…Ибо не ведают, что творят
21.02.2005 08:53
…в ближайшее время; он будет закрытым – в том смысле, что его никто не будет продолжать», - уточнил господин Президент.

Но не тут-то было. Еще не смолкло эхо публичных заявлений верховного гаранта, а из стана премьер-правительницы пришло «небольшое» уточнение по количеству реприватизируемых объектов. «Список Тимошенко» составлен с революционным размахом. Под гильотину экспроприации подпадают 3 000 объектов. Перечень пока не оглашен, но есть уверенность в том, что переделу подвергнутся не бывшие колхозы (что с них взять), а прежде всего прибыльные крупные промышленные предприятия.

Все взять – и поделить

Набеги в стиле запорожских сечевиков на ряд облэнерго – это, надо полагать, отработка методов быстрого отъема собственности без лишней канители. Так сказать, разведка боем, прощупывание противника перед главным сражением. Грядут более масштабные эксцессы. Власти объявили этакую большевистскую программу по раскулачиванию. И если эта программа будет неукоснительно, с революционным запалом, претворяться в жизнь, то социальные катаклизмы станут неизбежными в доселе провинциально тихой и спокойной Украине.

Началось все в четверг, 17 февраля. Энергопоставляющая компания «Прикарпатьеоблэнерго» устами своего зампреда правления компании Василия Костюка заявляет о захвате помещения компании по улице Индустриальной, 34 в Ивано-Франковске бойцами спецподразделения «Альфа». Экспроприацию небезосновательно связали с решением Дарницкого суда Киева о прекращении полномочий председателя правления компании Александра Бубена. По данным Костюка, соответствующее решение суда было принято во вторник, 15 февраля, по иску Тараса Тартышкина. Он добавил, что о человеке, подавшем иск, компании ничего неизвестно.

19 февраля столь же критически сложилась ситуация на «Полтаваоблэнерго». Правда, когда о налете стало известно широкой общественности, «камуфляжники» прекратили блокаду помещений и покинули объект. Как сообщил народный депутат Михаил Добкин, это случилось после того, как он зачитал представителям охранного агентства, державшим всех в напряжении, определение Ленинградского суда г. Полтавы. Определением запрещалось в любой форме оказывать препятствия для нормальной работы и жизнедеятельности этого важного стратегического объекта.

Кроме того, правление компании «Львовоблэнерго» и трудовой коллектив попросили органы власти защитить их предприятие от возможного захвата.

Об этом сказано в их обращении к Львовской облгосадминистрации, прокуратуре, милиции и СБУ. «Мы обращаемся к вам с просьбой защитить наши законные права и интересы акционеров и трудового коллектива», - сказано в нем. Авторы «с тревогой и беспокойством наблюдали за событиями вокруг «Прикарпатьеоблэнерго», где неизвестные захватили центральный офис». «Мы уверены, что эта провокация заказана со стороны высших членов правительства в пользу одного очень известного олигарха, и следующим объектом может стать наша компания», - сказано в обращении. Авторы обращения также напоминают, что трудовой коллектив облэнерго принимал участие в событиях на Майдане Незалежности в Киеве в ноябре-декабре 2004 года.

Курс на массовый забой крупного собственника, похоже, продиктован как желанием поквитаться с побежденными, так и выбить экономическую базу из-под потенциальной оппозиции. Кто владеет материальными ресурсами, тот обладает реальной властью. Триумфаторы Майдана в явном цейтноте, политическая реформа должна вступить в силу с сентября 2005 года, значит, до сентября они должны ускоренными методами без излишних судебных проволочек взять все под свой контроль, что позволит им спокойно существовать вне зависимости от того, какой будет страна – парламентской или президентской. Существующие суды вовсю стараются перековаться в соответствии с новыми требованиями. Поэтому сейчас главной мишенью нападок станут финансово-промышленные группы, никогда не относившиеся к числу поклонников действующего Президента.

Решение о реприватизации многострадальной «Криворожстали», безусловно, политическое решение. Однако на этом проблемы крупного капитала могут не закончиться. Уже предпринимаются попытки заставить Виктора Пинчука «поделиться» и телеканалами.

