Тегеран-2005
01.03.2005 12:49
...«даст ответ безосновательным заявлениям американского руководства и заявит о своей ненависти к милитаристской политике Белого дома».

Государство религиозной демократии

После победы революции 1979 года ее лидер имам Хомейни провел референдум, в ходе которого иранцы высказались за установление в стране Исламской Республики. При этом строе, как говорят его идеологи, народ правит в рамках освободительных учений ислама. Сам ислам, по их словам, не только гарантирует мирское и загробное счастье людей, но придает особое значение роли народа в самоопределении. В Коране, священной книге мусульман, в суре «Совет» действительно говорится, что консультации и обмен мыслями входят в число одобряемых деяний верующих. В рамках права народа на самоопределение ислам рекомендует поощрять других к одобряемому и удерживать их от неодобряемого. Таким образом, Аллах призывает людей не относиться безразлично к происходящему вокруг, в том числе к ошибкам и халатности других. Соблюдение этого принципа, подчеркивают в Иране, особенно важно в отношении государственных и политических деятелей. Иначе говоря, народные массы должны следить за властью и высказывать свое отношение к ее деятельности.

В то же время Иран никому не навязывает своих порядков, ибо ислам, как здесь говорят, признает свободу людей. В суре «Корова» сказано: «Нет принуждения в вере. Истинный путь различим от ложного». В итоге те, кто выбирает исламское учение для обустройства своей жизни, делают это сознательно и по собственному желанию ведут себя в соответствии с ним.

Свобода и народовластие в государственной системе Ирана определяются в рамках законов и ценностей исламской религии и ее религиозно-демократической системы. Нынешний духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи говорит: «Религиозное народовластие означает учет гласа народа с точки зрения религиозной логики с той же долей уважения, с которым относится религия к мнению и благородству людей. Религия возлагает на государство серьезную ответственность перед народом. Религия не приемлет деспотии и диктатуры ни от кого, ни при каких обстоятельствах».

Понятно, что система религиозного народовластия, сложившаяся в Иране, весьма далека от западной демократии. Между тем западные государства, особенно США, считают, что их демократия – это единственный способ волеизъявления народа. В Иране, однако, считают, что их система лучше западной отвечает интересам простых людей. Почему? Религиозное народовластие делает злоупотребление свободой маловероятным, поскольку эта система сильна нравственностью. Свобода человека сочетается здесь с нормами морали. На Западе же, если свобода и существует, она зачастую используется ради корыстных интересов и поэтому весьма часто расходится с интересами народа. С другой стороны, отрицание пределов для свободы, что проповедуют современные либералы, само по себе способно привести к правовому и политическому нигилизму. Вот почему в странах Запада на выборах и референдумах первое слово остается за владельцами крупного капитала и зависимыми от них лобби.

Ислам и экономика

Надо признать, что исламская революция добилась ощутимых успехов в социально-экономическом развитии страны. Прирост ВВП в последние годы составляет 6 – 8%. Валовой внутренний продукт в пересчете на душу населения составляет примерно 1600 долларов. Доля промышленности в народном хозяйстве страны, вместе с добычей и переработкой нефти и газа, достигла 40%. Наиболее быстрыми темпами растут нефтепереработка, автомобилестроение, энергетика. Однако в силу сложных природных условий страна продолжает зависеть от импорта зерна.

Экспорт, большую часть которого составляют нефть, газ и продукты их переработки, достиг 25 млрд. долларов. Страна экспортирует сейчас не только энергоносители и традиционные товары, но также легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы. Крупнейший торговый партнер Ирана – Евросоюз, товарооборот с которым превысил 15 млрд. долларов.

Иран – один из крупных туристических центров мира. Ежегодно страну посещают до полутора миллионов туристов. Доход от туризма достигает 1,5 млрд. долларов в год.

Иран, население которого достигло 70 млн. человек, – государство «молодежное», что приводит к проблемам на рынке труда. Из года в год безработица колеблется в пределах 12 – 16%. Одновременно ощущается нехватка квалифицированных рабочих. Поэтому государство быстро развивает профессионально-техническое образование. Доля грамотного населения в возрасте старше 6 лет достигла 85%. В вузах страны обучается более 1,5 млн. студентов, причем девушек и юношей практически поровну. Расходы на высшую школу ежегодно увеличиваются на 20 – 30%.

