, а использование карабахского опыта в реалиях нашей страны…

Как провалился Минский мир №1

Казалось бы, события в Карабахе имеют к Украине лишь косвенное отношение. Да, его можно назвать азербайджанским Донбассом, но только в общих чертах. Во-первых, это чисто этнический (армянский) проект. Как национальная автономия Нагорный Карабах появился еще в 1923 году, а в 1991-м стал самопровозглашенной республикой - кстати, официально не признанной даже Арменией. До начала конфликта (конец 80-х) армяне составляли 73% населения региона, сейчас все 99%.

На Донбассе ситуация другая, там 60% населения это украинцы, пусть в большинстве и русскоязычные. Поэтому «ЛДНР» это не национальный, а политический проект. К сожалению, об этом почему-то «забывают» и в Москве, где твердят о «защите русского населения Донбасса», и в Киеве, считая сепаратистов «кацапами».

Во-вторых, за спиной у НКР все эти тридцать лет стояла лишь Армения, с её весьма скромными ресурсами. Россия же в годы первой Карабахской войны вообще участвовала на стороне Азербайджана! Да и последующие отношения Москвы и Еревана были неоднозначными. Армяне уж точно не были для Кремля «братским народом», и сами они не слишком тяготели к России, особенно в последнее время. Тот же Пашинян пришел к власти на волне «цветной революции» 2018 года, и является типичным армянским национал-патриотом с европейским вектором внешней политики (как постмайдановские политики Украины). Вот только Европа далеко, да и её отношения с Арменией были неоднозначными.

Тут стоит заметить, что карабахский конфликт был заморожен в 1994-м не Россией, а… Америкой. Там ещё с 19-го века существует крупная армянская диаспора (сейчас свыше полумиллиона человек), имеющая большое влияние. А непосредственно в период 1990-94 г.г. у неё были два своих сенатора, четыре конгрессмена, несколько верховных судей и генпрокуроров штатов - и все этнические армяне!

Конечно, они не смогли добиться признания НКР, это было бы уж слишком против международных правил. Но их влияния хватило, чтобы США запретили всем оказывать военную помощь Азербайджану - в том числе и России, чей тогдашний лидер Ельцин был послушной марионеткой Вашингтона. И после того, как Россия «кинула» Азербайджан и стала поставлять вооружения Армении, армяне сумели сами отбить у азербайджанцев большую часть Карабаха плюс территории к западу и югу от него (Кельбаджарский, Лачинский и другие районы). Затем проигнорировали все решения Совбеза ООН о возвращении этих территорий Азербайджану и закрепили свой успех перемирием и заморозкой конфликта.

Вот почему там ранее не было российских миротворцев, а гарантом мира и урегулирования конфликта выступало ОБСЕ, создавшее для этого… Минскую группу! Да, вы удивитесь, вы будете смеяться, но Минская группа появилась на свет в июне 1992 года, и её целью было урегулирование Карабахского конфликта – то есть это был первый Минский мир. Состав группы был примерно такой же, как сейчас по Донбассу: Франция, Германия, Россия, плюс США (армянское лобби) и Турция (азербайджанское лобби). И это сближает конфликты в Карабахе и на Донбасс как ничто другое!

Толку от работы этой Минской группы тоже оказалось мало. Мирный план возвращения Карабаха под контроль Азербайджана не сработал: так же, как и в ситуации с Донбассом, обе стороны не желали идти на уступки. Да, конфликт «заснул» на добрые четверть века, казалось, что он больше не возобновится. Но со временем ситуация менялась. Армянское влияние в Вашингтоне падало, а администрация Трампа вообще перестала интересоваться Кавказом и сдерживать Турцию – в которой набирал популярность и силу воинственный Эрдоган. Путинская же Россия проводила на Кавказе свою замысловатую политику. И вот когда звезды на небосводе мировой политики приняли нужное положение, Азербайджан устроил «блицкриг».

Согласно резолюциям ООН, Карабах и прилегающие к нему с запада и юга районы являются территорией Азербайджана. Так что Алиев нарушил лишь перемирие, а не целостность Армении! Поэтому Европа и не стала вписываться за Армению, а невнятно промычала призыв сесть за стол переговоров (только во Франции армянская диаспора надавила на Макрона). В США в этот момент был самый разгар избирательной компании, и там было просто не до Карабаха. Россия же разыграла с Турцией хитрую политическую карту: сначала позволила азербайджанцам, при поддержке турков, отбить у армян значительную часть Карабаха, а потом выступила гарантом мира между Баку и Ереваном.

