Покусится ли власть на «святое»?
11.02.2005 10:43
…«Криворожсталь». Эта сделка стала наиболее заметным событием в сфере украинской приватизации за прошедшие несколько лет. Практически сразу из экономического мероприятия приватизация стального гиганта превратилась в предмет политических баталий. Лидеры тогдашней оппозиции подвергли резкой критике условия проведения конкурса. Это было вполне объяснимо, поскольку бизнесмены, купившие «Криворожсталь», поддерживали на выборах В. Януковича.

Сделка года

После победы в «третьем туре» команда В. Ющенко пообещала пересмотреть результаты процесса приватизации «Криворожстали», а Кабинет Юлии Тимошенко на первом же заседании решил во что бы то ни стало отобрать комбинат у нынешних собственников. Это может означать как популистское желание добиться справедливости в вопросе о судьбе крупного предприятия, так и начало более знаковых событий. На языке политиков они получили в свое время название «пересмотр итогов приватизации».

Понятно, что проходившая ранее приватизация крупных объектов промышленности не всегда соответствовала требованиям идеала. Соблюдение прав всех трудящихся было возможно, увы, только в теории. «Ваучеры», бесспорно, стали гениальным изобретением, не имевшим аналогов в мировой практике. Но они не могли спасти трудовые коллективы предприятий от перехода под контроль отдельных успешных предпринимателей. Да и предшествующий опыт других стран, ранее проходивших этапы большой капитализации, подсказывал, что иначе вряд ли могло получиться.

Первоначальное накопление средств и перераспределение собственности еще ни в одной стране не происходили очень честно. Достаточно вспомнить, как это было на тогда еще действительно диком Западе… Украина, так же как и Россия, не смогла избежать этой «приватизационной» ловушки. Возможно, масштаб имевшихся злоупотреблений был слишком велик. Но означает ли это, что в этом вопросе возможна идеальная и безболезненная ревизия?

Анти-олигарх

«Пересмотр» уже успел пройтись по некоторым странам СНГ. Соседняя Россия частично пережила процесс борьбы с олигархами, хорошо успевшими похозяйствовать во время правления Б. Ельцина. Фактически у старых олигархов просто изъяли собственность. Кого-то арестовали, кого-то заставили уехать из страны, кто-то добровольно от всего отказался. А новыми собственниками стали структуры, близкие к государству. То есть произошла «полунационализация».

Кто-то может видеть в этом популистские мотивы. Но стоит учесть, что, осуществляя такие меры, государство заботилось о своей экономической безопасности. Каплей, переполнившей чашу терпения в случае с М. Ходорковским, по всей видимости, стали намерения собственников «ЮКОСа» продать компанию западным инвесторам. А это уже грозило переходом бюджетообразующей отрасли под контроль других государств. Аналогичные, хотя и не столь громкие шаги приходилось делать и по отношению к другим российским предпринимателям, хорошо освоившим правила эксплуатации природных ресурсов страны с последующим вывозом капиталов за границу.

В более давней истории также сохранились примеры реприватизации. В частности, изъятие собственности было одним из элементов денацификации в послевоенной Западной Германии. Другое дело, что там это происходило на фоне общего конфликта с преступным прошлым и желания наказать лиц, причастных к военным преступлениям.

Возвращаясь к нашей стране, напомним, что «нулевой вариант» невозможен, как бы этого ни хотели все обиженные и недовольные. Масштабный пересмотр приватизационных сделок может привести к краху всей экономики. Разумеется, что никто на это не пойдет. Но если, возвращение к порядкам восьмидесятых годов прошлого века не ожидается, то что же тогда скрывается за популярным лозунгом, частично взятым на вооружение лидерами бывшей оппозиции?

Новые времена, новые собственники…

К сожалению, мы можем предположить, что выдвинутый таким образом лозунг «пересмотра» преследует вовсе не цели восстановления социальной справедливости. Хотя его с восторгом воспримут многие «маленькие» украинцы, пользоваться благами нового передела будут немногие из числа политиков, предпринимателей и, возможно, заокеанских «доброжелателей» нашей страны. В перераспределении собственности могут быть заинтересованы представители бизнес-элит, ранее проигрывавших приватизационные сражения более удачливым конкурентам. И вряд ли кого-то удивит, если эти предприниматели окажутся близки к блоку «Наша Украина».

Еще одна заинтересованная группа – зарубежные бизнесмены, прежде всего американские и западноевропейские. При условии признания недействительными многих ранее заключенных сделок, у них появляется возможность более серьезно закрепиться в Украине. Тем более, что в атмосфере совершаемого «европейского выбора» такое участие зарубежных инвесторов может быть вполне обосновано и оправдано. Западные предприниматели могут, конечно, повысить у нас в стране культуру ведения бизнеса и привнести наиболее новые и передовые технологии маркетинга и менеджмента. Но вместе с этим стоит помнить, что у них свои взгляды на развитие наиболее важных на сегодняшний день отраслей нашей промышленности. А такая форма уничтожения конкурента, как его покупка, является давно апробированным приемом.

Не стоит исключать и популистскую сторону этих действий. В сознании многих сторонников «Нашей Украины» Ю. Тимошенко воспринимается как бескомпромиссный борец с олигархами. Считается, что именно это и послужило причиной ее отставки пять лет назад, когда окружение Л. Кучмы сумело оказаться более изощренным в политических играх. Сейчас возникает удобная возможность вернуться к имиджу «антиолигарха», возбудив несколько скандальных дел о «пересмотре».

Последствия таких мероприятий могут быть неоднозначными. Вполне стоит ожидать сопротивления владельцев компаний, подлежащих «пересмотру». А это может спровоцировать экономическую нестабильность и недоверие предпринимателей к новым властям. Ведь таким образом нарушается один из основных принципов столь любимой «нашеукраинцами» либеральной экономики - неприкосновенность частной собственности. Сложно вести бизнес в условиях, когда правила неясны.

Помимо этого, западному капиталу мало интересно развитие в Украине отраслей промышленности с применением высоких технологий. Поэтому активное вторжение их инвесторов в наши «корневые» отрасли экономики может способствовать скорей развитию Украины как рынка дешевой рабочей силы, сбыта товаров и - отчасти - недорогого сырья. В первую очередь это может отразиться на благополучии жителей промышленного Юго-Востока, которые и так негативно настроены в отношении нынешнего Киева.

В то же время вряд ли властям нужен новый источник для всплеска протестных настроений накануне парламентских выборов 2006 года. Можно предположить, что популистский лозунг «пересмотра» будет воплощаться в жизнь постепенно и более «показательно», нежели реально. Акции реприватизации коснутся только избранных крупных предприятий, принадлежащих людям из окружения Л. Кучмы и В. Януковича. И «Криворожсталь» - это первая ласточка на этом пути.