Да, госпожа премьер-министр!
09.02.2005 09:39
…новую эпоху в политике Украины.

Юлианская эра

Если выбирать, чье имя присвоить «оранжевой революции» и, главное, ее дальнейшему триумфальному шествию по стране, то, увы, дорогой Президент Виктор Андреевич уступит в этом пальму первенства своей очаровательной коллеге. В силу уже хотя бы индивидуального вклада в преобразование политического ландшафта. В. Ющенко был и остается символом, знаменем своей команды, выдернутым когда-то их тишины Нацбанка в большую политику и ведомый приближенными группами влияния.

Юлия же Тимошенко никогда не представляла никого, кроме себя самой, а потому была куда более самостоятельна и свободна в маневрах. Это, плюс одаренность лидерскими качествами, и привело ее на второй в государстве пост. Имея формально 19 своих людей в Раде, она получила 373 голоса.

Если 99 депутатов «Нашей Украины», 17 бютовцев, 24 социалиста и 13 депутатов кинаховской группы «Воля народа», а также, пожалуй, 33 народных агрария проголосовали за Юлию Владимировну в рамках коалиционных договоренностей в виде платы за свои портфели, то остальные 187 поддержали ее как явный и мощный противовес команде Банковой, которая будет продвигать решения именем Президента.

Тимошенко не является конкурентом Виктору Ющенко. С вступлением на пост главы державы Виктор Андреевич ушел за рамки активной «полевой» политики и с течением времени полностью превратится в каноническую икону. Зато приход Леди Ю - потенциальная угроза для окружения нового Президента, «сотворившего» его и теперь занявшего в основном непубличные, но влиятельные посты близ трона.

Общее перемирие

Держатели акций «Нашей Украины» согласились с триумфом Тимошенко как с «силой непреодолимого действия». Козырем Юлии Владимировны стало тайное июльское соглашение и авторитет в глазах революционных масс, добытый в суровые дни «оранжевой революции». Посовещавшись, «нашеукраинцы» сочли за благо пойти на мировую и постарались уравновесить влияние госпожи премьер-министра оккупацией практически всех остальных постов.

Однако публичная идиллия не должна вводить в заблуждение. Достаточно вспомнить, как яростно на протяжении целого года перед июлем 2004 соратники Виктора Андреевича отбивались от притязаний Леди Ю на союз. Выразителем этих настроений в январе 2005 стал Роман Безсмертный, называвший свою нынешнюю начальницу «аферисткой» и «шантажисткой» (уж поди не без оснований). Стоит отметить и ревнивые демарши группы Петра Порошенко, который как раз и намечался на пост премьера.

Юлия Тимошенко – самостоятельный и самодостаточный политик. Добравшись до рычагов власти и устранив помехи в виде уголовных дел, она становится наиболее влиятельной фигурой в лагере власти. И наивно было бы рассчитывать, что она станет орудием в руках «президентского совета» - она им может только руководить, либо создавать свой параллельный лагерь.

Дабы не создавать раскол лагеря победителей перед парламентскими выборами, на которые гораздо выгоднее идти единым фронтом, «нашеукраинские» мудрецы изобрели хитроумный план: они решили сделать Юлию Тимошенко наемным менеджером своего политического проекта, предложив ей возглавить общий список.

Как обмолвился прессе «главный технолог» создания новой президентской партии Роман Безсмертный, у его коллег масштабные планы по «приватизации» Юлии Тимошенко. Они, в частности, рассчитывают, что коль она уж согласилась стать во главе «нашеукраинского» правительства и предвыборного списка, то необходимо слить ее фракцию с «Нашей Украиной», а то и «Батькивщину» - с новосоздаваемой партией.

Кто в доме хозяин?

Выгодно ли это госпоже премьер-министру? Если она станет лидером новой партии с широкими полномочиями, то, безусловно, выгодно. Однако вряд ли на это пойдет «ближний круг» Президента – их как раз устраивает вариант «разбавления» фактора Тимошенко в некоем органе коллегиального руководства, над которым будет в качестве арбитра «зависать» Виктор Ющенко.

Поэтому, думается, что сейчас Юлия Владимировна уклонится от слишком тесных объятий, дабы сполна использовать премьерский пост для укрепления своих позиций. А со временем условия с ее стороны могут стать совсем другими («кто хочет, пусть идет за мной»).

Пока же Тимошенко может оставаться независимой, кивая на то, что процесс превращения блока «Наша Украина» в единую партию перманентно буксует. Главным «бунтовщиком» выступает Юрий Костенко. Лидер УНП, во-первых, заявил, что его партия не удовлетворена теми кадровыми приобретениями (1 министерский и 1 губернаторский пост), а во-вторых, дал понять, что УНП не будет входить в единую партию и даже подумывает о создании отдельной фракции в парламенте, оставаясь при этом, естественно, в президентской обойме.

Вряд ли особо горит желанием интегрироваться и Петр Порошенко – его позиции сейчас не позволяют ему быть влиятельной фигурой в новой партии.

Тем временем Юлия Владимировна еще до назначения занялась «диверсификацией» своей политической опоры. Этим объясняется ее визит в Донецк и последующее голосование за нее парламентских представителей бывших яростных оппонентов. Леди Ю получает поддержку «условных оппозиционеров» практически безвозмездно, авансом за сохранность их бизнеса и в качестве свидетельства готовности к диалогу.

Кроме того, по всей видимости, уже начался подспудный процесс формирования индивидуальной парламентской поддержки премьер-министра, кадровый резерв которой будет черпаться скорее из фракций и групп бывшего большинства.

Иными словами, тенденция такова, что «нашеукраинские» квазиолигархи, допустив Юлию Тимошенко к ключевому посту, выпустили из бутылки джина, которого вряд ли в скором времени смогут контролировать. Пока основным противовесом Юлии Владимировне является сам Президент, через которого «ближние» могут ее одергивать и сдерживать. Однако теперь Тимошенко становится главным адептом сохранения и скорейшего воплощения (с 1 сентября 2005 года) политической реформы, когда ее зависимость от Банковой станет куда менее ощутимой.

После этого ей понадобится поддержка парламентских фракций и Владимира Литвина, который, на определенных условиях, охотно согласится подставить плечо. Иначе согласие возглавить общий с «нашеукраинцами» список поставит Юлию Владимировну в зависимое положение и абсолютно не гарантирует ей ни пост премьер-министра после победы, ни решающее влияние на назначение министров.

Ключевым вопросом станет «битва за список», в которой Тимошенко может прибегнуть к своему любимому интеллигентному шантажу: либо будет по-моему, либо я иду отдельно. При благоприятных условиях к концу года Леди Ю может вполне созреть для самостоятельного плавания. И тогда ее нынешним благодетелям придется либо идти к ней в подчиненные, либо пытаться составить конкуренцию и лепить «нового Ющенко». Было бы из кого…