Выгода Турции понятна: она помогла «азербайджанским братьям» вернуть свои законные территории. Эрдогану это принесло массовую поддержку избирателей Турции, особенно этнических азербайджанцев (а они еще и хороший противовес курдам), теснейшую дружбу с Баку и усиление его имиджа геополитического игрока.

Россия же, нисколечко не ссорясь с Азербайджаном и Турцией, выступила защитницей Армении от окончательного поражения с гарантированным погромом армянского населения Карабаха. Эта армянская автономия стала теми «причиндалами», за которые Москва теперь держит всю Армению! И теперь Россия, поставив свои войска между армянами и азербайджанцами, имеет в регионе расширенное военное присутствие. При этом она продемонстрировала, что военное решение эффективнее «минской болтовни».

При этом, с точки зрения международного права, Армения не может взять реванш, даже если снова получит поддержку США – утраченные территории по закону принадлежат Азербайджану. А если она пойдет на «беспредел», то российские миротворцы могут повернуть оружие против армянской армии – а тем временем на помощь азербайджанцам снова придет Турция. Так что нынешнее перемирие, похоже, надолго…

Чего бояться Украине?

Украинские национал-патриоты отреагировали на азербайджанский блицкриг в Карабахе с ликованием и энтузиазмом - не скрывая своего желание провернуть такую же успешную операцию и на Донбассе, отбросив Минский процесс. Нет, он не кажется им малоэффективным и медленным: в конце концов, он затянулся на несколько лет по вине именно этих орущих «ні капітуляції!» горе-патриотов. Просто им не нравятся сами условия Минских соглашений.

Причем, если вы почитаете их последние статьи и заметки в фейсбуке, то удивитесь их взгляду на карабахские события. Все они уверены, что Турция и Азербайджан «сделали Россию», потому что атаковали Армению как члена ОДКБ, да еще и впопыхах сбили российский вертолет. Хотя на самом деле война шла лишь на территориях, законно признанных азербайджанскими, а на армянские никто не покушался (поэтому договор ОДКБ не мог быть задействован). И все они утверждают, что внезапность и применение современных вооружений (как в Карабахе) могут временно взять верх над количественно превосходящей военной машиной России. О том, что россияне сразу ослепили все турецкие беспилотники, залетевшие, было, на территории Армении, почему-то никто не стал вспоминать.

Сейчас грохот барабанов войны настолько силен, что просто не может не доноситься до окон Банковой. И там его, похоже, услышали. Иначе к чему этот законопроект об «интервенции граждан страны-агрессора» (России) в некие специально отведенные места (лагеря), словно копирующий указы о депортации времен второй мировой! Похоже, что Шмыгаль решил ответить этим на раздачу Путиным российских паспортов жителмя Донбасса. Кстати, а поддержат ли данный законопроект депутаты от «Меджлиса»?

Минский процесс – это последнее, за что еще держится Владимир Зеленский. За полтора года пребывания у власти он постепенно отрекся от почти всех своих предвыборных обещаний и тезисов, он изменил свою политику и риторику так, что стал напоминать своего бывшего оппонента Порошенко. И только в направлении мира он еще двигается со скоростью улитки, хотя и всё чаще и чаще заявляет, что мира «на условиях России» не будет. Более того, теперь уже украинская сторона хочет пересмотреть пункты соглашений, подписанных в 2014-15 г.г.

Как скоро Зеленского «уговорят» перейти от плохого «навязанного Россией» мира к хорошей «победоносной и освободительной» войне? Думается, это зависит от его окружения, поскольку сам Владимир Александрович «ломается» недолго.

Но зачем это его окружению? Вот тут причин много, и они очень разные. Например, удачный блицкриг могут использовать для повышения рейтинга Зеленского и «Слуги народа», который сильно упал за последнее время. С другой стороны, провал силовой операции используют для досрочного смещения Зеленского – что очень выгодно тому же Порошенко. Потому что без Зеленского украинцам придется выбирать между воинственным «патриотизмом» Порошенко и «капитулянтством» кандидата от ОПЗЖ – ну и кто, по-вашему, выиграет выборы? А то, что в окружении нынешнего президента многие работают на предыдущего, как бы давно не секрет!

