«Третья сила» маленьких центристов
30.03.2004 17:56
Судьбу Великой французской революции в свое время решила аморфная часть Конвента, которая, за неимением собственных глобальных интересов, примыкала к сильнейшим. Подобные формации в истории мирового парламентаризма получили название «болото».

Оно (не в обиду почтенным господам депутатам будь сказано) – достопримечательность парламентов всех стран «переходной демократии». Своя «вязкая субстанция» была и в Верховной Раде Украины. Опираясь именно на такую «болотистую» группу 239, национал-демократическое меньшинство продвигало свою политику на заре независимости.

Процесс структурирования политикума ведет неумолимые осушительные работы. В парламенте остается все меньше депутатов, которые пришли туда «на других посмотреть, себя показать». И тем не менее, некоторые очаги «болотистости» сохранились и в нынешней Верховной Раде.

Самодостаточными сейчас можно назвать только три парламентские фракции: Регионы Украины, СДПУ(о) и ПППУ-«Трудовая Украина», за которыми стоят достаточно обширные политические интересы. Остальные же фракции и группы (70 – 80 народных избранников) являются, скорее, сателлитами, претендующими на ту или иную степень уважения к себе. И дарят им это уважение пока исключительно с оглядкой на нынешние политические перипетии.

На «болотистые» островки не обратили бы внимания, если бы не политреформа. Наиболее ненадежным звеном коалиции сторонников изменения Конституции оказались именно «маленькие центристы», не сумевшие отделить глобальные интересы украинской национальной буржуазии от частностей личного характера.

Судьбой мелких групп и фракций перед лицом грядущих трудностей озаботились старшие товарищи. С учетом того, что каждый голос может быть решающим. Но дабы в будущем не быть выброшенными на свалку истории, «карликовым» объединениям пора подумать о будущем.

Весьма вероятно, уже дан ход некоему сценарию по созданию четвертого столпа центристской коалиции. По крайней мере, на политсцене уже начали появляться актеры, реплики которых укладываются в интересную мозаику.

Фигура 1 – Интригующая

Первым, еще в феврале, засветил тему Александр Зинченко. Покинув ряды СДПУ(о), Александр Алексеевич долго томил общественность, скрывая свои дальнейшие планы. А тут вдруг заявил, что готов войти в состав политической силы, которая «поставила патриотизм и будущее страны, ее конкурентоспособность в будущем во главу угла». По мнению вице-спикера, его персоны достойна та сила, которая умеет «бороться, быть эффективной, опираться на доверие значительного числа граждан и принимать компромиссные решения». И намекнул, что сейчас приходит время подвижных, «клубных» политических систем, «коалиции мнений».

По намекам Александра Зинченко можно догадаться, что речь идет уж никак не о «Нашей Украине». Да и вообще, ничто в бывшем президенте «Интера» не говорит о том, что он готов пожертвовать своим стабильным положением ради пламенной борьбы за сомнительные идеалы в явно не победоносной кампании.

Фигура 2 – Пугающая

Более прямолинейно раскрыл планы «сгона» блуждающей центристской братии в одну отару координатор парламентского большинства Степан Гавриш. Он заявил о том, что в апреле на украинской политической арене появится принципиально новая партия, отличающаяся от всех, которые существуют в стране сейчас.

Степан Богданович давно демонстрировал свои амбиции, подавая надежды на создание сначала некоей промежуточной группы между пропрезидентским лагерем и оппозицией, а затем и мощного «харьковского» лобби. Однако после того как ему доверили аж целое парламентское большинство, С. Гавриш не стал размениваться по мелочам. Сама нейтральная и деловитая фигура Степана Богдановича внушала большие надежды, но…

Инициатива лидера «Деминициатив» в разгар рассмотрения политреформы доставила ему целый ряд неприятных минут. Обиду на координатора большинства выразила группа «Народный выбор» – из-за какого-то недоразумения с выдвижением кандидатур в Центризбирком. Затем масштабную атаку на него предприняли мажоритарщики, которых он «укатывал» поддержать пропорциональную систему выборов. Член группы «Народовластие» Владимир Нечипорук заявил, что депутаты-мажоритарщики не позволят, чтобы «какие-то гавриши вели депутатов, как овец».

