Красиво жить не запретишь: кто и как на самом деле управляет ГУР МОУ
18.11.2020 09:00

Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ.

Несмотря на то, что у Главного управления военной разведки Минобороны уже полгода есть новый начальник Кирилл Буданов, серым кардиналом в ГУР является министр обороны Андрей Таран. Зная о его минувших «подвигах» в качестве разведчика, можно не сомневаться в том, что в настоящее время в ГУР все происходит в «лучших» традициях. У истока которых, можно сказать, и стоял Таран. Для полноты картины напомним события не таких уж и далеких дней. Например, в 2009 году тогдашний глава ГУР МОУ Виктор Гвоздь (запомните это имя!) назначил Тарана начальником департамента ГУР.

Этот факт уже можно считать своего рода феноменом, так как нынешний глава МОУ, не имея даже специального образования, впоследствии умудрился стать генералом. Отсутствие квалификации не помешало ему сделать головокружительную карьеру в разведке. Его путь по карьерной лестнице был удивительно стремительным. Минуя первичные должности оперативного состава (начальник секретариата, заместитель начальника управления, начальник управления, директор департамента). Интересный факт из биографии действующего министра обороны Украины: в начале 2000 годов он уехал на дипломатическую должность в США. Во время выполнения «шпионской миссии» в США Таран умудрился выиграть «гринкарту» на проживание в Штатах. Это полный провал для разведчика, и после такого, по идее, карьере Тарана должен был прийти конец. Но нет, именно после американской эпопеи он получил генерала и был назначен на должность начальника департамента ГУР.

Судя по нынешней деятельности Тарана в отношении разведки, именно Гвоздь является идейным наставником и вдохновителем действующего главы Минобороны. Виктор Гвоздь известен не тем, что знает пять языков и учился в Гарварде (хотя это и впечатляет), а своим пристрастием к роскошной жизни и элитной недвижимости. Об этом в бытность Гвоздя начальником ГУР было написано немало, вот только отыскать среди множества статей информацию о том, что фантастическое обогащение главного разведчика МОУ расследовали компетентные органы, не представляется возможным. Один из наиболее ярких эпизодов из биографии Гвоздя – его личная «рублевка», роскошные коттеджи под Киевом с бассейном, озером, парком, спорткомплексом, а также элитные авто, которые не вписывались в доходную часть декларации начальника военной разведки.

Критики деятельности Гвоздя и Тарана (под его руководством) в 2014-2016 году, когда страна находилась в острой стадии войны с Россией, утверждают, что в это время ГУР МОУ функционировало, в основном, как коммерческая структура, а руководство активно занималось лоббированием своих шкурных интересов.

В 2020-м, судя по всему, эта линия продолжает оставаться одним из ключевых направлений деятельности военной разведки Министерства обороны.

Новая «команда» и ее деятельность

Фактически министр Таран руководит всеми основными процессами в ГУР, отодвинув от штурвала назначенное президентом руководство военной разведки. Делается это через зама начальника ГУР Игоря Остапенко, человека с неоднозначной репутацией, который во времена Януковича занимал должность атташе по вопросам обороны в посольстве Украины в России. Специально под него была введена дополнительная должность заместителя, но без определенного функционала. Зато «рулить» он пытается всеми процессами. Именно через Остапенко решаются основные вопросы, в том числе – кадровые, в частности – назначения на дипломатические и генеральские должности. На ключевых должностях в управлении расставлены лояльные Тарану личности – невзирая на их квалификацию и профессиональные качества. За преданность приближенные к высокопоставленному покровителю получают поощрения в виде званий. Например, погоны генерала получил муж главного бухгалтера «95 квартала» Александр Пашков. Который также является человеком Тарана в аппарате ГУР МОУ.

Еще один зам начальника ГУР по фамилии Зайцев, также пролоббированый на должность Тараном, курирует в его интересах тылы, финансы и закупки. Зайцев – близкий товарищ не только министра обороны, но и упомянутого выше Пашкова.

Наблюдая за бурной деятельностью замов начальника главка – Остапенко, Зайцева и Иващенко – адекватность можно констатировать только у последнего.

Аудит для агрессора

Вот такая «команда Тарана», и мы упомянули далеко не всех ее фигурантов, фактически руководит сейчас Главным управлением военной разведки. А начала свою деятельность эта команда с дорогостоящих ремонтов помещений и строений ГУРа, а также аудита, который уже два месяца фактически парализует деятельность управления. Любовь к комфорту и роскоши здесь в почете (к этому мы еще вернемся), а вот на аудите стоит остановиться подробнее. Руководить аудитом Таран уполномочил Андрей Бойко, начальника соответствующего департамента Министерства обороны. Есть большие сомнения относительно того, можно ли этого человека допускать к вопросам разведки вообще. Ведь есть данные о том, что у него могут быть бизнес-интересы на оккупированной территории Луганской области. По данным реестра предприятий, Бойко является одним из сооснователей ООО «НВФ Биметал», до 2017 года зарегистрированного в оккупированной РФ Кадиевке (ранее Стаханов, Луганская область, город подконтролен боевикам «ЛНР»). Бойко принадлежит 45% этой компании. До 1 августа 2017 года производственные мощности ООО «НВФ Биметал» находились в оккупированной Кадиевке. И до настоящего времени Бойко явно поддерживает интенсивные связи с сотрудниками и остальными основателями предприятия в ОРЛО. Кроме того, территориальное управление ГБР в Киеве ведет расследование относительно возможных противоправных действий Андрея Бойко (п. 3 статьи 425 УКУ). Расследование связано с внесением недостоверной информации с целью назначения Бойко на руководящую должность в центральный аппарат Министерства обороны. Есть данные о том, что он вообще не может быть призван на воинскую службу в связи с инвалидностью, полученной вследствие травмы.

Из-за аудита под предводительством Бойко, инициированного Тараном, не только парализована работа военной разведки. Внушает тревогу тот факт, что из-за аудита большому количеству посторонних людей стали известны многие конфиденциальные особенности работы ГУРа, а также расположение и задачи его секретных объектов. Но это – так, мелочи, главное – комфорт и роскошь, роскошь и комфорт!

Их нравы

Для того, чтобы с удобствами решать вопросы, министр обороны Андрей Таран обзавелся личным кабинетом на одном из объектов ГУР на Институтской,26. Именно там решаются кадровые и прочие вопросы. В кабинете сделан элитный ремонт, закуплена мебель дорогостоящая мебель – конечно же, за государственные средства. Не привык Таран и к сухпаям и консервам на обед: на Институтской министра обслуживает личный повар, который готовит ему достойную государственного мужа еду. Конечно же, эту необходимость также оплачивают налогоплательщики. Также Таран заказал за счет бюджета ГУР аренду представительского автомобиля с охраной.

О пристрастии господина министра к роскошной жизни говорит еще один красноречивый факт. В то время, как европейские чиновники скромно ездят в офис на велосипедах и летают эконом-классом, Таран путешествует в собственном роскошном вагоне. С празднования очередной годовщины создания «Литполукрбрига» в Люблине сибарит Таран вернулся в прицепном вагон-салоне, который на сайте Укрзализныци описан как «настоящая гостиница на колесах, оборудованная кухней, большим залом и просторным спальным купе». Имеется в вагоне и ванная комната. Поездка министра обошлась в 23 тыс. гривен (выше средней зарплаты военного на передовой) и оплатил ее не сам Таран, а частное лицо.

Пристального расследования также заслуживает деятельность Тарана, явно направленная на сворачивание реформ и стремления ВСУ к стандартам НАТО.

Но это, как говорится, уже другая история…