Учитывая, что ранее Путин и Порошенко не раз подыгрывали друг другу, не будет удивительным, если российский президент и сейчас поможет Петру Алексеевичу. Но в планах Путина нет первого удара, сейчас ему это некстати, он и так никак не развяжется с санкциями за Крым. Поэтому он, скорее всего, оставит право первого хода за Киевом, а сам будет привычно готовиться к ответному. Роль Порошенко же, возможно, будут состоять в том, чтобы сначала через своих людей подначить Зеленского к силовым действиям – а когда тот проиграет и подпишет невыгодный для Украины мир, поднять третий Майдан и свергнуть его. После чего избраться снова президентом и править страной еще пять или даже десять лет, периодически потешно грозя кулаком России.

План довольно простой, но в нём важны нюансы. Украина немного потеряет от замены Зеленского на Порошенко, как немного он потеряла от замены Порошенко на Зеленского. Но вот во что ей обойдется военная авантюра и последующий за ней новый мир? Несколько тысяч убитых и покалеченных солдат, и еще больше мирных жителей – это обязательная плата. Кто-то вернется домой на протезах, кто-то в гробу. Об этом ура-патриотам нужно задуматься в первую очередь, или они планируют пустить впереди себя мобилизованных мужиков, а сами будут «зачищать тыл»?

Но есть и политическая цена, которая может оказаться огромной. Дело в том, что с украинской стороны эту возможную войну видят слишком просто. Во-первых, ОРДИЛО по закону наша территория, поэтому, как и в случае с Карабахом, атака не будет воспринята мировым сообществом как акт агрессии, а только как нарушение перемирия. Во-вторых, раз Россия сама отрицает наличие там своих вооруженных формирований, то это будет удар по собственным сепаратистам и всяким там НВФ, а не по России – и у неё не будет законных оснований для ответного удара. России снова придется вмешиваться в ситуацию «неофициально», но это ограничит масштаб её действий – а значит, у ВСУ будет больше шансов. Таким видят «карабахское решение» вопроса по Донбассу украинские «ястребы войны».

Но в Украине, почему-то, никто не учитывает самого главного: для Кремля не существует донбасского вопроса или даже крымского вопроса, там рассматривают один общий украинский вопрос. И звучит он примерно так: как нам вынудить Украину саму согласиться с утратой Крыма, а возможно и ещё с парой регионов?

До сих пор считается, что Путин раздул войну на Донбассе, а потом долго торговался за его возвращение в Украину ради того, чтобы в обмен получить от Киева отказ от Крыма. Но тут есть небольшая юридическая несостыковочка: к счастью для Украины, эти две проблемы не связаны между собою, как бы национал-патриоты не настаивали на обратном. Украина не может подписать с Россией договор по принадлежности ОРДИЛО в рамках Минского мира, потому что Россия в этом конфликте лишь один из «гарантов мира». Но Украина может подписать с Россией прямой договор по Крыму или любой иной территории территорию – и именно этого хочет Путин!

Чтобы вы поняли, о чем речь, вспомним историю «воссоединения» Украины и России в 17 веке. Восстание Хмельницкого – типичный сепаратистский мятеж, и Переяславская Рада, на которой Войско Запорожское присягнуло московскому царю, ничуть его не узаконила. А вот уже когда спустя тринадцать лет было подписано Андрусовское перемирие между Русским царством и Речью Посполитой, только тогда Запорожье и Гетманщина официально вошли в состав расширившийся России.

Так вот, Путину сегодня нужен такой же Андрусовский мир с Киевом, который бы официально закрепил передачу украинских территорий (Крым, возможно что-то еще) России. Но чтобы заключить такой мир, потребуется и соответствующий конфликт – и не между Украиной и ОРДИЛО, а между Украиной и Россией. Москве нужна прямая война с Киевом, которая бы вынудила его подписать подобную капитуляцию. Тема Крыма тогда будет закрыта, и украинский вопрос исчезнет.

Правда, с самого момента аннексии и до сих пор, все украинские президенты благоразумно избегали прямой войны с Россией. И поговорка «а то Путин нападет» стала одной из самых часто употребляемых в украинской политике. Но ведь для того и существует хитрость, чтобы втянуть кого-то в невыгодную и проигрышную войну! И возможно, что у Путина уже есть план, как спровоцировать Киев на действия, ведущие к прямой войне с Россией. А эйфория «карабахского решения», царящая сейчас среди украинских национал-патриотов, является частью этого плана.