На этом мытарства Степана Богдановича не кончились. Его группу покинули несколько депутатов, в том числе Михаил Добкин, которого он заявлял в качестве одного из основателей новой партии. Наконец, полемика с Владимиром Литвиным по вопросу о сроках рассмотрения политреформы дала пищу для козней недругов Степана Гавриша.

На первый взгляд может показаться, что координатор большинства засветил план объединения «маленьких центристов» не в то время и не в том месте. Однако на самом деле его инициатива позволила списать первую нервную реакцию будущих «строителей партии» на трудности политреформы. И теперь открывается простор для деятельности третьей, самой важной фигуры…

Фигура 3 – Вожделенная

Среди политзвезд первой величины в Украине осталась только одна планета с неопределенной орбитой. Это – Владимир Литвин. Спикер ВР уже давно созрел для того, чтобы стать лидером какого-нибудь симпатичного политического объединения. Опыт руководства блоком «ЗаЕду» у него уже есть. За два без малого года Владимир Михайлович успел также изучить все трещинки спикерского кресла. Его политический вес позволяет претендовать на большее.

Председатель парламента пока публично открещивается от своей роли «отца» новой партии. Но это может говорить лишь о том, что в разгар процесса проталкивания политической реформы вкупе с пропорционалкой вовсе незачем пугать и так гудящую и нервно вздрагивающую толпу новыми испытаниями (особенно после того, как Степан Гавриш уже сыграл свою роль «злого следователя»).

Между тем, похоже, Владимир Литвин – безальтернативный кандидат на роль вождя новой политсилы. Он пользуется личной поддержкой и глубоким расположением Леонида Кучмы, хотя в политическом отношении сумел создать дистанцию по отношению к Банковой. Его фигура, больше чем кого бы то ни было, будет положительно воспринята болезненным самолюбием «маленьких центристов».

Тот же бывший «деминициативщик» Михаил Добкин не преминул заявить, что готов вступить во фракцию, построенную на партийной основе и избравшую «своим идейным лидером Владимира Литвина».

Аграрии, у которых явные проблемы и с самостоятельным прохождением в парламент, и с численным наполнением фракции, уже не единожды зазывали Владимира Литвина на царство. И поэтому, скорее всего, согласятся войти в партию, на флаге которой будет красоваться портрет спикера.

Главу группы «Народовластие» Богдана Губского считают очень близким к спикеру, поэтому и тут трудностей не ожидается. «Деминициативам» – группе инициатора всего этого сыр-бора Степана Гавриша, как говорится, сам бог велел. Депутаты из «Народного выбора», сплошь мажоритарщики, вынуждены будут сделать выбор между «Трудовой Украиной», которая спасла их от ликвидации, и новой группировкой, осененной авторитетом спикера. По крайней мере, новая структура всегда предпочтительнее, потому как статус соучредителя завиднее положения пригретого по доброте душевной бродяги…

Самые существенные проблемы можно ожидать со стороны фракции НДП. Хотя после своего избрания в парламент фракция растаяла, как сугроб по весне, и давно колеблется на грани роспуска, амбиций в ней хоть отбавляй. Один из лидеров партии, харьковский губернатор Евгений Кушнарев, уже заявил, что не видит «ничего общего между проектом Гавриша…и НДП». «Мы – партия, которая имеет восьмилетнюю историю. Много политических проектов за это время было создано, еще немало будет». Однако, скорее всего, эти заявления являются не категоричным отрицанием возможного слияния, а попыткой набить себе цену. Ибо от «проекта Литвина» отказаться гораздо труднее.

Кстати, в понедельник, 29 марта, неожиданно появился еще один боец для «партии Литвина». Тарас Черновол, недавно покинувший «Нашу Украину», заявил ивано-франковской газете «Репортер» о том, что начинает работу над созданием «третьей силы», которая-де «частично будет ориентироваться на Виктора Ющенко, частично – на Владимира Литвина».

Нынешний спикер Верховной Рады, долго не афишировавший свою политическую «рыночную стоимость», добился того, что спрос на его персону весьма подскочил. Согласившись на роль «осушителя» парламентского «болота», Владимир Михайлович тем самым создаст твердый грунт под своими ногами. А с этого «бугорка» открываются хоть и не заоблачные, но весьма привлекательные политические перспективы…
Альбина Настойченко
Андрей Яковенко