Противостояние

Понимая, что стратегические цели политики США на Ближнем и Среднем Востоке состоят в овладении богатейшими запасами энергоносителей путем силовой «демократизации» этого региона, иранцы вынуждены укреплять свою обороноспособность. В последние годы активно развивают ракетостроение и атомную энергетику. Возможно, и для того, чтобы, в случае чего, обзавестись собственным ядерным потенциалом. Хотя официальный Тегеран постоянно утверждает, что атомный проект Ирана преследует исключительно мирные цели.

Усилия Ирана в области ядерных исследований и атомной энергетики вызывают истерику в Вашингтоне. Там уже откровенно поговаривают о необходимости скорейшего решения «проблемы Ирана». Не отрицает возможности нанесения превентивного удара по Ирану и сам Джордж Буш. После его выступления в Конгрессе с посланием к стране один европейский дипломат сказал: «Мы поняли, что в отношении России и Китая будет торжествовать прагматизм, что две мусульманских страны – Пакистан и Саудовскую Аравию – оставят в покое, что главная мишень – это Иран».

Надо сказать, что после того, как США увязли в Ираке, подобные подходы к Ирану разделяют далеко не все. Например, влиятельный американский сенатор Джон Маккейн заявил, что Америка не желает вести «две войны»: «Я не думаю, что применение силы принесет успех. Нет никакой гарантии, что мы обнаружим все эти ядерные объекты. Если нанести удар и оставить им их ядерное оружие, придется иметь дело с чертовски тяжелой проблемой».

Крайне осторожно в отношении Ирана высказался бывший президент США Билл Клинтон. Хотя он и признает за Бушем право использовать военную силу против Ирана, тем не менее, рассчитывает, что лучше было бы предоставить европейцам, имеющим с Ираном нормальные отношения, возможность решить возникшие спорные вопросы мирным путем. Последнее Брюссель предлагал уже неоднократно. Планы США осудил Хавьер Солана, ответственный за внешнюю политику ЕС. Нанесение удара по ядерным объектам в Иране было бы «ошибкой», сказал он.

«Спросите американца, зачем ему пистолет, и он ответит, что мир – опасное место. Спросите простого иранца, зачем его стране ядерная бомба, и услышите точно такой же ответ, – пишет в этой связи «Вашингтон Пост». – Разница между простым американцем и простым иранцем в данном случае заключается в том, что первый преувеличивает, а второй, как говорится, попал в самую точку. Если какая-то страна когда-либо в истории по-настоящему нуждалась в ядерном арсенале, то это как раз Иран».

По мнению газеты, страна, которую президент Буш назвал типичным представителем «оси зла», ведет себя абсолютно рационально. Ведь, если даже не вспоминать об угрозе со стороны Соединенных Штатов, нельзя забывать, что она окружена государствами, которые в разное время являлись ее врагами, и некоторые из них обладают ядерным оружием.

К востоку от Ирана находится Пакистан – известный член «ядерного клуба». Вполне возможно, в этой связи у иранцев возникает вопрос: почему пакистанцам можно иметь бомбу, а им нет? Да и США вроде бы ничего не имеют против ядерного оружия Пакистана. Наверное, полагают, что оно будет использовано только по согласованной с ними цели. Несколько дальше находится Израиль, который также располагает «неофициальным» ядерным оружием, и о котором США тоже молчат. Наконец, можно напомнить, что Хусейн, который перед тем 10 лет воевал против Ирана, также подумывал одно время о ядерном оружии, и в Тегеране об этом было хорошо известно.

Как реагирует на угрозы США Иран? Иран ускорит свою ядерную программу в случае нанесения Соединенными Штатами и Израилем ударов по иранским атомным объектам. Об этом заявил иранскому радио секретарь Высшего национального совета безопасности ИРИ Хасан Роухани. «Запад никакими способами и средствами не сможет убедить Иран отказаться от ядерной программы», – указал Роухани. По его мнению, США вряд ли пойдут на риск нанесения ударов по атомным объектам Ирана, поскольку прекрасно понимают последствия такого шага.

Перспектива американо-иранского вооруженного конфликта должна беспокоить руководство Украины. Ведь в соседнем Ираке находится наш воинский контингент, который может быть задействован в военной акции против Ирана. Однако каких-либо определенных заявлений на этот счет с нашей стороны пока не слышно.