Рассуждения новой власти о «справедливой приватизации» - не более чем риторика. Где это видано, чтобы торги велись с соблюдением всех многочисленных требований и правил. При продаже «Криворожстали», конечно, была принята протекционистская для отечественного капитала позиция. Не будь этого, комбинат ушел бы, например, российской «Северстали», предложившей в полтора раза больше, чем группа Пинчука-Ахметова. Подобная протекционистская политика бытует во всем мире. Например, украинцы предлагают Ираку трубы на 30% дешевле американских, но конкурс неизменно выигрывают компании США. Не трудно догадаться почему.

Российские риски реприватизации

Если США будет делать вид, что ничего экстраординарного не происходит и даже похлопывать по плечу реформаторов, мол, правильной дорогой идете, господа, то Россия вряд ли будет безучастно наблюдать за игрищами новых властей, т.к. при масштабном переделе собственности интересы российских компаний будут наверняка ущемлены.
Хорошо известно, что как только в Украине отворили ворота приватизации, у нашей калитки тотчас нарисовался восточный «старший брат» с мошной, туго набитой нефтедолларами.

В целом, проникновение российского капитала в украинскую экономику значительно выше «блокирующего пакета». А такие отрасли, как нефтепереработка, цветная металлургия, мобильная связь, почти полностью перешли в собственность российского бизнеса. Впрочем, нет ничего плохого в приватизации богатыми родственниками фундаментальных для экономики Украины предприятий. Как показывает опыт отчуждения госсобственности в пользу российских компаний на примере НПЗ и гигантов цветной металлургии, извлекаемая прибыль, по крайней мере, основная ее часть, идет на развитие самих предприятий. А это верный признак реальных инвестиций. Нельзя забывать, что толчком к восстановлению экономики Украины стал приход на предприятия ТЭКа, Николаевский глиноземный и Запорожский комбинаты молодых акул российского капитализма. Именно их инвестиции позволили загрузить безнадежно ржавеющие мощности индустриальных гигантов.

Теперь у российских деловых кругов появляются все основания беспокоиться о судьбе своих немалых инвестиций в экономику Украины. Советник премьера Дмитрий Выдрин заявил о том, что список не ограничится 40 компаниями: "Кандидаты на реприватизацию появляются постоянно". Российские капиталисты могут потерять часть украинских активов, убежден Выдрин: "Многие из них, приобретая собственность на Украине, делали ставку прежде всего на политическое лоббирование" (интересно, а можно найти в мире хотя бы одного крупного бизнесмена, который бы не делал на это ставку). К тому же часть российских предпринимателей на выборах поддержали Януковича, "и на это обязательно обратят внимание".

Ему вторит и руководитель спецкомиссии Верховной Рады по приватизации Валентина Семенюк, собирающаяся в судебном порядке оспорить законность продажи шести предприятий, среди них: Черноморского судостроительного и Николаевского глиноземного заводов (97,5% принадлежат «Русалу») и Запорожского алюминиевого завода (68% акций принадлежат компании «АвтоВАЗ-Инвест»). Украинская Генпрокуратура ранее уже делала безуспешную пытку оспорить приватизацию компании UMC, принадлежащей российской МТС.

Наскоки на собственность русских компаний в Украине чреваты катастрофическими последствиями для экономики. Принцип путинской внешней экономической политики незамысловат, как и любой другой, что хорошо для российских компаний, хорошо и для России. Потому «ответка» со стороны Москвы не заставит себя ждать. Можно, конечно, через плетень дразнить соседа своей мнимой независимостью, но главное при этом не увлекаться и знать чувство меры.

Вместо улучшения инвестиционного климата страна может получить полное отсутствие инвестиций. Надежды, что место под солнцем вместо выбывших соседских промышленников займет западный капитал, иллюзорны. Если бы наши предприятия интересовали ТНК (транснациональные компании), то они бы уже давно без всяких хлопот были встроены в их структуры.